Среди множества молитв наивысшей является «Отче наш…». Научил Господь. Мф.6:9 - 13.
Свв. Отцы: Это сокращение Евангелия, т.к. в ней все необходимое для всех людей на всех времена.
Начинается «Отче наш» - множественное число.
7 Прошений.
О чем больше всего должен молиться христианин?
3) о Царствии Небесном - т.к. к нему он должен стремиться. Флп. 3:20[276]
4) О том, что святилось имя Божие. Оно святится, когда мы через добрые дела приводим к вере неверующих.
5) Что на земле водворилось Царствие Небесное. Борьба на земле двух начал, добра и зла, молитва о победе добра и торжество Царства Божия. Об исполнении Воли Божией на земле, как на небе. Полагаться на волю Божию наш долг, это свидетельство истинной преданности. 1Пет.5:7[277]
6) Прошение не только о духовном, но и о хлебе насущном. Здесь подразумевается все необходимое и материальное и духовное, это прошение указывает, что наша жизнь - предмет заботы Бога. Евр.13:5[278]
7) О прощении грехов. Господь указывает на то, что необходимо условие получения прощения - прощение нами грехов других. Часто это звучит ложью у нас, мы не прощаем грехи других. Каждый раз христианин должен вспоминать - простил ли он?
|
|
6 и 7 прошения: о причинах греха:
9. О зародыше, искушении.
10. От «родителя» - лукавого.
Христианин должен бояться за свою бессмертную душу и избегать искушений, избегать греха.
Молитва удерживает нас от греха, зная слабость, мы просим Бога, избавить от искушений и лукавого.
Прославление Бога - в молитве - сыновняя уверенность, что по любви Божией нам все может быть дано.
В В.З. человек боялся подойти к Богу близко в молитве. Екк.5:1[279]..
Но с пришествием Спасителя и наступления Нового Завета, нового времени для молитвы, когда человеку дано имя Бога Отца, Который Недоступен по Существу.
По форме это бывает необычно. В В.З. люди называли Бога Отцом косвенно.
Язычники все называли Зевса отцом.
Обращение, которое предлагает Христос - иное содержание. Ветхозаветный человек - блудный сын, который оставил Отца. Через Христа человек получил новое усыновление.
«Отец наш» - единственное в Евангелии обращение к Богу Отцу в мн.числе. Христос всех усыновляет.
«Твоя от твоих» - в Евангельском каноне - свидетельство и подтверждение усыновления.
При замене ветхозаветного рабства эта молитва помогает избегать прославления Бога, ждать исполнения Его воли, зависимости человека от Бога, избегать греха, снисхождения к милости, молитва уничтожает духовную самонадеянность, учит искать опоры в Боге - доказательство Божественного происхождения молитвы.
Наличие образца в Евангельском образце молитвы.
О свободе молитвы: можно ли молиться другими молитвами, кроме этой? Молитвенная свобода возможна.
|
|
Свт. Феофан Затворник: свобода возможна, но обретается не сразу, а по мере совершенствования.
Христианин должен сразу воспитать себя по правилу.
Молитва - общение с Богом, а не выражение чувств. Это понуждение, духовное упражнение, которое воспитывает человека, наполняет его дух. В церковном правиле скованность играет воспитательную роль. Правило очищает человека от суеты, позволяет человеку встать перед лицом вечности.
39) Христианские праздники. Отношение Иисуса Христа к заповеди о субботе.
Установление для отдыха для труженика - Божие установление. У Моисея - заповедь. Исх.20:8 - 11[280].
В Новом Завете суббота заменена воскресеньем в память воскресения Христова. Другой смысл: связан с победой жизни над смертью, освобождение от греха.
Впоследствии было установлены и другие дни в память важных Евангельских событий.
Праздники имеют и психологическую опору: перерыв в труде.
Праздники - прообраз будущего покоя и благоденствия на будущие дни.
В праздничный день христиане приглашаются посетить храм Божий, ближних, больных, заключенных, к совершению добрых дел.
Христианский праздник - радость торжества и победа Христа над диаволом.
Тот, кто омрачает радость, тот губит искупительное дело Спасителя; непристойные кутежи, драки, ссоры и др.
Свт. Феофан Затворник: Праздник воспитывает благочестие духа по вере, равноценен выходу на свежий воздух. Присутствие в Церкви - нахождение на небе.
40) Христианский пост. Учение о посте в Нагорной проповеди
Значение большое в религиозно-нравственной жизни.
Воздержание в пище, воздержание от злых дел – подготовка к празднику.
Благодатное действие поста на тело и душу человека свидетельствуют св. Отцы.
Душа освобожденная от греховных пожеланий возносится к небу.
Тело – прилив новых сил.
Нравственное значение поста – искоренение духов злобы. На это христианство. Мф. 17:14-21.
Степень участия в посте может быть различной, как по качеству, так и количеству, истощение как и пресыщение, опасно для человека.
Тело, освобожденное от перегрузок в пище, получает бодрость.
Качество поста зависит от сил человека, должна быть честность. Можно поститься формально – объедаться постной пищей.
Свт. Тихон Задонский: «Масленицей вера святая портится».
Аскетизм – отличие от поста, достижение высочайшей нравственности, учит идеалу и его осуществлению.
Плоть, мир, диавол – 3 врага. Аскетизм необязателен всем.
Мф. 19:12[281].
Аскетизм относится к сфере евангельских советов, а пост – положительная (обязательная) заповедь.
Пост – низшая степень аскетизма – высшая форма нравственности.