Реалистический позитивизм Р. А. Ромашова

Право — система справедливых, гуманных, разумных норм и принципов права, кот. оптимально эффективно реализуются (ближе к социологической школе). Право — действующие нормы, разумные и эффективные, они соответствуют интересам общества.

5. Правовая культура. Правосознание. Правовые идеологии.

Правосознание
Сознание выступает единством всех психологических процессов, состояний и свойств человека как личности. Это высший уровень психического отражения человеком объективной действительности. Это единство всех форм познания человека, его переживаний и отношений к тому, что он отражает (ощущения, память, мышление, мечта, настроение, принципиальность и др.).
Носителем сознания может быть только личность, т.е. человек в единстве всех своих социально-психологических качеств и сил, направляющих его практическую деятельность.
Структурными элементами сознания являются: постоянство сознания, познание (приобретение в ходе общественно-практической деятельности знаний об окружающем мире - от ощущений к творческому мышлению), знания (целостная и систематизированная совокупность понятий, усвоенных человеком с помощью мышления и памяти), усвоение (понимание, запоминание и возможность использования определённых сведений), переживания (реакция на конкретные обстоятельства, факторы, отражение реального мира). Высшим уровнем сознания выступает самосознание.
Правосознание - это производная от общего понятия сознания. В самом термине “правосознание” объединены два слова - “сознание” и “право”. Следовательно правосознание - это та часть общественного и индивидуального сознания, объектом которого является законодательство в целом, отдельные акты и нормы, права, свободы и обязанности личности и других участников правоотношений, правоприменительные акты, правомерное и противоправное поведение, правопорядок и законность и многое другое.
Правосознание - это система правовых чувств, эмоций, взглядов, оценок, установок, представлений и других проявлений, выражающих отношение граждан как к действующему праву, к юридическим понятиям и категориям, к юридической практике, к правам, свободам, обязанностям, так и к другим желаемым правовым явлениям.
Правосознанию присущи следующие черты:
- это самостоятельная форма общественного сознания, тесно взаимодействующая с нравственными, религиозными, политическими и иными формами;
- выражает психическое и идеологическое отношение людей к праву и правовым явлениям (правотворчеству и правоприменению, законности и правопорядку, правомерному и противоправному поведению и т.п.);
- охватывает (по словам И.А. Ильина) и волю, и чувства, и воображение, и мысль, и всю сферу бессознательного духовного опыта;
- даёт представление о прошлом, настоящем и будущем права (взгляд в прошлое помогает понять историю его становления и развития; оценивая настоящее, можно понять, насколько сегодня право соответствует сложившимся представлениям о свободе, равенстве и справедливости; внося предложения по совершенствованию права, люди тем самым закладывают основы желаемого, будущего права).
Правосознание - сложное по своему содержанию явление. В нём выделяются: 1) когнитивные, рациональные компоненты, объединяемые понятием “правовая идеология”, и 2) психологические образования, охватываемые понятием “правовая психология”. Соответственно структура правосознания представлена правовой идеологией и правовой психологией.
Правовая идеология - это система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни. Будучи главной, профилирующей частью правосознания, она представляет собой как теоретико-философское, так и обыденно-бытовое осмысление права как целостного инструмента регулирования важнейших сфер общественных отношений, его необходимости и социальной роли, путей дальнейшего развития. Правовая идеология включает такие концептуально оформленные идеи и теории, как обеспечение и защита собственности, прав и свобод личности, народовластие, господство закона в государстве, независимость правосудия, защита природы и рациональное использование её богатств, борьба с преступностью, развитие и укрепление сотрудничества между государствами и народами. Она представлена:
- научными идеями (например, представления о справедливом государственном строе реализуются в идее правового государства);
- положениями, учениями, теориями, которые формируются в обществе и позволяют государству и его органам эффективно использовать их в правотворческой и правоприменительной деятельности.
Правовая психология - это совокупность чувств, привычек, настроений, стереотипов поведения, в которых выражается эмоционально-психологическое отношение социальных групп, коллективов, отдельных граждан к праву в целом и отдельным его нормам, правопорядку, к юридическим учреждениям и основам их деятельности. Это стихийная психологическая реакция личности, социального коллектива на юридические установления и их действие, на качество и уровень правотворчества, борьбы с правонарушениями, действенность работы судов и иных правоприменительных органов. Возмущение или, наоборот, равнодушие относительно конкретных актов неправомерного поведения, огорчение по поводу неспособности правоохранительных органов преломить криминогенную обстановку в стране, радость, чувство гордости в связи с принятием нужного закона формируют область правовой психологии. Она складывается из совокупности психологических и правовых явлений, к числу которых А.А. Иванов относит:
- правовая потребность - побудительный мотив, источник правовой активности, внутреннее состояние личности, основанное на уверенности в высокой социальной ценности права и необходимости использовать исключительно правовые средства;
- правовая установка - особое психическое состояние предрасположенности субъекта права к определённой правовой активности в той или иной правовой ситуации;
- правовой менталитет - устойчивое мировоззрение личности, социальной группы, общества в целом в отношении права;
- правовой мотив - внутреннее побуждение к правомерным действиям, особая психическая форма осознания людьми тех или иных правомерных потребностей и интересов;
- ценностно-правовые ориентации - совокупность качеств личности (чувство правового долга, ответственности, уважения к праву, солидарность с его требованиями, убеждённость в их целесообразности и истинности и др.), определяющих в своём единстве правовую позицию к праву, к его институтам;
- правовое настроение - эмоциональная реакция человека на оценку каких-либо правовых событий или состояния права;
- правовые чувства - довольно длительная и устойчивая форма переживания, имеющая стабильную мотивационную и относительно неизменную реакцию на состояние правовой действительности;
- правовые эмоции - непосредственное переживание жизненного смысла определённой ситуации, обусловленное её соотношением с потребностями субъекта;
- правовые навыки - закреплённые в ходе жизнедеятельности человека стереотипные приёмы законопослушного поведения;
- правовые привычки - закреплённые в обычаях и традициях представления о правомерном и неправомерном, справедливом и несправедливом, о преступлении и наказании, правах и обязанностях;
- правовая сплочённость - высокая степень духовной и социально-психологической организованности и единства, проявляющаяся в правовой сфере жизни и др.
Характеристика, отражающая отношение людей к праву и его установкам с точки зрения глубины и направленности правовых знаний и переживаний, называется уровнем правовой психологии.
Высокий уровень развития правовой психологии - это уровень достоверного, систематизированного, устойчивого, теоретико-практического отражения правовой реальности, характеризующийся максимальным соответствием социально-психологических явлений в них представлениям о подлинном правовом обществе, о развитой правовой психологии группы и, как следствие, правомерным поведением должностных лиц, граждан, всех членов группы, коллектива.
Низкий уровень развития правовой психологии свидетельствует о всё большем несовпадении её с высшим, подлинно правовым, о наличии увеличивающихся криминогенных социально-психологических предпосылок, проявляющихся всё чаще, шире и глубже в противоправном поведении членов общности.
Правосознание выполняет следующие функции:
- Познавательная (гносеологическая) функция выражается в получении и систематизации правовых знаний, соответствующих уровню развития общества и способности человека усваивать и применять эти знания в практической деятельности.
- Оценочная функция. В ней выражается оценка всех правовых институтов, отдельных действующих норм с позиций их эффективности, актуальности, связи с общественной жизнью, интересами личности, обеспечения её материальных и духовных потребностей, степени отражения в них общечеловеческих моральных ценностей - справедливости, гуманизма, свободы.
- Функция правового моделирования (прогностическая). Правосознание является необходимым инструментом создания норм права, своеобразным маяком для его развития и совершенствования. Прежде чем получить своё выражение в юридических актах, будущие нормы должны пройти через волю и сознание людей, участвующих в правотворчестве. Правосознание прогнозирует развитие права, обосновывает изменение его норм и институтов. Поэтому качество, эффективность действующего правового регулирования, его соответствие потребностям общественного развития во многом обуславливаются уровнем правосознания лиц, которые создают нормы права, их общей и юридической культурой. Для высокого качества деятельности законодателя большое значение имеют изучение и учёт общественного мнения, использование предложений по совершенствованию законодательства, выдвинутых научными подразделениями, в материалах СМИ, письмах граждан и т.д., разработка научных концепций будущих актов. В современных условиях, когда практически создаётся качественно обновлённая правовая система России, существенно возрастают роль юридической науки и правотворческой деятельности, её ответственность за качество рекомендаций и прогнозов.
- Регулятивная функция - это регламентационно-результативное воздействие правосознания на поведение своих субъектов (носителей правосознания). Это свойство правосознания особенно важно для юристов. Судья, прокурор, другое должностное лицо в процессе рассмотрения дела обязаны основательно изучить подлежащие применению правовые нормы, понять их цели и социальное значение, внимательно оценить обстоятельства дела, имеющиеся доказательства, правильно и законно решить конкретное дело. Без высокого уровня правосознания сделать это невозможно. Важно при этом подчеркнуть, что правосознание не может быть основанием для отхода по тем или иным причинам (устарелость, нецелесообразность и т.п.) от точного смысла закона, решения дела вопреки и независимо от его содержания. Противопоставлять в правоприменительной деятельности действующий закон и правосознание недопустимо. Один из основных принципов правосознания - это необходимость укреплять законность в государстве, противодействовать идеям правового нигилизма, бороться с произволом и правовым беспределом недобросовестных работников государственного аппарата.
- Идейно-воспитательная функция. Правосознание служит основой для воспитания внутренней потребности соблюдать нормы права, формирования такой черты характера человека, как законопослушание, привития уважения к закону как непреложной ценности, без которой не может существовать цивилизованное общество. Это база для формирования правовой установки личности, т.е. её психологической предрасположенности к соблюдению норм закона, складывающейся под воздействием различных социальных и психологических факторов. Для идейно-воспитательной функции характерна также широкая пропаганда общечеловеческих моральных ценностей - справедливости, гражданского общества, демократии, человечности, идей о гуманном назначении и все возрастающей роли права в общественной жизни - как действенного инструмента обеспечения и защиты интересов личности, материального и духовного прогресса человечества.
Носителями правового сознания являются отдельные индивиды, группы людей. С учётом этого принято выделять индивидуальное, групповое и массовое (общенациональное) правосознание. Каждое из них имеет своё специфическое содержание, по- разному оказывает влияние на организацию поведения в правовой сфере её носителя, на законотворчество, эффективность деятельности правоохранительных структур.
Индивидуальное правосознание формируется под воздействием самых разных обстоятельств, в значительной мере оно зависит от принадлежности человека к той или иной социальной группе: демографической, профессиональной, общественно-политической и т.п. Будучи зависимым от группового, индивидуальное правосознание вместе с тем сохраняет свою самобытность, уникальность. Это связано с индивидуальными различиями людей, различными источниками получения ими правовых знаний, семейного, профессионального окружения и другими обстоятельствами. А.Б. Венгеров верно заметил, что индивидуальное правосознание имеет широкий диапазон: от конформизма до нонконформизма, т.е. от приспособленчества, законопослушания до протеста, отрицания права (правового нигилизма), до надежды на новые перемены. В любом случае индивидуальное правосознание является необходимым условием правовой социализации личности, фактором её включённости в политическую жизнь общества, эффективным условием пользования своими правами и свободами.
Так же разнообразно и сложноструктурировано групповое правосознание. Его отличиями являются: принадлежность его носителей к определённому классу, социальному слою, или страте, выполняемая социальная роль или занимаемая социальная “ниша”, занимаемая правовая позиция, отношение к закону, праву, правовым учреждениям и т.д.
Массовое (или общенациональное) правосознание производно от индивидуального и группового, является его результатом. В отличие от индивидуального и группового, оно менее ситуативное, имеет свои особенные формы выражения, например, проявляется в ходе общенациональных выборов, референдумов. Правильное определение характера и уровня массового правосознания имеет большое значение для законотворческой работы, проведения массовых правовых акций, определения направлений реформирования правовой системы и пр. В то же время индивидуальное и групповое правосознание подвержено действию массового правосознания.
В зависимости от сочетания в правосознании рационального и эмоционального компонентов принято выделять обыденное, профессиональное и научное (теоретическое) правосознание.
Обыденное правосознание - массовые представления людей, их оценки, эмоции по поводу права и законности, стереотипы поведения. Они порождаются повседневными условиями жизни людей, их практическим опытом, носят эмпирический характер и сводятся в первую очередь к обиходным представлениям, оценкам, навыкам поведения, определяемым каждодневными нуждами людей.
Профессиональное правосознание - взгляды, традиции, убеждения, складывающиеся у работников, непосредственно занимающихся юридической деятельностью и имеющих профессиональные правовые знания и опыт работы. От последнего во многом зависят выработка осознанных правовых установок и ценностных ориентаций в юриспруденции и их использование в юридической практике, реализация достижений теоретической мысли, принципов и ценностей права.
Профессиональное правосознание формируется в первую очередь на основе юридической практики, но, с другой стороны, от него зависит демократический, подлинно гуманистический потенциал и по-настоящему профессиональный уровень такой практики.
Научное познание - теории, концепции, взгляды, выражающиеся в концентрированном виде в монографических работах, научных статьях и комментариях законов и юридической практики, лекциях и беседах учёных-юристов, преподавателей юридических дисциплин и других источниках, глубокое и всестороннее теоретическое осмысление права. Оно имеет первостепенное значение в определении перспектив развития законодательства, основных направлений совершенствования конституционно-правовой политики, проведения судебной, экологической, пенсионной, налоговой и других правовых реформ.
Для многонациональной, многоконфессиональной страны, государственность которой к тому же имеет федеративную структуру, проблема формирования толерантного правосознания как у населения, так и должностных лиц государства чрезвычайно актуальна.
Толерантность, как свойство правосознания, предполагает терпимость к образу жизни людей, семей, социальных групп, народностей, представителей других конфессий, к их поведению в правовой сфере, правовым чувствам, а равно правовым идеям, позициям, мнениям, к верованиям, способам действия и чувствам, отличным от собственных. Это одновременно признание правовых идеалов и ценностей других людей, их верований, конкретное отношение к способам удовлетворения ими своих потребностей и в этой связи уважительное отношение к нормам и традициям, закрепляющим инварианты правового образа людей. Философия толерантности признаёт принцип равенства между людьми вне зависимости от социального, религиозного, национального происхождения.
Толерантность проявляется в разных сферах правовой жизни общества. В частности, религиозная толерантность допускает свободу совести, напротив, нетерпимость влечёт инквизицию, подавление религиозных меньшинств, факты неправового отношения и поведения к представителям тех или иных религиозных конфессий. В политической сфере нетолерантное поведение власти находит выражение в запрете политической оппозиции, ограничении деятельности СМИ и др.
Толерантность - сложное личностное образование, оно обусловлено характером социально-правовой среды, в условиях которой протекает правовая социализация личности, на неё оказывают влияние государственно-правовые традиции, в целом правовой климат общества, её формирование подвержено и целенаправленным формам воздействия.
Правовая культура
Если правосознание характеризует отношение к праву с внутренней стороны человеческой деятельности, то выразителем такого отношения вовне выступает правовая культура. Эти категории теснейшим образом связаны между собой.
Под правовой культурой в литературе предлагается понимать “систему овеществлённых и идеальных культурных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражение в сознании и поведении людей” (А.Р. Ратинов).
Правовая культура - разновидность социальной культуры. Она представляет собой достаточно сложное и многоплановое понятие, состоящее из правовой культуры личности и правовой культуры общества.
Правовая культура личности - это знание и понимание права, а также действие в соответствии с ним. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосознания, ибо включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение.
Не всякого индивида, знающего и понимающего юридические нормы, можно считать правокультурным человеком. Таковым является только тот, у кого знание юридических правил сочетается с потребностью соблюдения их предписаний, кто в своей деятельности им следует.
Таким образом, структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов:
- психологического;
- идеологического;
- поведенческого.
Правовая культура личности означает правовую образованность человека, включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм.
Ведущий себя культурно (активно) субъект предпочитает лично ознакомиться с правовым актом, выбрать нужные юридические средства и возможности и действовать сообразно правовым требованиям, считая их социально ценными.
Правовая культура общества - это обусловленное социальными, духовными, политическими, экономическими особенностями качественное состояние правовой жизни общества, характеризующееся достигнутым уровнем развития всех юридических явлений (правовых актов, юридической деятельности, правосознания и т.д.), а также степенью гарантированности государством и обществом прав и свобод человека и гражданина.
Структура правовой культуры общества состоит из следующих элементов:
- уровня правосознания и правовой активности общества;
- степени прогрессивности юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов и т.п.);
- степени прогрессивной юридической деятельности (культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности).
Правовая культура общества является частью его общей культуры и характеризуется:
- полнотой, развитостью и обеспеченностью прав и свобод человека и гражданина;
- реальной потребностью в праве;
- состоянием законности и правопорядка в стране;
- степенью развитости в обществе юридической науки и юридического образования и т. п.
Кроме общепризнанных универсальных типов правовой культуры, в правовой жизни существуют также и такие её образования, которые характерны для этнических, конфессиональных, региональных и других социальных групп, отличающихся специфическими взглядами и побуждениями на правовые явления, отношением к праву, мотивацией правовых действий и пр. Можно сказать, что те проявления правовой культуры, которые характеризуют процесс усложнения и индивидуализации правовой жизни, именуются правовой субкультурой. Для формирования разных субкультур серьёзным поводом являются социально-этнические различия. Значит, наличие правовой субкультуры связано с социальной неоднородностью общества. Различия в субкультурах отображаются на восприятии права, степени и характере правовой активности и др. Соответственно в основе правовой субкультуры лежат базисные ориентации и более или менее значимой вариации, качественно различающие правовые ценности. Каждая субкультура, кроме рациональных представлений, имеет признаваемые людьми и рефлексивные неоформленные (подсознательные) взгляды, оценки ассоциации и чувства.
Степень общности между различными субкультурами - фактор, воздействующий на стабильность правопорядка. Однако субкультуры могут стать и источником дестабилизации правового развития. Их противодействие ведёт к утрате общенациональных правовых идеалов.
Правовая культура представляет собой всё юридическое “богатство”, выраженное в достигнутом уровне развития регулятивных качеств права, накопленных юридических ценностей, тех особенностей права, которые относятся к духовной культуре, к правовому прогрессу. Наиболее объективным показателем правовой культуры является степень развитости его государственных институтов и норм.
Правовая социализация личности. Правовое воспитание
Правовая социализация в буквальном смысле - это “вхождение” человека в правовую среду (приобщение к ней), предполагающее включение человека в мир права, усвоение им и поддержание правовых норм, образцов и стандартов, следование правовым традициям; механизм интеграции личности в среду действия права. Правовая социализация представляет собой перманентный процесс взаимодействия личности и социальноправовой среды, вследствие которого происходит усвоение требований статусного правового поведения, приобретение правокультурных ценностей и ориентиров, ведущих к формированию свойств и качеств, позволяющих адаптироваться к этой среде и осуществлять правовую деятельность. В конечном счёте, она обеспечивает “мобилизацию” права для удовлетворения отдельным индивидом, социальной группой средствами права многообразных публичных и частных интересов, выполнение заданных ими функций.
Посредством правовой социализации из поколения в поколение обеспечиваются передача и сохранение социально-правового опыта, формирование “правовой памяти” общества и личности; в ходе правовой социализации формируются внутренний правовой мир человека, его правовая психика, складываются базовые правовые ценности, формируются статусные ориентации, а в последующем происходит накопление нового правового знания, переоцениваются, корректируются установки и правовые позиции, происходит постоянный обмен энергией с социально-правовой средой.
Правовая социализация - сложный многоплановый процесс, включающий:
а) “дрессировку права” (Петражицкий Л.И.) -накопление навыков адекватного реагирования на правовые требования, самостоятельной ориентации в правовом пространстве;
б) формирование осознанного отношения к правовой действительности в результате приобретения нового комплекса правовых знаний (осознание права);
в) правовую аккультурацию (освоение человеком новых для него правовых ценностей в процессе целенаправленного правовоспитательного воздействия);
г) “скрытый” процесс юридизации человеческих чувств и представлений вследствие непосредственного влияния права (воспитания правом).
В процессе правовой социализации происходят: передача личности накопленных в обществе норм и ценностей правовой культуры, овладение языком права, привитие навыков правомерного общения и взаимодействия в социально-правовой среде, мобилизация возможностей права для участия в правовой жизни общества, накопление мировоззренческих установок, обеспечивающих ориентацию в правовом пространстве и выработку стратегии поведения в самых разнообразных юридических ситуациях. Значение правовой социализации очевидно: отсутствие свойств, приобретённых человеком в процессе правовой социализации, не только затрудняет, но и нередко лишает его возможности включиться в сферу действия права. Огромное влияние на процесс правовой социализации оказывает образ жизни конкретного человека - его микросоциум, с комплексом своих требований и методов их осуществления.
Нередко бывает так, что под воздействием ряда объективных и субъективных факторов человек меняет свои позитивно направленные правовые установки на прямо противоположные. И тогда его отношение к праву начинает выражаться в недооценке им ценности права (правовой негативизм), либо в безответственном, легкомысленном отношении к требованиям закона (правовой инфантилизм), либо в активном неприятии норм права подчас только в силу их существования (правовой нигилизм). Подобные изменения правосознания личности именуются дефектностью её правовой социализации. Иногда эта дефектность может принимать совершенно крайние формы, при которых правовое начало сознательно или целенаправленно игнорируется, отрицается по мотивам корысти, жестокости, алчности и по многим другим причинам. Это в конечном счёте приводит к правовому перерождению. “Современное состояние отечественного правосознания характеризуется наличием в нём некоего правового вакуума, который необходимо чем-то заполнить. С одной стороны, такой вакуум в сознании людей может быть заполнен духовно-нравственными и религиозными ценностями, а с другой - криминальным, уголовным менталитетом с его глубоким нигилистическим отношением к праву”.
В общей социологии выделяют два этапа социализации - первоначальный и вторичный, характерные для правовой социализации. На первом этапе происходит формирование правовых качеств, необходимых для взаимодействия с социально-правовой средой. Агентами социализации выступают такие институты, как семья, система правового образования, обучения и воспитания, СМИ, религиозные учреждения, иные институты гражданского общества. Очевидно, что к моменту приобретения человеком полной дееспособности такой период должен быть завершён. Второй этап связан с передачей накопленного правового опыта в правовую среду. С развитием правовой информированности, накоплением новых знаний и правового опыта на этом этапе происходит коррекция уже сформированных правовых позиций, наблюдается переоценка приобретённых правовых ценностей.

Правовые идеологии.

Правовые идеи или, собирательно, правовая идеология включают:

- представления людей о желаемых правовых нормах, о желаемых законах;

- их отношение к существующим законам, их одобрение или неприятие.

Главным, решающим фактором для формирования и экономики, и идеологии являются интересы людей. Именно в интересах людей выражается их отношение к окружающей действительности, они претворяются и в экономических (базисных), и в идеологических (надстроечных) отношениях. У тех и у других оказывается общий источник - интересы людей. Интересы многообразны - они охватывают экономическую, национальную, религиозную, культурную и многие другие сферы. Одной из таких сфер является правовая идеология.

Специфика правовой идеологии, ее отличие от других сфер идеологии заключается в специфике самого права, в его роли как средства общественного порядка, социального регулятора. Разносторонние интересы людей - экономические, национальные и пр. - осознаются ими как интересы правовые. В правовых идеях формулируются намерения людей претворить свои разносторонние интересы в нормы, установить на основе своих интересов и с их учетом определенный порядок в обществе. Правовые идеи включают обращенность к настоящему - отношение к существующим нормам, отношение позитивное или негативное, а также обращенность к будущему - представления о желаемых правовых нормах.

Существенную роль в формировании правовой идеологии играет уровень правовой культуры общества. Уровень правовой культуры - это обобщенный показатель, отражающий место и роль права в жизни общества. Правовая культура включает уважение к праву, правовую информированность людей, знание ими законов, готовность соблюдать и выполнять законы, уважение к правосудию, потребность обращения в суд за защитой своих прав, отказ от использования противозаконных силовых средств разрешения конфликтов и т.п. В уровне правовой культуры находит отражение историческое развитие страны и народа. Поэтому для каждой страны характерен свой уровень, в нем сочетаются правовые нормы вчерашнего и сегодняшнего дня и одновременно закладывается завтрашний день развития права.

В российской истории в течение длительного времени не существовало благоприятных предпосылок для развития правовой культуры:

вековая монархия без начал конституционализма, подчиненное и бесправное положение человека в обществе, низкая роль суда (напомним, первая радикальная судебная реформа в России была начата только в 60-х гг. XIX в.), свыше 70 лет господства тоталитарного режима.

Современное развитие общества в известной мере позитивно сказывается на уровне правовой культуры: повышается авторитет права, возрастает роль суда. Но уровень правовой культуры повышается очень медленно, поэтому и сегодня в России он отстает в сопоставимых показаниях от уровня наиболее развитых демократических стран.

Первый пример: отношение людей к конкретной норме о применении смертной казни. В России смертная казнь до сих пор широко применяется в качестве наказания за наиболее тяжкие преступления. Подавляющее большинство населения одобрительно относится к этой практике и отвергает предложения не только об отмене смертной казни, но и об ограничении ее применения. Социологические опросы, проводимые на протяжении последних 10 - 15 лет, свидетельствуют о том, что в одобрительном отношении большинства населения к применению смертной казни изменений не происходит.

Второй пример: отношение людей к важнейшему правовому учреждению - суду. Социология свидетельствует, что большинство населения видит в суде лишь место, где человека лишают свободы, но не место, где защищают права человека. Законодательство последних лет значительно расширило полномочия судов в защите прав граждан от произвола государственных чиновников. Но новые законы почти не сказались на, мягко выражаясь, индифферентном отношении людей к правосудию. Люди в своем большинстве не используют предоставленные им возможности судебной защиты и редко обращаются в суд. Попрежнему в ходу формула юридической дремучести рядового россиянина: "Я в своей жизни не только ни разу в суд не обращался, но даже свидетелем не проходил". Суды в стране обустроены скверно, культура ведения судебного процесса низкая. Позитивные изменения происходят, но, повторяем, очень-очень медленно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: