I) Перед пуском якорного и швартового устройства:
1) проверить исправность шпиля (брашпиля) и убедиться в отсутствии посторонних предметов, мешающих работе его частей;
2) смазать поверхности трения и убедиться в наличии масла и смазки в ванночках червячных передач и пресс-масленках;
3) затянуть ленточные тормоза, разъединить и проверить действие кулачковых муфт.
II) Во время действия шпиля (брашпиля):
1) следить за смазкой трущихся поверхностей, чтобы не появлялись ненормальные стуки и люфт;
2) запрещается дотрагиваться руками до расторможенной якорной цепи;
3) поправлять якорь при расторможенном стопоре во время вытягивания его в клюз;
4) нельзя держаться руками за трос так, чтобы пальцы оказались внутри петли, надеваемой на кнехт;
5) в районе натянутого каната не должно быть людей;
6) перед началом подъема якоря и особенно швартовых операций необходимо опробовать механизм «в холостую»;
7) при подъеме якоря к клюзу следует уменьшить скорость движения якорной цепи.
III) В походном положении:
|
|
1) якорная цепь должна быть в цепном ящике;
2) винтовые стопоры замкнуты;
3) клюзы закрыты;
4) звездочка на брашпиле (шпиле) разъединена от кулачковой муфты;
5) от свободного вращения звездочка удерживается ленточным стопором;
6) швартовный канат должен быть свернут в бухту или намотан на вьюшку;
7) «легость» должна быть свернута в бухту и повешена на специальный гак вблизи от швартовного механизма.
IV) После установки шпиля (брашпиля):
1) испытать реверсом без нагрузки, потом при отрыве якоря от грунта и последующего его (их) подъема;
2) при испытании подъем производить 5 – 10 раз;
3) подшипники электродвигателей при монтаже и эксплуатации смазывать ассоголином марки II, III;
4) во время осмотра проверяют исправность шеткодержателей, щеток, зазора в подшипниках и между ротором и статором электродвигателя (не реже 1 – 2 раз в навигацию).
V) Ориентировочная последовательность докладов при подъеме якоря:
1) «выбираю»;
2) «якорь пошел»;
3) «якорь круто»;
4) «якорь чист»;
5) «якорь чертом»;
6) «якорь в клюзе» (якорь на месте);
7) «якорь по походному» (готово).
Механизмы буксирных и сцепных устройств.
Вождение несамоходных судов осуществляется: на буксире, «под бортом», толканием.
Соответственно, при буксировке используется буксирный гак, буксирная лебедка или механическая вьюшка; при буксировке «под бортом»- бортовые автосцепы, кнехты, швартовые; при толкании - автосцепы.
Все вышеперечисленное: буксирный гак, буксирная лебедка, механическая вьюшка, автосцепы относятся к буксирному и сцепному устройству.