Творчество Гудона

Жан-Антуан Гудон— французский скульптор, выдающийся мастер психологического портрета.
Проведя детство в художественной обстановке школы des eleve sproteges, где его отец был привратником, еще 10 - 12 летним он начал упражняться в лепке.
Вскоре он был принять в ученики академии живописи и скульптуры, и в возрасте 15 лет уже получил в награду серебряную медаль. В1761 году, за эскиз барельефа "Царица Савская", удостоен большой Римской премии, с правом семилетнего пребывания в Италии на казенный счет.
До 1768 года жил в Италии, где исполнил «Экорше» — анатомическую статую человеческой фигуры, копии которой было принято использовать для обучения студентов-медиков, обратившую на него всеобщее внимание и послужившую ему этюдом для статуи Иоанна Крестителя, а также изваял статуи "Весталка" и "Святого Бруно". Последнее произведение было создано для церкви Санта-Мария-Дельи-Анджели и отличалось естественной простотой и пластическим спокойствием. Эта статуя явилась провозвестником нового направления в скульптуре.
По возвращении в Париж, Гудон, на основании исполненных им работ, был избран в 1769 году в сопричисленные к академии живописи и ваяния, а в 1777 году, за мраморную фигуру дремлющего Морфея (сегодня хранится в Лувре), возведен в звание академика. Первым значительным произведением Гудона по возвращении во Францию был портретный бюст Дидро, привлекший к художнику заказы со стороны герцога Саксен-Готского и императрицы Екатерины.
Для первого Гудон исполнил несколько рельефных портретов его семейства, для императрицы - ее бюст(1773 г.); кроме того, русский посланник при французском дворе, князь Голицын, заказал художнику два надгробных памятника для князей М. Д. Голицына и А. Д. Голицына (находятся в Богоявленском монастыре, в Москве). Что ему было доступно изображение нежной наивности и чистой красоты, Гудон доказал бюстом молодой девушки, известным под названием "La Petite Lise" (у г. Ефруси, в Париже).
Общеевропейское признание и подобающие этому заработки Гудону принесли портреты великих современников —Вольтера, Дидро, Екатерины II, Бенджамина Франклина, Джорджа Вашингтона, Мирабо, Неккера и др. Отталкиваясь от посмертной маски Руссо, он создал бронзовую статую великого мыслителя (в Лувре).
В парижском салоне 1777 году число произведений Гудона равнялось половине всех вообще выставленных скульптур, и с этого времени определилась его роль, как предводителя французской скульптурной школы.
Гудоновские портреты королевского семейства, надгробный памятник графу Эннери и барельеф для церкви Святой Женевьевы относятся к этой эпохе. В следующие затем годы исполнены Гудоном два бюста Мольера, из которых один отличается идеальностью, а другой, наоборот, реалистичностью, портрет Руссо, поразительный по сходству и характерности выражения.
Однако ни одно произведение Гудона не имело такого успеха у публики, как воспетая поэтами и расхваленная художественными критиками статуя "Дианы" - динамичную фигуру нагой Дианы на охоте с луком в руке (мраморный экземпляр ее выполнен в 1780 г., находится в Имп. Эрмитаже; бронзовый, исполнен в 1790 г. - в Луврском музее, в Париже). Из многих статуй и бюстов Вольтера, работы Гудона, особенно замечательна изображающая его сидящим, установленная в фойе Theatre Francais в Париже (копия — в Эрмитаже).В 1785 году Гудон взял от французского правительства полугодовой отпуск и отправился в Америку, дабы изваять, по заказу США, статую Вашингтона. По возвращении в Париже, вступил в брак с Сесилью Ланглуа.

Гудон умел передать характер своей модели посредством тщательно выбранной позы, экспрессивно заострённого выражения лица и прямолинейного взгляда. Для большей непосредственности впечатления отказывался от тщательной отделки статуй, сохраняя следы своего резца. В зрелые годы работал в основном с глиной, зачастую оставляя изготовление мраморной, бронзовой либо гипсовой статуи на откуп помощников. Продолжал пользоваться успехом в годы Французской революции при Наполеоне. В Версале ему установлен памятник.
Император Наполеон, покровительствовавший Гудону, заказал ему свою статую, которая была потом перелита в статую Генриха IV. Последним произведением Гудона был бюст императора Александра I, явившийся в парижском салоне 1814 году.
До1823 года Гудон оставался в должности профессора королевской академии. Кроме вышеупомянутых произведений, заслуживают быть упомянутыми следующие работы:"La fileuse" (1788 г.), "L`ete" (1785 г.), статуя святой Схоластики (переделанная в "Философию"); бюсты принца Генриха Прусского, Бюффона, Франклина и многие другие.
В Эрмитаже, сверх бюстов Дидро, Вольтера и статуй Дианы и философа, хранятся еще бюсты Даламбера и двух малолетних дочерей князя Голицына.
Воспитанный во вкусах и воззрениях эпохи Людовика XV, Гудон, однако, вскоре примкнул к направлению, поставившему себе задачей более строгое и правильное вникновение в античные образцы, и, благодаря значительности своего таланта, достиг самостоятельности, сделавшей его вождем скульптурной школы в эпоху Людовика XVI.
Его пластические образы явились полным выражением художественных идеалов этой эпохи и пользовались восторженным признанием со стороны публики до появления Давида, псевдоклассицизм которого сменил направление Гудона.
Эта перемена совпала с его возвращением из Америки. Стараясь приноровиться к новым требованиям общественного вкуса, он потерял свою оригинальность и впал в подражательность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: