Цели, задачи, объекты ландшафтного искусства

Что такое ландшафтное искусство? В названии данного пред­мета отражено его своеобразие: приложение особых приемов обла­гораживания, сохранения и улучшения, к ландшафтам во всем их разнообразии. Весь набор таких специфических приемов — это кон­кретные научные разработки и широкая многовековая мировая практика, поэтому комплекс таких приемов и уровень их исполне­ния рассматриваются в рамках особого вида искусства. Ландшафт­ное искусство сформировалось на основе целого ряда наук, вобрав в себя многие их установки и позиции. Оно продолжает развивать­ся на такой базе вместе и во взаимосвязи с родственными науками. Каковы же цели, задачи и объекты приложения ландшафтного ис­кусства? Ответ на эти вопросы определяет своеобразие данного предмета, показывает его существо. Обобщенно ответить на. постав­ленные вопросы следует так: главной целью ландшафтного искус­ства является облагораживание всей Земли, буквально всех ее угол­ков во всех природных зонах — от тундры, лесов, лугов, степей до пустынь и тропиков, — на всех континентах, создание здоровой, эс­тетической среды для нормальной жизни человека; эта цель опре­деляет и конкретные задачи на данном поприще деятельности: ре­шение экологических, сельскохозяйственных, эстетических вопросов. Отсюда следует, что специалисты ландшафтного искусства всегда имеют дело с природой, природными объектами, а именно с ком­плексами природных факторов, составляющими среду обитания всего живого на Земле, и растительностью, природной и культур­ной, во всем ее разнообразии. Объектами ландшафтного искусства являются вся земная поверхность с внутренними водоемами, а так­же побережье и прибрежная зона морей и океанов, то есть все про­странство, где живет и бывает человек. Детализируя это обшир­ное и разнообразное пространство, можно разделить его на три основные составляющие части: населенные пункты; сельская мес­тность; природные объекты (все виды ландшафтов). Судя по объектам, ландшафтное искусство по масштабности приложения совпадает с географией, экологией и некоторыми другими науками о Земле. Однако далее будут показаны его особенности. Как же реализуется и в чем выражается ландшафтное искусство на своих объектах? Первое — это привнесение природы, как естественной и здоровой среды для жизни людей, в населенные пункты, то есть озеленение и обводнение их, выполненные в соответствии с требо­ваниями эстетики. Сюда входят парковое дело, озеленение жилых кварталов (дворов, домов, улиц), всех обслуживающих, промышлен­ных и транспортных учреждений и предприятий, а также магистра­лей (дорог) между населенными пунктами. Второе — это окульту­ривание всех сельских и сельскохозяйственных объектов: поселков, деревень, усадеб, хуторов и всей площади сельскохозяйственных угодий, всего землепользования (полей, лугов, лесов, дорог), то есть привнесение эстетики и культуры на сельские территории. Третье — это изучение, охрана природы и организация культурного отдыха людей на базе национальных парков и других охраняемых и запо­ведных природных объектов. Соответственно, ландшафтное искус­ство подразделяется на три части: озеленение городов и всех на­селенных пунктов; окультуривание сельскохозяйственных территории; заповедное дело_.. Заповедное дело имеет отношение к национальным паркам и прочим охраняемым природным объектам. Далее будут рассмотрены более подробно градация и классифика­ция этих основных частей ландшафтного искусства. Общие, гло­бальные установки ландшафтного искусства таковы: на Земле не должно быть неиспользуемых территорий. Всякая малая или боль­шая площадь должна быть употреблена или для труда и получе­ния средств для жизни, или для отдыха, или для науки, изучения природы. Это и есть три главных вида использования человеком земельных угодий или объектов природы. Ландшафтоведы и спе­циалисты-практики ландшафтного искусства считают, что в перс­пективе должны быть окультурены на основе современных науч­ных достижений не только сформированные человеком зоны и площади, но и нетрадиционные для жизни и деятельности места обитания: в пустынях — путем их обводнения, в горах — путем постройки дорог и удобных мест для жизни и труда, во льдах (в частности, в Антарктиде) — путем постройки благоустроенных крытых поселений. Некоторые из этих задач выглядят фантасти­ческими, но рост населения земного шара, постоянное увеличение потребностей людей приведут в будущем к необходимости реше­ния таких задач. Они должны будут претвориться в реальность на Земле, и лишь после этого человечество окажется готово к прак­тическому решению задачи расселения в космосе, в околоземном пространстве, о чем писал в своих трудах в первой половине XX в. К. Э. Циолковский. Ландшафтное искусство должно помочь людям осуществить мечту о рае на Земле, сделать жизнь полноценной и счастливой. Но пока до этого далеко. Люди не научились жить мирно и беречь свой дом — природу, жить в нем культурно и бе­режливо. Оценивая результаты производственной деятельности людей в нашей стране в XX в., Николай Шмелев в статье «Интел­лигенция и реформы» в журнале «Знамя» (№ 2, 1998 г.), писал: «...загубленные реки, изуродованные земли, многочисленные про­мышленные монстры, не производившие ничего, кроме гигант­ских завалов бесполезного оружия. Все это было не для человека, это было против человека». Поэтому в начале XXI в. особенно акту­альны мысли и планы, касающиеся благоустройства земли. В 1992 г. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД) в Рио-де-Жанейро провозгласила новую стратегию мирового раз­вития — стратегию устойчивого развития (Sustainable development). Практика деятельности человечества в XX в. оценена как- ведущая людей к глобальной экологической катастрофе. Поэтому необходи­мо обязательно и быстро перейти к новой модели устойчивого раз­вития мира, обеспечивающей выживание человечества. В России в XX в. после многочисленных стратегических просчетов в разных отраслях хозяйства особенно важно придерживаться стратегии, га­рантирующей выживание народа и сохранение природы (окружаю­щей среды). Эти идеи закреплены в «Концепции перехода Россий­ской Федерации к устойчивому развитию», утвержденной указом Президента РФ № 440 от 1 апреля 1996 г. Концепция рекомендует перейти к сбалансированному решению социально-экономических за­дач и проблем сохранения благоприятной среды и природно-ресурсного потенциала для нынешнего и будущих поколений россиян.

Подобные идеи были высказаны еще великим нашим соотечественником — академиком В. И. Вернадским, создателем учения о биосфере, «сфере разума» на Земле, где действует человек разумный в гармонии с природой, с пониманием законов ее развития, с сохранением здоровой природной среды для себя и всего живого. Очевидно, что Владимир Иванович Вернадский уже полвека назад реально создал фундамент современной концепции устойчивого развития. Однако пока цивилизация с современным человеком «разумным» движется к катастрофе, которая, по мнению ряда ученых, может наступить уже в 2030 г. А пока глобальная катастрофа не наступила, человек моделирует ее фрагменты то в одном, то в другом регионе Земли, но практически постоянно, «тренируясь» в деле уничтожения рода человеческого в локальных войнах и конфликтах.

Система отношений человеческого общества с природой все еще в целом является системой с положительной обратной связью, что характеризует эту систему как саморазрушающуюся и теряющую устойчивость.

Задача действительно разумного человека заключается в том, чтобы перейти к устойчивому развитию, то есть к системе взаимоотношений «обществоприрода» с отрицательной обратной связью, означающей, что чем больше мы развиваемся, тем меньше портим и уничтожаем природу. Такая система обеспечит соразвитие человечества и биосферы.

В этом общем деле одно из важных и почетных мест вместе со многими науками о природе занимает наука о ландшафтном искусстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: