Упражнения

1. Восстановление деформированного предложения.

Взрослый объясняет, что слова в предложениях перепутались, и просит малыша помочь навести порядок.

Клетку Маша закрыть забыла.... Перышки кота около на лежали полу.... Голос Маша услышала громкий.... Сидел на попугай люстре....

Количество слов в деформированном предложении не более пяти.

2. Восстановление по нескольким словам, обозначающим действия, цепочки предложений: забыла закрыть — пришла — ахнула; испугалась — заплакала — решила; слышит — сидит — кричит.

3. Подбор действий.

- Что может делать: попугай Петруша? кот Мурзик? девочка Маша?

Совместно с ребенком подбирается по 6—8 действий.

4. Восстановление последовательности событий а рассказе и составление предложений.

Взрослый просит ребенка вспомнить, что было раньше, что позже, и составить полные, правильные предложения в нужном порядке.

Маша увидела попугая на люстре.— Маша услышала громкий голос.

Маша испугалась, что кот съел попугая.— Маша пришла в комнату.

Маша подняла голову.— Маша испугалась и заплакала.

Подбор определяемых слов.

Взрослый предлагает ребенку догадаться, к кому из трех героев рассказа относятся слова, обозначающие признаки:

говорливый... хитрый... пушистый... заботливая...

добрая... маленький... красивый... голосистый...

голодный..., остроклювый... тонколапый...

пушистохвостый хитроглазый... длиннохвостый... полосатый... усатый... зубастый... остроухий... и т.п.

При трудностях восприятия сложных прилагательных взрослый объясняет их смысл, например: остроклювый — «с острым клювом». Затем взрослый предлагает малышу подобрать по 3—4 слова, характеризующих героев.

Какой кот? попугай?

Какая девочка Маша?

6. Пересказ рассказа целиком с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин.

ЗАНЯТИЕ № 14

Тема. Составление рассказа по серии сюжетных картин. Цели. Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин, последовательность которых служит планом рассказывания; продолжать учить составлять фразы с опорой на картинку и вопрос.

Взрослый показывает серию сюжетных картин о Незнайке и задает детям вопросы по их содержанию. (Рассказ на этом занятии дети будут составлять сами.)

Вопросы

- Когда это было: зимой или летом?

- Что собрал Незнайка?

- Во что он собрал снежинки?

- Куда Незнайка понёс снежинки?

- Кому Незнайка показал снежинки?

- Как было в комнате: тепло или холодно?

- Какой праздник приближался?

- Почему Дюймовочка засмеялась?

- Откуда в шапке взялась вода?

- Почему Незнайка расстроился?

- Что он хотел подарить Дюймовочке?

- Какие были снежинки?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: