Правовые семьи

«Различия между правом разных стран значительно уменьшаются, если исходить не из содержания их конкретных норм, а из их более постоянных элементов, используемых для создания, толкования, оценки норм. Сами нормы могут быть бесконечно разнообразны, но способы их выработки, систематизации, толкования показывают наличие некоторых типов, которых не так уж и много. Поэтому возможна группировка правовых систем в "семьи". В современном мире существуют три главные группы правовых систем: романо-германская правовая семья, семья общего права и семья социалистического права.» (Тем не менее, Пухалешка в лекции социалистическую семью проигнорировал и зачитал в качестве третей семьи – Мусульманскую семью. К слову, в работе Давида есть упоминание о мусульманской системе, однако он вводит ее как честь не западной семьи).

Романо-германская семья: (правовые системы тех стран, которые сложились на основе римского права). Романо-германская правовая система сформировалась в континентальной Европе; здесь и сейчас ее главный центр, несмотря на то, что вследствие экспансии и рецепции многочисленные неевропейские страны присоединились к этой системе или позаимствовали у нее отдельные элементы.

Датой, когда с научной точки зрения появилась система романо-германского права, считается XIII век. До этого времени, вне всякого сомнения, существовали элементы, с помощью которых создавалась система; но тогда было еще рано говорить о системе и, может быть, даже о праве. Поэтому первым периодом можно считать период, предшествующий XIII веку, когда собирались материалы, но еще отсутствовали попытки синтезировать их и когда не было даже какой-либо системы. Второй период начался с возрождения изучения римского права в университетах -- с этого существеннейшего события, значение и важность которого мы покажем позднее. В течение пяти веков в системе господствовала доктрина, под определяющим влиянием которой эволюционировала и правовая практика в различных государствах. Доктрина подготовила вместе со школой естественного права наступление следующего периода, в котором мы находимся и в настоящее время,-- периода, где преобладает законодательство.

Признаки: 1. Закон-основной источник права, 2. деление на чсатное и публичное право, 3. Кодифицированное законодательство, 4. Самостоятельный характер существования гражданского и торгового права.5. Норма регулирует абстрактные отношения

Территория распространения: Лат. Америка, Африка, Ближний Восток, Япония, Индонезия, Европа

Семья общего права(англо-саксонская семья) Система общего права была создана в Англии после нормандского завоевания главным образом в процессе деятельности королевских судов. Семья общего права включает, кроме английского права, которое было ее основой, правовые системы всех, за некоторыми исключениями, стран английского языка. Влияние общего права было значительным также во многих, если не во всех, странах, которые политически были связаны с Англией. Эти страны могли сохранить в ряде сфер свои собственные традиции, институты и концепции, но английское влияние наложило тем не менее глубокий отпечаток на мышление юристов этих стран хотя бы в силу того факта, что административные и судебные органы, с одной стороны, и судебный процесс и система доказательств -- с другой, построены и регулируются в них по модели английского права.

Признаки: 1. Судебный прецедент - гл. источник права. 2. Главенство процессуальных норм над материальными,3. Ограниченное влияние римского права над общим 4. Законы играют второстепенную роль – они дополняются и корректируются исходя из практики.5. Деление вместо частного и публичного права на общее право и право справедливости (та совокупность норм, которые создавались судом канцлера, с тем чтобы дополнять, а иногда и пересматривать систему общего права, ставшую в то время недостаточной.)

Страны: Все страны англ. языка кроме Шотландии и ЮАР

Иные политические системы

Принципы, которыми руководствуются незападные страны, бывают двух видов. Одни признают большую ценность права, но само право понимают иначе, чем на Западе. Другие отбрасывают саму идею права и считают, что общественные отношения должны регламентироваться иным путем. Первые -- это страны мусульманского, индусского и иудейского права; вторые -- это страны Дальнего Востока, Африки и Мадагаскара.

Мусульманско-индусский блок. Равным образом в мусульманских странах внимание сконцентрировано на идеальной системе -- мусульманском праве, связанном с религией ислама. Местные обычаи рассматриваются при этом как чисто фактические явления, а законы и ордонансы властей -- как управленческие меры временного или местного значения, которые далеко не в полной мере достойны называться правом. Примерно то же самое можно сказать об иудейском праве. И в Индии, правда в другом контексте, тщательно различают дхарму -- учение о справедливом -- и арту -- то, что обеспечивает богатство и власть. Право, связанное с религией или с определенным мировоззрением, может не применяться судами, а индивидуумы не обязательно следуют ему в своей деятельности. И тем не менее такое право оказывает существенное влияние как на людей, так и на правоприменительные органы. Исследователь западного общества может сконцентрировать свое внимание на законодательных нормах и судебной практике, то есть рассматривать это общество с точки зрения позитивного права. Но он может также избрать социологический подход и назвать правом все те нормы, которым следуют в практической жизни. Различие этих аспектов не приведет к большим несоответствиям, ибо речь идет об обществах, где достигнута большая степень соответствия между представлением о справедливости, позитивным правом и нравами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: