Задание 32. Определите эффективность используемых методов и методик педагогического исследования (проектирования).
Примерный ответ
Методы педагогического исследования – это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.
При проведении педагогического исследования используются следующие методы:
1. Теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция, обобщение, конкретизация, моделирование.
2. Практические методы исследования (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, изучение продуктов деятельности учащихся, изучение школьной документации, эксперимент,
3. Математические методы: регистрация, ранжирование, шкалирование, статистические методы
Охарактеризуем, используемые методы исследования для изучения проблемы формирования мотивации учения младших школьников.
С целью сбора научно-педагогических фактов были выбраны методы теоретического исследования (теоретический анализ, синтез, обобщение). Данные методы позволили описать изучить теоретическое обоснование проблемы формирования мотивации младших школьников. С целью выявления уровня сформированности мотивации у детей младшего школьного возраста были использованы методы эмпирического исследования. Эксперимент включал в себя: анкетирование учащихся на основе методики «Учебная мотивация», беседа по методике «Неоконченные предложения».
|
|
Провести количественный анализ позволили математические методы (регистрация, шкалирование, статистические методы. Обобщить полученные эмпирическим путем данные позволили методы теоретического исследования (индуктивные и дедуктивные). Итоговые результаты позволили установить окончательное состояние проблемы формирования мотивации учения младших школьников. С учетом представленных результатов были составлены психолого-педагогические рекомендации, направленные на формирование мотивации учения младших школьников с опорой на познавательный мотив (положительное отношение к учению). Для этого использовались методы: изучения и обобщения педагогического опыта, анализ, конкретизация и моделирование.
Следует отметить, что каждый из методов выполнял свою специфическую роль, то есть помогал изучению лишь отдельных сторон педагогического процесса. Таким образом, для всестороннего изучения применяются методы исследования в совокупности.