1. Восстановление деформированного предложения.
Взрослый объясняет, что слова в предложениях перепутались, и просит малыша помочь навести порядок.
Клетку Маша закрыть забыла.... Перышки кота около на лежали полу.... Голос Маша услышала громкий.... Сидел на попугай люстре....
Количество слов в деформированном предложении не более пяти.
2. Восстановление по нескольким словам, обозначающим действия, цепочки предложений: забыла закрыть — пришла — ахнула; испугалась — заплакала — решила; слышит — сидит — кричит.
3. Подбор действий.
- Что может делать: попугай Петруша? кот Мурзик? девочка Маша?
Совместно с ребенком подбирается по 6—8 действий.
4. Восстановление последовательности событий а рассказе и составление предложений.
Взрослый просит ребенка вспомнить, что было раньше, что позже, и составить полные, правильные предложения в нужном порядке.
Маша увидела попугая на люстре.— Маша услышала громкий голос.
Маша испугалась, что кот съел попугая.— Маша пришла в комнату.
Маша подняла голову.— Маша испугалась и заплакала.
Подбор определяемых слов.
Взрослый предлагает ребенку догадаться, к кому из трех героев рассказа относятся слова, обозначающие признаки:
говорливый... хитрый... пушистый... заботливая...
добрая... маленький... красивый... голосистый...
голодный..., остроклювый... тонколапый...
пушистохвостый хитроглазый... длиннохвостый... полосатый... усатый... зубастый... остроухий... и т.п.
При трудностях восприятия сложных прилагательных взрослый объясняет их смысл, например: остроклювый — «с острым клювом». Затем взрослый предлагает малышу подобрать по 3—4 слова, характеризующих героев.
Какой кот? попугай?
Какая девочка Маша?
6. Пересказ рассказа целиком с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин.
ЗАНЯТИЕ № 14
Тема. Составление рассказа по серии сюжетных картин. Цели. Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин, последовательность которых служит планом рассказывания; продолжать учить составлять фразы с опорой на картинку и вопрос.
Взрослый показывает серию сюжетных картин о Незнайке и задает детям вопросы по их содержанию. (Рассказ на этом занятии дети будут составлять сами.)
Вопросы
- Когда это было: зимой или летом?
- Что собрал Незнайка?
- Во что он собрал снежинки?
- Куда Незнайка понёс снежинки?
- Кому Незнайка показал снежинки?
- Как было в комнате: тепло или холодно?
- Какой праздник приближался?
- Почему Дюймовочка засмеялась?
- Откуда в шапке взялась вода?
- Почему Незнайка расстроился?
- Что он хотел подарить Дюймовочке?
- Какие были снежинки?