Обследование грамматического строя речи

Составление предложений или небольших рассказов.

По специально подобранным сюжетным картинкам или сериям картинок ребенок составляет предложения или рассказ.

Фиксируется, как ребенок выполняет задание: перечисляет отдельные предметы без описания действий, качеств и т.д., называет отдельные действия, составляет отдельные предложения. Пользуется простыми или распространенными предложениями, какие части речи и предлоги употребляет. Фиксируются все случаи аграмматизмов.

Другой вариант этого задания - составление предложения или рассказа по опорным словам.

Инструкция: Составь предложение (рассказ) из слов... (даются опорные слова) и дополни их другими добавочными словами.

Более сложный вариант: составление предложений по отдельным словам, расположенным в беспорядке.

Инструкция: Составь предложение из слов в нужном порядке.

Например: в, на, дети, площадке, футбол, играют. (Дети на площадке играют в футбол). Слова могут быть даны не только устно, но и написаны на отдельных карточках.

Эти же задания в большей мере, чем задания других разделов, помогут обследовать и оценить развитие связной речи.

Использование предлогов

Обследуется умение правильно употреблять предлоги по выполняемому действию, по картинке, вставляя недостающий предлог в готовое предложение (Мяч перелетел...забор. Мяч упал...забор). Нужный предлог ребенок должен подобрать самостоятельно или (в более мягком виде) - выбрать из нескольких имеющихся.

Употребление существительных в разных падежах

Предъявляются картинки и ребенку задаются вопросы типа: Чем дети сгребают снег? Лопатой. Во что они насыпают снег? В ящик. На чем стоит ящик? На санках. Чем покрыта земля? Снегом и т.д.

Употребление падежей в зависимости от числительных

Подбираются картинки с изображением нескольких однородных предметов (пять деревьев, три моркови и т.д.)

Образование множественного числа от существительного в единственном числе и наоборот

(по картинкам или устно)

Инструкция: Я назову один предмет, а ты должен сказать это слово так, чтобы я знала, что предметов много.

Например: рот - рты, гнездо - гнезда, котенок - котята.

Образование формы родительного падежа множественного числа

Ребенку называется слово в именительном падеже (или показывается картинка) и задается вопрос - Много чего?

Например: Кресло. Много чего? Кресел.

Употребление числа при согласовании с существительным

Подбираются картинки изображающие действия. Например: "Книга и альбом лежат на столе".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: