15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. 16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, 17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. 18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. 19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. 20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. 21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. 22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; 23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. 24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
Наследственный грех адамов – болезненное состояние, а не собственно грех. Грех – свободное нарушение закона. Болезненное состояние – почва для удобопреклонности ко греху.
|
|
Юридическое понимание – личная ответственность всех за грех Адама.
Малиновский: но потомки не участвовали в грехе Адама, поэтому … греховное состояние природы.
Хотя Рим 5:12 «в нем все согрешили»
Блж Феодорит чтобы один наказывался по вине другого это не совсем справедливо.
Лосский: Цель искупления – восстановление природы человека, кот становится способной воспр. Благодать вплоть до богоуподобления.
М Исп: Смерть Христа на Кресте, явилась судом над судом.
Крещение – новое рождение, последствия грехопадения после крещения сохраняются.
Григ Богослов: Отец принимает жертву по домостроительству, нужно было, чтобы человек освятился человечеством Бога.
Первор грех – сост чел природы кот предается посредством человеческого рождения и проявляется посредством склонности ко греху.
3 Цар 8:46;
1Ин 1:8 Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас.
Еф 4:22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
Ириней Лионский: Адам сделался началом умирающих, а Христос – началом живущих
Ин 3:5
(3Цар.8:46 Когда они согрешат пред Тобою, - ибо нет человека, который не грешил бы, - и Ты прогневаешься на них и предашь их врагам, и пленившие их отведут их в неприятельскую землю, далекую или близкую;
(1Ин.1:8 Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас.)
(Еф.4:22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,)
Ириней Лионский – Адам – начало умирающих, а Христос – Начало живущим.
(Ин.3:5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.)
|
|
(Еф.2:3 между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие)
Правда Божия предлагает нам освободится от наследия греха через таинства (крещение, миропомазание, покаяние, причащение) и вступить в Новый Завет. И чел осв-ся от рабства греху и переходит к жизни во Христе.
Протестантский взгляд.
Аугсбургское исповедание.
Последствие первордного греха – недостаток первобытной праведности, которую заменила похоть.
Следы образа Божия остались в человеке.
Быт 9:6
Остатки добра в нравственных силах человека.
В чем остался разум:
I. Стремление и истина.
II. Способность ее принять.
III. Способность к познанию.
Осталась в нем воля, свобода, самоопределение: стремление к добру. (Рим.2:14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:)
Поэтому и в ВЗ и в НЗ заповедуется быть совершенным.
(Лев.19:2: объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш.) (Лев.20:7: Освящайте себя и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, [свят].);
В Новом Завете Мф 5:48 - будьте совершенны как совершенен Отец ваш небесный.
Святые явили эту способность. Серафим Саровский – стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи.
10) Основные возражения против свободы воли.
Аристотель разделяет чел. действия:
- произвольные
- непроизвольные
- смешанные
Хотеть значит мочь – это не верно.
Ограничения свободы:
- время
- пространство
- мировоззрение
- законы и т.д.
Некоторые из ограничений абсолютны, а степень других различна. Огр-я могут иметь внешний и внутренний характер.
Б. Шоу «Свобода означает ответственность, вот почему многие боятся ее».
Другие считают ее величайшей драгоценностью.
Если действия человека определяются внешними обстоятельствами, то нет и нравств оценки, ответственности.
Виды свободы:
1. Внешняя свобода.
Отсутствие препятствия к каким либо внешним действиям. Права, свободы человека.
Пример: свобода печати, вероисповедания, политическая.
Проявляется в отношении человека к вещам, природе, самому себе.
(Сейчас внешняя свобода стала главенствующей. Разгул прав человека.)
2. Наличие способности выбора между добром и злом.
Над этой свободой никто не властен, даже Сам Бог. Это возможность внутр. самоопределения перед выбором добра или зла. Фундаментальное свойство человеческой личности.
3. Духовная свобода.
Свобода кот чел получает в результате борьбы со страстями.
2Кор 3:17 где Дух Божий там свобода.
Иначе человек – раб страстей.
Свобода воли – прирожденное свойство. Внешние свободы – относительны и не должны быть целью. Высшей целью является свобода духовная.
В христианстве и раб может быть свободен.
Есть один критерий – любовь. Только те права достойны, которые воспитывают в человеке любовь. Где нет любви – там смерть, культ страстей, культ эго. Любовь – христ. критерий свободы. Можно быть свободным и в тюрьме.
Бог – абс. свобода и абс. любовь.
Блж. Августин: Велика свобода быть в состоянии не грешить, но величайшая – не быть в состоянии грешить
Свободы достигли многие святые.