После свободы воли – первого элемента человека, существует и второй - нравственный закон, задача которого - раскрыть в себе образ и подобие Божие.
Первое Основание его в Нравственном порядке, установленным Богом, так как Он Всеобщий Законодатель и Источник всего. Нравственный закон – Его откровение. Исполнение Его закона – спасение, не исполнение – гибель.
- В чем воля Божия?
Чтобы мы были святы, совершенны. Мк.5:48[23].
Второе основание – Высший миропорядок, также установлен Богом. Он в добре, красоте и т.д.
Нравственный закон обусловлен:
1. Всеобщностью
2. Неизменяемостью
3. Необходимостью, т.к. нет другого пути раскрытия Себя.
Нравственный закон – всеобщий; неизменяемый, т.к. он основан на Воле Божией.
Физический закон обусловлен необходимостью.
В нравственной области, необходимость закона обусловлена - в признании человеком, его свободной волей. Пс.113:11 «Бог наш на небесах [и на земле]; творит все, что хочет».
Моисей, говоря о законе, говорит евреям о их сердце, как источнике их законов.
|
|
- Как Закон Божий становится законом для человека?
1. Естественный путь: через естество человека.
2. Сверхестественный путь: через посредство Откровения (заповеди)
Естественный путь дан нам при творении. Его мы слышим в нас, «внутри себя», в глубине человеческой природы; его знают все народы. Нравственный закон потом становится и писанным законом. Это доказательство не только наличия закона но и необъходимости и обязательности для всех.
Втор.30:14 «но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его». Рим. 2:14-15 «ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)».
Естественный нравственный закон – ориентиры, которые человек должен достигнуть, чтобы достичь Образа и Подобия Божия.
Нравственные законы разные, но по внутреннему содержанию они одинаковы.
------------