Прямозубая передача. В прямозубой передаче зубья входят в зацепление сразу по всей длине. Это явление сопровождается ударами и шумом, сила которых возрастает с увеличением окружной скорости колес. Как правило, применяется в открытом и реже в закрытом исполнении.
Передаточное число определяется по формуле
Значения U ограничиваются габаритами передачи. Рекомендуется принимать U < 5.0. Основные геометрические размеры определяют в зависимости от модуля и числа зубьев.
Диаметры делительной и начальной окружности:
d = dw = mz.
Диаметр вершин dа и диаметр впадин df зубьев:
da = d + 2ha = d + 2m,
df = d - 2hf = d – 2.5m.
где hа – высота головки зуба, hа=m; hf – высота ножки зуба, hf = ha + C; С – радиальный зазор, С = 0.25m.
Межосевое расстояние передачи:
Число зубьев шестерни Z1 и колеса Z2: Z1min = 17; Z2 = Z1×U.
Коэффициенты ширины венца:
где b2 – ширина венца колеса; d – диаметр делительной окружности; аw – межосевое расстояние; m – модуль зацепления.
Ширина венца шестерни при твердости рабочих поверхностей зубьев < 350 НВ:
|
|
b1 = b2 + (5-10) мм.
Значения b1 и b2 принимаются из ряда чисел Rа 40 (см. табл. 1.1). Более широкая шестерня учитывает возможное осевое смещение зубчатых колес из-за неточности сборки, кроме того, это важно при приработке зубьев, когда более твердая шестерня перекрывает по ширине более мягкое колесо. При твердости рабочих поверхностей зубьев > 350 НВ принимают b1= = b2.
Силы в зацеплении определяют в полюсе зацепления П (рис. 4.4). На шестерню действует вращательный момент Т1, который создает распределенную по всей контактной линии зуба колеса нагрузку. Эту нагрузку заменяют равнодействующей силой Fn, направленной по линии зацепления NN и приложенной в полюсе зацепления П. Силами трения в зацеплении пренебрегают, так как они малы. Силу Fn раскладывают на окружную Ft и радиальную Fr.
Рис. 4.4. Силы в зацеплении
На ведомом колесе направление окружной силы Ft2 совпадает с направлением вращения, а на ведущем Ft1 – противоположно ему. Радиальные силы Fr направлены к осям вращения колес.
Косозубая передача. Цилиндрические колеса, у которых зубья расположены по винтовой линии на делительном цилиндре, называются винтовыми или чаще – косозубыми (рис. 4.5). В отличие от прямозубой, в косозубой передаче зубья входят в зацепление не сразу по всей длине, а постепенно, передавая нагрузку на несколько зубьев. В результате повышается нагрузочная способность, увеличивается плавность работы передачи, уменьшаются шум и динамические нагрузки. С увеличением угла наклона β линии зуба плавность зацепления и нагрузочная способность передачи увеличиваются, но при этом увеличивается и осевая сила Fа, что нежелательно (см. ниже). Поэтому β принимается от 8о до 26о. Косозубая передача применяется в ответственных механизмах при средних нагрузках и средних или высоких скоростях.
|
|
Основные геометрические размеры зависят от модуля и числа зубьев. При расчете косозубых колес учитывают два шага (рис. 4.5): нормальный Рn в нормальном сечении nn и окружной Рt в торцевом сечении tt, при этом Рn= = Рt·соsβ. Соответственно имеем и два модуля:
при этом mn = mt·соsβ,
Рис. 4.5. Косозубое колесо
где mt и mn – соответственно окружной и нормальный модули зубьев. За расчетный принимают mn, значение которого не зависит от угла наклона β и должно соответствовать стандартному.
Диаметры делительной и начальной окружности:
d = dw = mnz = mtz/cos β.
Диаметры вершин и впадин зубьев:
da = d + 2mn, df = d – 2.5mn.
Межосевое расстояние:
Эквивалентное колесо. Профиль зуба определяют его размеры и форма в нормальном сечении. Форму зуба в нормальном сечении принято определять через параметры эквивалентного прямозубого колеса (рис. 4.6). Нормальное к линии зуба сечение NN делительного цилиндра имеет форму эллипса. Из курса аналитической геометрии известно, что радиус кривизны эллипса равен
Рис. 4.6. Эквивалентное колесо
Профиль зуба в этом сечении достаточно близко совпадает с профилем приведенного прямозубого колеса, называемого эквивалентным, делительный диаметр которого dv = 2rv = d/cos2β, а эквивалентное число зубьев
где Z – действительное число зубьев косозубого колеса. Увеличение Zv с увеличением β – одна из причин повышения прочности косозубых передач.
Силы в зацеплении определяют в полюсе зацепления П (см. рис. 4.6). Сила Fn, действующая на зуб косозубого колеса, направлена по нормали к профилю зуба, т.е. по линии зацепления эквивалентного прямозубого колеса, и составляет αw с касательной к эллипсу. Разложим эту силу на две составляющие: окружную Fv = Fn·cosαw и радиальную Frv = Fv·tgαw.
Из рис. 4.6 видно, что радиальные силы эквивалентного Frv и косозубого колеса Fr совпадают по величине и направлению, т.е.
Fr = Fv·tgαw, а сила Fv расположена в плоскости, касательной к начальному цилиндру, и составляет угол β с осью колеса. Разложим силу Fv на две составляющие: окружную силу
Ft = Fv·cosβ осевую силу
Fa = Fv·sinβ. Из ф-лы (4.2) найдем значение Fv = Ft/cosβ и подставим в ф-лы (4.1) и (4.3), получим радиальную силу
и осевую силу Fa = Ft·tgβ,
где
На зубья шестерни и колеса действуют одинаковые, но противоположно направленные силы, направления которых зависят от направления вращения колес и направления наклона линии зубьев. Наличие в зацеплении осевой силы дополнительно нагружает валы и подшипники и является недостатком косозубых передач.
Шевронная передача. Для того чтобы исключить недостаток косозубых передач (осевую силу Fа) и сохранить их преимущества, принимают шевронные передачи. Шевронное колесо - сдвоенное косозубое колесо, выполненное как одно целое. Каждая половина колеса нарезана со встречным углом наклона β линии зуба (рис. 4.7). Вследствие равного направления линии зубьев на полушевронах осевые силы Fа/2 взаимно уравновешиваются и на валы и подшипники не передаются. Это позволяет принимать у шевронных колес угол β = 25-40о, что повышает нагрузочную способность передачи и плавность работы. Шевронные колеса изготавливаются с дорожкой а в середине колеса (см. рис. 4.7) для выхода режущего инструмента или без дорожки. Ширина дорожки принимается обычно а = (10-15)m.
Рис. 4.7. Шевронное колесо
Колеса без дорожки нарезают на специальных малопроизводительных станках, поэтому их применяют реже, чем колеса с дорожкой. Применяют в высоконагруженных быстроходных передачах. Недостаток их – высокая стоимость изготовления. Геометрические параметры и прочностный расчет этих колес подобны расчетам косозубой передачи.
|
|