Творчество Фрагонара

Жан Оноре Фрагонар, французский живописец, график и гравер.
Учился сначала у Жана Батиста Шардена, затем у Франсуа Буше в Париже. В 1752 году за картину "Жертвоприношение Иеровоама" получил большую премию с правом путешествия в Рим в качестве пенсионера французского правительства. В 1756 - 1761 годах работал в Италии, где исполнил циклы пейзажных рисунков (окрестности Рима и Неаполя). В Риме значительное влияние оказали на него итальянские мастера XVII столетия Бароччо, Солимена, П. да-Кортона и в особенности Тьеполо. Подружившись здесь с живописцем Гюбером Робером, он совершил вместе с ним и талантливым любителем искусства Сен-Ноном поездку на юг Италии. Плодом этой поездки было издание увража: "Voyage de Naples et de Sicile", в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром.
По возвращении своем в Париж он выставил в салоне 1765 года картину "Смерть Кореза", за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Однако вскоре после этого он бросил исторической род живописи и, подчинившись вкусу того времени, стал писать идеалистические жанры и пасторали в духе Ватто и Буше, сцены интимной жизни пикантного, иногда беззастенчиво-эротического содержания, декоративные панно, портреты, миниатюры, акварели, пастели и по временам заниматься офортным гравированием. Продолжая традиции "галантного" жанра Буше, порой отдавая дань условности и изощрённости рококо, Фрагонар вместе с тем достигал особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной (в т. ч. народной) жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Произведения его вошли в большую моду и покупались нарасхват по высокой цене, благодаря чему он успел составить себе хорошие средства. Отличающиеся свежестью и изысканной декоративностью колорита, лёгкостью и темпераментностью письма, плавными композиционными ритмами, произведения Фрагонара исполнены чувствительной неги, полнокровного наслаждения жизнью ("Качели", 1766 г., собрание Уоллес, Лондон, "Праздник в Сен-Клу", 1775 г., Французский банк, Париж; "Купающиеся наяды", Лувр, Париж), пронизаны чуть заметной насмешкой над жеманным томлением персонажей ("Поцелуй украдкой", Эрмитаж, Ленинград) или согреты искренним, несколько сентиментальным сочувствием судьбе героев ("Бедное семейство", Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва; "Дети фермера", Эрмитаж, Ленинград). Утончённые эффекты светотеневой градации характерны для его многочисленных рисунков (сангиной, бистром, реже - сепией) и офортов.
Во время Великой французской революции Фрагонар - хранитель Национального музея и член жюри художественных выставок. Но вспыхнувшая революция разорила его, а классицизм, водворенный во французском искусстве Давидом, лишил его прежней популярности.

В больших исторических картинах Фрагонара мало оригинальности. В его пейзажах природа является слишком переиначенной и приукрашенной; зато жанровые его картины, хотя и не чуждые манерности, пленяют зрителя умно изобретенной композицией, грациозностью рисунка, изящностью и деликатностью колоритных тонов, плавностью и сочностью письма и вообще большим вкусом исполнения. К числу известнейших произведений принадлежат: "Урок музыки", "Пастораль" (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), "Купальщицы", "Спящая нимфа", "Амур, снимающий сорочку с красавицы" ("La chemise enlevee"), "Молодой гитарист", "Молодая читательница" и "Вдохновение", в Луврском музее; "Семейство фермера" и "Поцелуй украдкой", в Императорском Эрмитаже; "В отсутствии отца и матери", "Прятки", "Замок", "Генрих IV и Габриэль" и "Ученые собаки", в разных частных коллекциях. Из гравюр Фрагонара особенно интересны: "Шкаф" (родители девушки находят возлюбленного дочери, спрятанного в шкафу, собственная композиция художника; очень редкий лист), "Обрезание" с Тьеполо, "Антоний и Клеопатра" с Либери, "Вечеря в Эммаусе" с Риччи, и "Сретение Господне" с Тинторетто.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: