Обследование чтения

Для обследования чтения используются специально подобранный речевой материал.

Сначала необходимо проверить, как ребенок воспринимает буквы, т.е. узнает их. Ребенок должен назвать буквы, а если он не может их произнести, то показать их в словах или подобрать среди других букв. Используются и рукописные, и печатные буквы, а так же прописные и строчные.

Фиксируются затруднения узнавания буквы, а также их характер.

Следующий этап - чтение слогов: прямых, обратных, со стечением согласных, со звуками с нарушенным произношением.

Затем чтение слов и проверка их понимания. Можно использовать карточки: на одних - с изображением предмета, на других - слова, сходные по написанию (конфеты - конверты, мишка -миска - шишка - фишка и т.д.). Последний этап - чтение фразы и специально подобранных текстов, доступных по содержанию, но незнакомых.

Необходимо проверить, как ребенок понял прочитанное, используя вопросы по тексту или его пересказ (особенно, если при обследовании устной речи была выявлена недостаточность объема словаря и аграмматизмы).

Фиксируются характер чтения (по слогам, целыми словами, с элементами угадывания, с повторами и т.д.) и особенности ошибок (заменяет ли ребенок отдельные буквы, пропускает буквы или слоги).

В случае ошибок необходимо соотнести полученные результаты с материалами проверки устной речи в предыдущих разделах. Так же фиксируется темп чтения и степень понимания текста.

Обследование речи при заикании

В случае наличия у ребенка заикания необходимо провести обследование этой формы речевого нарушения по следующей схеме:

Возраст появления первых признаков заикания и их выраженность. Предполагаемая причина заикания

Отмечается наличие испуга, психической травмы, болезни или физической травмы, увеличение потока информации, подражание без видимых причин, другие возможные причины наступления заикания.

Реакция ребенка на первые признаки болезни

Наступление и продолжительность мутических реакций (короткое время, несколько часов, сутки), смущение, испуг, переход на тихую или шепотную речь, ухудшение речи, сужение речевого контакта, переход к избирательному контакту, снижение работоспособности, подавленное настроение, отсутствие реакции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: