Некоторые проекты ВЦИОМ за последние 5 лет

· Изучение представлений россиян о российской элите. (заказчик — «Коммерсантъ. Издательский Дом») 2008 г.

· Определение уровня общеизвестности товарного знака «В Контакте». (заказчик — ООО «В Контакте») 2008 г.

· Определение уровня общеизвестности товарного знака «Одноклассники». (заказчик — ООО «Одноклассники») 2008 г.

· Изучение отношения населения к реформе электроэнергетики в контексте социально-политической ситуации, складывающейся в РФ. (заказчик — РАО «ЕЭС России») 2008 г.

· Отношение населения г. Новомосковска к электронному опросу избирателей через Интернет. (заказчик — РЦОИТ при ЦИК РФ) 2008 г.

· Причины распространения этнического экстремизма и ксенофобии в молодежной, в том числе студенческой среде. (заказчик — Министерство регионального развития РФ) 2008 г.

· Восприятие населением перспектив гражданского общества в России и факторов их определяющих. (заказчик — Госудсрственный Университет — Высшая Школа Экономики) 2008 г.

· Выявления количества потенциальных переселенцев и эффективности их информирования о ходе реализации Государственной программы, прогнозирования динамики миграционных процессов в европейском регионе. (заказчик — МИД РФ) 2008 г.

· Экзит-поллы (опросы на выходе) на парламентских и на президентских выборах РФ. (заказчик — ОАО «Первый канал») 2007—2008 г.

· Социальная адаптация людей с ВИЧ+ статусом: оценка ситуации в сфере здравоохранения, образования и сфере занятости. (Программа развития ООН) 2007 г.

· Изучение межнациональных взаимоотношений по результатам общероссийских опросов. (Институт диаспоры и интеграции) 2007 г.

· Изучение условий предпринимательской среды, оценка взаимодействия бизнеса и власти (по оценкам предпринимателей). (РСПП) 2007—2008 гг.

· Исследование уровня доверия к СМИ среди россиян. (Аппарат Общественной палаты РФ) 2007 г.

· Отношение населения России к судебным органам. (Аппарат Общественной палаты РФ) 2007 г.

· Социологические исследования по вопросам недобросовестной конкуренции. (Федеральная Антимонопольная Служба) 2007 г.

· Факторы и перспективы развития футбола в России (Фонд «Национальная академия футбола») 2006 г.

· Исследование восприятия НАТО россиянами. (НАТО) 2006 г.

· Анализ и оценка ситуации восприятия населением явления коррупции в государственном секторе РФ. (Программа развития ООН и Счетная палата РФ) 2006 г.

· Инвестиционное поведение населения и информированность о системе страхования вкладов. (Агентство по страхованию вкладов) 2005—2006 гг.

· Условия функционирования малого предпринимательства в регионах России. (ОПОРА России) 2004—2006 г.

· Синдицированное исследование корпоративной репутации 10 крупнейших компаний России. Дважды в год, начиная с 2004 г.

· Мониторинг основных показателей социальных настроений жителей стран постсоветского пространства. Участники: ведущие социологические службы 14 стран постсоветского пространства. Дважды в год, начиная с 2003 г. — в рамках проекта «Евразийский монитор»[6]

Научная и преподавательская деятельность [править]

ВЦИОМ имеет статус научного учреждения. Кроме того, в Центре действует научно-экспертный совет, в который входят известные российские социологи, политологи, философы и историки. С 1993 года ВЦИОМ издает собственный научный журнал «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены». Журнал выходит 6 раз в год и с 2009 года находится в открытом доступе (как архив, так и свежие номера [7]). В редколлегии «Мониторинга» (полностью обновившейся в 2003 году) — ведущие отечественные социологи (сотрудники Российской Академии Наук, МГУ, РГСУ, ГУ—ВШЭ, ГфК-Русь и др.

На социологическом факультете Высшей школы экономики действует (с 2008 года) кафедра ВЦИОМ, а в РГСУ — научно-исследовательский центр ВЦИОМ (с 2008 года). ВЦИОМ проводит конкурсы научных работ среди молодых учёных — социологов. Выплачивает стипендии наиболее талантливым студентам-социологам.

Центр регулярно издает авторские и коллективные монографии, посвященные состоянию общественного мнения в России. Среди последних: «От Ельцина до Путина: три эпохи в историческом сознании россиян» (2007), «Политическая Россия: предвыборный путеводитель-2007», «Политический словарь нашего времени» (2006), «Россия на перепутье второго срока» (2005).[8]). Сотрудники ВЦИОМ регулярно выступают с докладами на российских и зарубежных научных конференциях и круглых столах.

Коллективом ВЦИОМ ведется архив, в котором представлены исследования общественного мнения начиная с 1992 года. Так, в базе данных ВЦИОМ «Архивариус» — [9] результаты опросов общественного мнения «Экспресс» с 1992 года по настоящее время, а в расширенном тематическом архиве [10] — есть функции углубленного поиска в архиве Центра.

История [править]

Рождение. Первый в России институт изучения общественного мнения. 1987 г. [править]

Постановление о создании ВЦИОМ (тогда ещё «всесоюзного») было принято на июльском совещании ЦК КПСС 1987 года. Учредителями были ВЦСПС и Госкомтруда СССР. Первым руководителем центра стала Татьяна Заславская, академик. Её заместителем — Борис Грушин. По словам Заславской, образцом при создании центра для неё был Институт демоскопии вФРГ, возглавляемый Э. Ноэль-Нойман. В 1987—1988 годы благодаря организаторским усилиям Грушина была развёрнута сеть социологических центров в республиках СССР и регионах России. Это позволило в ноябре 1988 года провести первые массовые опросы по репрезентативным выборкам взрослого населения страны, через год исследования велись уже на систематической основе. В августе 1989 года Борис Грушин покинул ВЦИОМ и организовал собственную организацию по изучению общественного мнения «Глас Народа»[11], [12].

В 1988 году во ВЦИОМ пришёл работать Юрий Левада, вместе со своими учениками Львом Гудковым, Борисом Дубиным,Алексеем Левинсоном и др., где сначала был руководителем отдела теоретических исследований, а в 1992 году возглавил организацию. В 1989 году под его руководством была проведена первая волна исследования «Человек Советский».

«Первый среди новых». 1992—2003 гг. [править]

В 1993 году под руководством академика Татьяны Заславской была разработана и запущена стержневая исследовательская программа ВЦИОМ «Мониторинг социально-экономических перемен», суть которой заключалась в проведении регулярных общероссийский опросов общественного мнения. В том же году был издан первый номер журнала «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены», в котором первоначально публиковались результаты исследования «Мониторинга», но потом формат журнала был расширен до сборника аналитических статей.

В 1994, 1999 и 2003 годах прошли 2-я, 3-я и 4-я волна исследования «Советский человек» (Homo Soveticus) под руководством Ю. Левады.[13][14] 5-я волна исследования была проведена в 2008 году сотрудниками Левада-Центра.

В то же время появившийся на заре перестройки ВЦИОМ, по точному определению Алексея Левинсона, «сыграл роль материнского роя, от которого отделялись возникавшие семьи, новые агентства по изучению общественного мнения и рынка.» [15] Так, в августе 1989 года Борис Грушин покинул ВЦИОМ и организовал собственную организацию по изучению общественного мнения «Глас Народа»[11] В 1991 году на базе коллектива ВЦИОМ была основана одна из ведущих маркетинговых служб современной России — компания КОМКОН[16]. В 1992 году от ВЦИОМа отделился ФОМ, изначально созданный как подразделение центра для привлечения средств благотворительных организаций, а в 2003 году был создан ВЦИОМ-А, впоследствии переименованный в Левада-Центр.

2003 год. Конфликт [править]

С самого основания ВЦИОМ был государственной социологической компанией. Так, в 1987 учредителями Центра были ВЦСПС и Госкомтруда СССР, затем (в 1998 г.) Центр был перерегистрирован как федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП), а в августе 2003 решением Министерства имущественных отношений ФГУП ВЦИОМ было преобразовано в ОАО «Всероссийский центр изучения общественного мнения». Как и прежде 100 % собственником организации оставалось государство. Совет директоров компании, состоящий из представителей акционера — государства, принял решение сменить руководителя Центра (Юрия Леваду), [16] который возглавлял компанию в 1992—2003 гг. На его место был назначен молодой политолог Валерий Фёдоров. Претензиями к Леваде, по словам нового руководителя, были: «застой в научной сфере»[17] и то, что при нём были «незаслуженно забыты» исследования «социальной ситуации в стране, проблемы бедности, безработицы, занятости, рынка труда, эмиграции».[16] Одной из главных задач Валерия Фёдорова на посту директора, по его собственным словам, было сохранение исследовательского коллектива ВЦИОМ:

«Он [Левада] хочет представить собственное отстранение как разрушение ведущего социологического центра России. Заверю, что такого разрушения не произойдет. К сожалению, Юрий Александрович пытается представить свое увольнение как массовый исход из ВЦИОМа. Мы, разумеется, этого не допустим». [17]

Однако, сотрудники (Лев Гудков, Борис Дубин, Людмила Хахулина, Алексей Левинсон, Марина Красильникова, научные и технические работники) покинули ВЦИОМ вслед за Юрием Левадой и создали службу «ВЦИОМ-А». В начале 2004 года Федеральная антимонопольная служба РФ, запретило прежнему коллективу использовать название «ВЦИОМ-А» и название журнала «Мониторинг общественного мнения», оставив это право за ОАО «ВЦИОМ». В результате этого решения организация «ВЦИОМ-А» была переименована в Левада-Центр. Также стали одновременно издаваться два журнала: «Мониторинг общественного мнения» — во ВЦИОМ, прежний коллектив «Мониторинга» стал издавать «Вестник общественного мнения». В одном из интервью первый директор ВЦИОМа академик Татьяна Заславская, возглавившая правление Левада-Центра, так отозвалась о произошедших переменах:

«Левада-центр — это все те люди, которые работали во ВЦИОМе, это журнал, это архив, все проведенные исследования. Все то, что называется сегодня ВЦИОМом, это, по существу, самозванство. Это просто украденный бренд». [18]

ВЦИОМ сегодня. 2003—2009 гг. [править]

ВЦИОМ продолжил вести исследовательские программы, начатые прежним коллективом, и издавать журнал «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены» (прежний редакторский коллектив с 2003 года продолжил работу во вновь созданном журнале «Вестник общественного мнения»).

Приоритетной сферой исследования ВЦИОМа сегодня являются политические настроения населения, отношение к органам власти всех уровней, их решениям, инициативам и программам. Кроме органов власти, ВЦИОМ по-прежнему проводит исследования по заказам крупнейших российских коммерческих компаний и общественных объединений[19]. Появились и новые направления исследований, в частности компания стала уделять больше внимания социальной ситуации в стране, а также маркетинговым и международным исследованиям.

Так с 2003 года ВЦИОМ проводит еженедельные построения индексов социального самочувствия [20]. Эмпирической базой для расчёта индексов, лежащих в основе динамических рядов, служат данные еженедельных Экспресс-опросов, проводимых ВЦИОМ по респрезентативной общероссийской выборке (с учетом квот по полу, возрасту, образованию и территориальному районированию Госкомстата) в 42 областях, краях и республиках России в 140 населенных пунктах (количество респондентов 1600 человек).

С 2003 года бОльшее значение приобрели исследования и на постсоветском пространстве. В 2003 году компания стала одним из учредителей исследовательского агентства «Евразийский монитор» [21] и к 2009 году проводит регулярные опросы населения в 14 государствах бывшего СССР (в сотрудничестве с коллегами — ведущими социологическими компаниями этих государств.

Появились новые регулярные проекты: Состояние делового климата в России, Индекс свободы слова в российских регионах, Состояние высшего профессионального образования в России и др.

Новая, более прикладная и прагматичная фокусировка исследовательских программ ВЦИОМ выразилась и в смене девиза Центра: вместо прежнего «От мнения — к пониманию» (Ю.Левада) им стал: «Знать — чтобы побеждать!»

Критика [править]

В адрес компании порой звучат обвинения со стороны тех, кто является объектом её исследований. Так, лидер КПРФ, Геннадий Зюганов критически отзывается об объективности и корректности исследований Центра: «Я считаю, что это недобросовестное исследование», — заявил Председатель ЦК КПРФ Г. А. Зюганов, оценивая по просьбе СМИ опубликованные результаты исследования ВЦИОМ по проблеме Мавзолея В. И. Ленина (по данным этого исследования россияне высказываются за перезахоронение тела Ленина на кладбище).[22].

ВЦИОМ также обвиняют в «особых» отношениях с Кремлём. Наиболее известный скандал такого рода связан с публикацией в журнале «The New Times» осенью 2007 года серии материалов о коррумпированности ВЦИОМа и манипуляциях, применяемых в исследованиях центра в угоду Администрации Президента РФ [23]. ВЦИОМ обратился в суд с иском к журналу «The New Times», и после десятимесячного рассмотрения в сентябре 2008 года арбитражный суд Москвы признал «несоответствующими действительности» опубликованные сведения о том, что центр имеет «специальные коммерческие отношения» с Кремлем, и обязал журнал опубликовать опровержение [24] и выплатить штраф в размере 10000 рублей, а журналистку, писавшую статьи, суд обязал выплатить штраф в размере 100 рублей.

Однако, что касается обвинений в том, что «при проведении опросов социологи из ВЦИОМ по заданию различных партий используют так называемые формирующие вопросы, то есть вопросы, которые наводят на строго определённые ответы», суд отказался удовлетворить претензии ВЦИОМа. Суд решил: «Довод заявителя, что проведенные ВЦИОМ опросы не имели формирующего характера, неоснователен», и «пресс-выпуск ВЦИОМ № 771 от 18.09.2007 года, на который имеется ссылка в исковом заявлении, свидетельствует об обратном», — говорится в постановлении Арбитражного суда Москвы.[24] Судебное решение в этой связи было оспорено заявителем, и расследование по делу продолжается.

Фонд «Общественное мнение»

[править]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 февраля 2013; проверки требует 1 правка.

Фонд «Общественное мнение» — российский фонд, занимающийся изучением общественного мнения. Правовой статус — некоммерческая организация типа «общероссийский фонд». Создан в 1992 году. Одна из крупнейших российских компаний на этом рынке. ФОМ проводит как регулярные социологические замеры, так и тематические исследования по заказу различных организаций.

Содержание [убрать] · 1 История · 2 Описание организации · 3 Структура и сотрудники, региональная сеть · 4 Исследовательские технологии · 5 Проекты ФОМ · 6 Активная социология · 7 Научная и преподавательская деятельность · 8 Издания · 9 Ссылки

История [править]

Создан в 1991 году в структуре ВЦИОМ, возглавляемого тогда Татьяной Заславской, как независимая общественная организация с целью привлечения в центр средств благотворительных фондов. В середине 1992 Фонд вышел из состава ВЦИОМ и, оставаясь в статусе независимой некоммерческой организации, стал одной из ведущих социологических организаций России, выполняющих большой объем заказных и собственных исследований с использованием широкого спектра методов опроса. 1992 год – ФОМ начинает проводить опросы населения на темы внутренней и внешней политики, о социальных и экономических проблемах, маркетинговые исследования. Общероссийские репрезентативные опросы проводятся еженедельно – сначала только в городах, а вскорости во всех типах населенных пунктов. Начинает формироваться региональная сеть партнеров. 1996 год – ФОМ становится базовой социологической организацией предвыборного штаба Б.Н. Ельцина, начинает заниматься электоральной социологией. ФОМ работает в сфере политконсалтинга для верхних эшелонов власти и бизнеса. 2000 год – ФОМ становится фабрикой опросов. Круг клиентов значительно расширяется. Проводится множество исследований, в том числе масштабных, на самые разные темы. Высококлассные специалисты Фонда обеспечивают аналитическое сопровождение результатов этих исследований. Фонд активно присутствует в масс-медиа. Запускается издательская программа. 2004 год – ФОМ запускает крупные социологические проекты по сопровождению государственных социальных программ – национальных проектов. Идет активная работа по освоению новых исследовательских методик и технологий. Региональная ФОМ-сеть охватывает практически всю страну. Запускается новый мощный web-сайт компании. 2006 год – ФОМ начинает выпускать журнал «Социальная реальность». 2008 год – Происходит капитализация накопленных методических, интеллектуальных, информационных и организационных ресурсов. ФОМ занимает активную позицию на рынке, крупные проекты основаны на современных бизнес-моделях. Разрабатывается корпоративный дизайн, осваиваются новые технологии представления результатов работы ФОМа. 2009 год – ФОМ занимает первое место в профессиональном рейтинге исследовательских компаний (РИК-2009). Рейтинги строила Ассоциация региональных социологических центров «Группа 7/89» по результатам опроса региональных исследовательских организаций. 2010 год – ФОМ начинает работу с новыми методиками и технологиями активной социологии, которые основаны на принципах краудсорсинга. Задачи активной социологии – осуществление общественной экспертизы различных структурированных документов и отбор наиболее креативных и продуктивных идей и участников. ФОМ снова занимает первое место в профессиональном рейтинге исследовательских компаний (РИК-2010). За время существования ФОМ получил известность не только в России, но и за рубежом, выполняя работы для USIA, ROPER STARCH, BBC, Стэндфордского университета, Фонда «Евразия», Всемирного банка, а также для посольств различных стран.

Описание организации [править]

Основным заказчиком и потребителем результатов исследований Фонда является Администрация Президента РФ.

Другими крупными заказчиками Фонда в разное время были Правительство РФ, ЦБ РФ, МОСТ-Банк, Газпром, ВАЗ, ОРТ,ВГТРК, НТВ, НТВ+, ЮКОС, Интеррос, Видео Интернешнл, Интерфакс, РИА «Вести», Российская Ассоциация Маркетинга, а также десятки других российских государственных, коммерческих, финансовых, рекламных и информационных структур.

Фонд получил известность и за рубежом, выполняя работы для USIA, ROPER STARCH, BBC, Стэнфордского университета, Фонда «Евразия», посольств различных стран в России и др.

Фонд имеет около 80 сотрудников, около 500 работников региональных центров, около 1500 интервьюеров. Региональная сеть — дочерние организации и долговременные партнеры в большинстве субъектов РФ.

Фонд неоднократно выступал в российской и зарубежной печати с публикациями, освещающими результаты опросов населения и методические вопросы проведения социологических исследований. Одним из важных проектов ФОМа является комплексный исследовательский проект «Люди-XXI».

· Президент Фонда: Ослон, Александр Анатольевич

Структура и сотрудники, региональная сеть [править]

Центральный офис Фонда Общественное Мнение находится в Москве. У ФОМа есть партнеры практически во всех субъектах РФ. Три из них имеют статус региональных отделений ФОМа: Фонд Общественное Мнение – Татарстан (г. Казань), Фонд Общественное Мнение – Кузбасс (г. Кемерово), Фонд Общественное Мнение – Красноярск (г. Красноярск). Все сотрудники ФОМа обладают высокой квалификаций и большим опытом работы. Расчёт выборки ведет специалист, прошедший подготовку в Мичиганском университете. Многие специалисты ФОМа преподают в НИУ–ВШЭ и МГУ им. М.В. Ломоносова. Сотрудники ФОМ регулярно выступают с докладами на российских и зарубежных научных конференциях и круглых столах.

Исследовательские технологии [править]

ФОМнибус ФОМ еженедельно проводит всероссийские репрезентативные опросы 1500 респондентов типа омнибус в 100 населенных пунктах 43 субъектов РФ. МегаФОМ ФОМ ежеквартально проводит масштабные всероссийские мегаопросы 57 000 респондентов более чем в 2200 населенных пунктах 79 субъектов РФ, которые репрезентируют не только население России в целом, но и население каждого субъекта РФ, где проходит опрос (объем выборки в каждом субъекте РФ – 500–800 респондентов). ДомоФОМ ФОМ проводит всероссийские репрезентативные опросы и опросы в отдельных регионах. Объем выборки и темы исследования определяются заказчиком. ТелеФОМ ФОМ проводит телефонные опросы во всех субъектах РФ, где есть приемлемый уровень телефонизации. Технология позволяет оперативно «замерить» настроения граждан в конкретном населенном пункте или регионе. МикроФОМ ФОМ проводит исследования по технологии МикроФОМ. Технология позволяет получить неформализованную информацию качественного характера. Основные методы, используемые в данной технологии, – это фокус-группы, углубленные интервью и т. п. СетеФОМ ФОМ проводит on-line исследования. Технология позволяет проводить исследования в группах активной части населения России: молодежь, предприниматели, эксперты, руководители и т. д. Опрос проходит в форме дискуссии по заранее разработанному сценарию на виртуальной площадке ФОМ. СмартФОМ ФОМ проводит исследования по технологии СмартФОМ, которая расширяет возможности традиционных методов изучения общественного мнения. Суть опросов по технологии СмартФОМ – отбор неравнодушных и компетентных людей и их совместная работа над решением задач, имеющих общественный резонанс.

Проекты ФОМ [править]

ФОМ ДОМ Проект ФОМ-ДОМ (Доминанты) существует с 2000 года. Его цель – исследование базовых установок и ценностей российского общества, а также выявление мнений россиян по актуальным событиям в сферах политики, экономики, социальных вопросов и культуры. По результатам еженедельных и ежеквартальных опросов издается бюллетень «Доминанты. Поле мнений», который доступен онлайн на веб-странице проекта Доминанты: http://bd.fom.ru/map/dominant. По этому адресу также доступны архивные выпуски. ФОМ ТЕРРИ Проект ФОМ-Терри существует с 2010 года. Цель проекта – мониторинг социальной, политической и экономической ситуации в регионах посредством комплекса социологических опросов населения субъектов РФ и муниципальных образований. ФОМ ФИН Проект Человек и деньги (ФОМ-ФИН) существует с 2006 года. Он посвящен исследованию финансового поведения и финансовой культуры россиян. Основные направления исследований проекта: финансовое поведение, финансовая культура, финансовые рынки, экономика и повседневная жизнь. ФОМ РУНЕТ Проект «Мир интернета» (ФОМ-Рунет) существует с 2000 года. Он посвящен комплексному изучению состояния и развития интернета в России и различных его аспектов. На регулярной основе проходят исследования: «Интернет в России» (исследование, посвящённое ключевым показателям развития интернета в России), «Интернет в регионах» (единственный в России масштабный проект, предоставляющий данные в региональном разрезе), «Рынок интернет – торговли» (актуальная информация о развитии рынка e-commerce в России), «Мобильный интернет в России» (ключевые аспекты распространения мобильной связи и мобильного интернета в России), «Социальные сети» и др. ФОМ СОЦ Проект ФОМ-Соц существует с 2010 года. Он посвящен изучению становления гражданского общества в нашей стране. Основные направления исследований проекта: взгляд населения на социальные проблемы, гражданское общество, эффективность работы некоммерческих организаций, деятельность социально активных групп, благотворительность и добровольческая деятельность, историческая память, образовательные стратегии российских семей.

Активная социология [править]

Совместная интеллектуальная деятельность, основанная на принципах краудсорсинга. Задачи активной социологии – осуществление общественной экспертизы различных структурированных документов и отбор наиболее креативных и продуктивных идей и участников.

Научная и преподавательская деятельность [править]

ФОМ имеет статус научного учреждения. На социологическом факультете Высшей школы экономики действует (с 2008 года) существует ФОМ-кафедра. ФОМ регулярно проводит конкурсы научных работ среди студентов-социологов. Наиболее успешные и талантливые студенты проходят практику в ФОМе и далее при желании принимаются на работу. На кафедре преподают такие сотрудники фонда, как: Ефим Борисович Галицкий (Кафедра маркетинга фирмы: доцент), Татьяна Викторовна Насонова, Александр Анатольевич Ослон (заведующий кафедрой), Тимур Энварвикович Османов (Кафедра методов сбора и анализа социологической информации), Лариса Александровна Паутова, Елена Серафимовна Петренко (Кафедра методов сбора и анализа социологической информации: доцент), Людмила Александровна Преснякова, Екатерина Александровна Седых, Алексей Владимирович Чуриков (Кафедра методов сбора и анализа социологической информации). ФОМ ведет электронный архив, в котором представлены данных социологических исследований с 1994 года.

Издания [править]

ФОМ издает авторские и коллективные монографии. Поговорим о гражданском обществе (2001) Америка: взгляд из России. До и после 11 сентября (2001) Г.Г. Дилигенский. Люди среднего класса (2002) Б.З. Докторов, А.А. Ослон, Е.С. Петренко. Эпоха Ельцина: мнения россиян. Социологические очерки (2002) Д.М. Рогозин. Когнитивный анализ опросного инструмента (2002) С. Садмен, Н. Брэдберн. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование опросного инструмента (2002) Д. Уолтон. Аргументы ad hominem (2002)

8.Десять лет социологических наблюдений Институт Фонда «Общественное мнение», 2003 9.Смысловая структура повседневного мира: Очерки по феноменологической социологии А. Шютц Институт Фонда «Общественное мнение», 2003 10.Как люди отвечают на вопросы: применение когнитивного анализа в массовых обследованиях С. Садмен, Н. Брэдберн, Н. Шварц Институт Фонда «Общественное мнение», 2003 11.Главный русский спор: от западников и славянофилов до глобализма и Нового Средневековья Блехер Л.И., Любарский Г.Ю. Академический проект, Институт Фонда «Общественное мнение», 2003 12.Мир глазами россиян: мифы и внешняя политика Коллектив авторов под рук. Колосова А.В. Институт Фонда «Общественное мнение», 2003 13.Методы маркетинговых исследований Галицкий Е.Б. Институт Фонда «Общественное мнение», 2004 14.Анализ фреймов: Эссе об организации повседневного опыта Гофман И. Институт социологии РАН, Институт Фонда «Общественное мнение», 2004 15.Общественное мнение Липпман У. Институт Фонда «Общественное мнение», 2004 16.Происхождение и природа общественного мнения Цаллер Дж. Институт Фонда «Общественное мнение», 2004 17.Социологические наблюдения (2002–2004) Институт Фонда «Общественное мнение», 2005 18.Первопроходцы мира мнений: от Гэллапа до Грушина Докторов Б.З. Институт Фонда «Общественное мнение», 2005 19.Гражданское общество современной России. Социологические зарисовки с натуры Институт Фонда «Общественное мнение», 2008 20.Сословная структура постсоветской России Кордонский С. Г. Институт Фонда «Общественное мнение», 2008 21.Образ мыслей и образ жизни. Социологические наблюдения Институт Фонда «Общественное мнение», 2008 22.Интернет.ру: социологические контуры Экон-Информ, 2009 23.Явление Барака Обамы Докторов Б. З. Институт Фонда «Общественное мнение», Издательство «Европа», 2011 С 2006 по 2008 г. ФОМ выпускал журнал «Социальная реальность». Сотрудники ФОМа публикуют статьи в ведущих профессиональных изданиях. Среди последних публикаций: «Теория и методология в деятельности исследовательских центров» (2010), «Россия-21-Прогресс» (2011), «Взвешивание данных как способ борьбы со смещениями (на примере электоральных исследований ФОМ с 1995 по 2008гг.)» (2010), «Потребительские стратегии российских граждан» (2011), «Информационный бюллетень "Мониторинг экономики образования" (2008)».

Левада-Центр (Аналитический Центр Юрия Левады) — российскаянегосударственная исследовательская организация. Центр регулярно проводит собственные и заказные социологические и маркетинговые исследования и является одной из крупнейших российских организаций в своей области. Центр носит имя российского социолога Ю. А. Левады (1930—2006).

Содержание [убрать] · 1 Описание организации · 2 Рейтинги · 3 Структура · 4 История · 5 Исследования · 6 Издания · 7 Примечания · 8 См. также · 9 Ссылки

Описание организации [править]

Сотрудники центра продолжают программы исследований, разработанные ими в рамках ВЦИОМ. Издают журнал «Вестник общественного мнения» (с 1993 по 2003 год редакторский коллектив «Вестника» создал и издавал журнал «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены» — по названию одной из основных исследовательских программ, разработанных под руководством академика Татьяны Заславской).

Центр поддерживает партнёрские связи с региональными исследовательскими центрами на территории России, центрами изучения общественного мнения в странах СНГ и Балтии. Партнеры и заказчики центра — международные институты, российские и иностранные компании, исследовательские, образовательные и некоммерческие организации, в том числе UNICEF, UNDP, ILO, WHO, World Bank,Сбербанк России, Федеральное агентство по образованию РФ, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, ГУ-ВШЭ, другие российские и зарубежные университеты, Общественная палата РФ, NED, OSI и др.[1]. Ведущие сотрудники Левада-Центра являются членами международных профессиональных ассоциаций ESOMAR[2], ОИРОМ.[3]

Ведущие сотрудники Левада-Центра — постоянные участники конференций и круглых столов фонда «Либеральная миссия», Московского Центра Карнеги,Горбачёв-Фонда, общества «Мемориал», публичных лекций «Полит.ру», Московской высшей школы социальных и экономических наук и «Интерцентра» (симпозиум «Пути России»), общественного центра им. А. Д. Сахарова, Ходорковских чтений, международных конференций и симпозиумов. Статьи, интервью и комментарии экспертов центра регулярно появляются в отечественных и зарубежных СМИ: Коммерсантъ, Ведомости, The Economist, The Wall Street Journal, The New York Times и др., в научных и общественно политических изданиях России: «Pro et Contra», «Отечественные записки», «Общественные науки и современность», «The New Times», «Индекс/Досье на цензуру», Огонёк, Новая газета и др.

Левада-Центр включен в список независимых аналитических центров Европы, представленный Freedom House.[4] Данные Левада-Центра были использованы при составлении The Economist Special Report on Russia.[5] Совместно с Левада-Центром наРадио Свобода еженедельно выходит передача «Общественное мнение: граждане России у микрофона Радио Свобода».[6]

Рейтинги [править]

· По данным Рейтингового агентства ЭКСПЕРТ за 2008 год Левада-центр входит в ТОП-30 ведущих исследовательских компаний России.[7]

· В июле 2009 года Ассоциация региональных социологических центров «Группа 7/89» обнародовала результаты пятой волны ежегодного исследования «Рейтинг исследовательских компаний — 2008», в котором Левада-Центр занял второе место.[8]

Структура [править]

В центре работает около 60 человек. С 2003 по 2006 гг. директором был Юрий Левада. В декабре 2006 года на эту должность избран Лев Гудков. Татьяна Заславская — член правления Левада-Центра, председатель редакционного совета журналаВестник общественного мнения. Основными исследовательскими отделами являются:

· Отдел социально-политических исследований (руководитель — Наталия Зоркая);

· Отдел изучения доходов и потребления (руководитель — Марина Красильникова);

· Отдел качественных исследований (руководитель — Алексей Левинсон);

· Отдел социально-экономических исследований (руководитель — Людмила Хахулина);

· Отдел маркетинговых исследований (руководитель — Юрий Полетаев).

История [править]

Коллектив специалистов центра был образован в 1987—1989 годах под руководством Татьяны Заславской, Бориса Грушина, Валерия Рутгайзера и Юрия Левады до 2003 года работал во ВЦИОМе.[9][10] Татьяна Заславская возглавляла ВЦИОМ в 1987—1992 годах, Юрий Левада — в 1992—2003 годах.[11]

В 2003 году сотрудники, не согласившись со сменой руководства (совет директоров ВЦИОМ, состоящий из представителей государства, отправил Юрия Леваду в отставку), покинули ВЦИОМ, перейдя в созданный ими негосударственный центр исследования общественного мнения «ВЦИОМ-А».[12] После того как Федеральная антимонопольная служба РФ запретила использовать это название (а также название журнала), организация была переименована в Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр).[13][14]

Исследования [править]

Некоторые завершенные исследования:

· «Homo Soveticus» («Советский человек»). К сегодняшнему моменту создана обширная эмпирическая база, включающая результаты пяти волн исследования 1989, 1994, 1999,[15] 2003[16] и 2008[17] годов.

· Мониторинг электоральных предпочтений россиян во время парламентских и президентских избирательных кампаний в 1993, 1995—1996, 1999—2000, 2003—2004, 2007—2008 гг.

· «Программа просвещения на рабочих местах по вопросам ВИЧ/СПИД в России», по заказу Международной организации труда и Министерства труда США, 2005[18]

· «Молодежь России», 2005—2007[19]

· «Западные ценности и демократия», 2006.[20]

· «Проблемы элиты в современной России». Три волны исследования 2005—2006 годов.[21][22][23]

· «Отношение населения к реформе милиции», 2007[24]

· «Европейский проект школьных исследований по алкоголю и наркотикам. ESPAD—2007»[25][26]

· «Российский „средний класс“», 2008.[27][28]

· «Мнение ВИЧ-положительных матерей об опыте получения медицинской и социальной помощи», по заказу UNICEF, 2008.[29]

· «Чтение в России — 2008. Тенденции и проблемы.», 2008.[30]

· «Российские мифы», 2008.[31][32]

· «Информированность российских граждан о деятельности правоохранительных органов», 2008[33]

· «Проблема качества образования и установка на постоянное образование в современной России», 2009[34]

· «Мониторинг выборов в Московскую городскую Думу в октябре 2009 года»[35]

· «Развитие нанотехнологий в России», 2010[36]

· «Перспективы гражданского общества в России», 2011[37]

· «Российские парламентские выборы 2011 года», 2012[38]

· «Президентские выборы в России 2012 года», 2012[39]

· Опрос на «Марше Миллионов» в Москве 15 сентября[40]

· «Протестное движение в России в конце 2011 - 2012 гг.», 2012[41]

Текущие (наиболее значимые):

· Международная программа социальных исследований International Social Survey Program" (ISSP), начиная с 1991 года.[42]

· New Russia Barometer, совместно с Centre for the Study of Public Policy (University of Strachclyde, University of Aberdeen), начиная с 1991 года.[43]

· Международные исследования Inra Hooper/ RSW /NOP-World/ GfKNOP, начиная с 1991 года

· Мониторинг социальных и экономических перемен, один раз в два месяца, начиная с февраля 1993 года

· Регулярное участие в международных исследованиях World Public Opinion.[44]

· Индекс потребительских настроений (ИПН)

· Индекс социальных настроений (ИСН)[45]

· Индекс финансовых настроений (ИФН, совместно с Центром макроэкономических исследований Сбербанка России)[46]

Фонд эффективной политики

[править]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 декабря 2012; проверки требуют 3 правки.

Фонд эффективной политики (ФЭП) — организация, занимающаяся проведением политических кампаний и созданием информационных проектов, прежде всего интернет-сайтов. Создана в 1995 году Глебом Павловским,Максимом Мейером, Маратом Гельманом и др. Точный штат ФЭПа и источники финансирования не публикуются. Многие сотрудники Фонда являются также гос.чиновниками, политическими активистами, политиками (как прокремлёвской, так и оппозионной направленности).

Прежде всего известна как организатор предвыборных мероприятий ряда политических объединений. Во второй половине 1990-х в дни различных выборов фонд организовывал публикацию в Интернете данных exit polls, что неформально противоречило российскому законодательству, но формально было законным из-за правовой неурегулированности Интернета в России. [1][ источник не указан 801 день ]

Свои первые масштабные агитационные кампании фонд проводил для СПС, затем работал над кампанией Владимира Путина.

Вечером 25 мая 2011-го года политолог Владимир Прибыловский [1] сообщил, что «Сегодня в Фонде эффективной политики прошло собрание, на котором было объявлено, что в связи с финансовыми трудностями ФЭП практически полностью сворачивает свою деятельность, а большинство сотрудников увольняются без выходного пособия». Эта информация подтверждается записями [2] в Живой Журнал сотрудников Фонда

Содержание [убрать] · 1 Проекты · 2 Закрытые проекты · 3 Персонал · 4 Примечания · 5 Ссылки

Проекты [править]

Среди созданных при участии ФЭПа сайтов в Рунете:

· «Русский журнал» (russ.ru)

· Лента.ру (http://lenta.ru)

· ВВП.ру — создан в 2000 году для выборов В. В. Путина, сейчас не функционирует, легко заметить е-мейл администратора

· Страна.ру (в 2002 переданы[2] в Интернет-дирекцию ВГТРК) — в состав входят:

· Вести.ру ([3])

· СМИ.ру ([4])

· ИноСМИ.ру ([5])

· http://vlast.rambler.ru/, ныне не действует

· Украина.ру (2001)

· ЦПИ России (2003)

· Украинская газета, ukr.ru (2004) — для освещения выборов на Украине 2004 года

· Кавказ. Страна. Ru

· Kreml.org

· Фонд «Общественное мнение», fom.ru (2003)

· Сайт радиокомпании «Маяк»

· Агентство стратегических коммуникаций «Никколо М» – первая российская PR-компания, созданная как Центр политического консультирования и профессиональное консалтинговое агентство в апреле 1989 года.

· С участия «Никколо М» в кампании по выборам в Верховный Совет СССР – первых альтернативных выборах после 1917 года – началась история политконсалтинга в России.

· Менее чем за десятилетие компания стала признанным лидером в своей области. «Никколо М» и ее сотрудники работали во всех общенациональных и множестве региональных избирательный кампаний, в том числе – президента Российской Федерации, депутатов Государственной думы, глав регионов и мэров городов. Компания вела проекты более чем в 70 российских регионах. В качестве консультантов руководители «Никколо М» участвовали в ряде успешных предвыборных кампаний в странах ближнего (Белоруссия, Украина, Латвия, Грузия) и дальнего (Польша, Монголия, Никарагуа, Южная Корея, Венесуэла, Колумбия, США) зарубежья.

· С начала 1990-х «Никколо М» активно занимается PR-кампаниями и консультированием государственных органов и бизнес-структур в России и за рубежом, среди которых органы власти всех уровней, финансово-промышленные группы, общенациональные объединения и союз

Имидж-контакт

ICCG – крупнейшая российская консалтинговая компания, специализирующаяся в области коммуникационного и правового консалтинга в бизнесе и политике.

Аналитическое обеспечение деятельности компании осуществляется с участием ведущих научных центров и вузов страны: МГУ, МГИМО, ГУ-ВШЭ, ГУУ, РАГС, Института психологии РАН, Психологического института РАО, Центра стратегических разработок, Сибирского отделения РАН.

Компания основана в 1989 году. За этот период специалистами ICCG успешно проведено более 400 избирательных кампаний федерального и регионального уровней в 70 регионах России, в странах СНГ и за рубежом; избрано более 300 президентов, губернаторов, мэров, депутатов; реализовано более 350 проектов в области PR, кризис-менеджмента и оргконсалтинга.

В 2008 году в рамках структуры ICCG создано самостоятельное подразделение «Имидж-Контакт Аудит», которое занимается правовым и аудиторским сопровождением деятельности российских предприятий малого и среднего бизнеса.

Среди ресурсов компании:

· масштабная экспертная сеть в 79 регионах Российской Федерации (6200 экспертов - представителей региональных политических, административных и бизнес-элит);

· оргструктура для проведения социологических исследований с возможностью опроса более 340 тысяч респондентов в 83-х субъектах РФ (одновременно в 24 субъектах РФ);

· центр мониторинга СМИ, круглосуточно анализирующий информационное пространство России (центральные ТВ и радио каналы, более 120 информагентств и интернет-ресурсов, 250 центральных и более 600 региональных печатных изданий);

· центр правового консалтинга и аудита, который работает со всем спектром правовых и финансовых вопросов, возникающих в процессе деятельности предприятий.

Главная цель команды специалистов ICCG - наиболее полное удовлетворение потребностей клиентов на основе партнерских отношений, высокого уровня ответственности, профессионализма и конфиденциальности в каждом проекте.

Значимый ресурс ICCG - общие ценности, принципы деятельности, технологии и обширный совместный опыт руководителей и специалистов.

Фонд «Петербургская политика» - российский исследовательский и экспертный центр.

Фонд развития общественных связей "Петербургская политика" является независимой некоммерческой организацией. Фонд создан в 2002 году для изучения общественного мнения и социальных процессов в обществе, для проведения научных, социологических и политических исследований.

Президент фонда - Виноградов М.Ю. facebook ВКонтакте
Исполнительный директор фонда - Шилин А.В.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: