Композиционные основы проектирования парков и усадеб

Начнем с повторения цели создания парков и усадеб: приблизить природу к людям, приумножить ее красоты в спланированном, благо­устроенном виде и сохранить облагороженную таким образом приро­ду. Кратко и концентрированно содержание трех основных этапов проектирования и создания парков и усадеб можно выразить так:

первый этап — композиционный замысел и общая схема;

второй этап — составные части и определенное их сочетание;

третий этап — технологии выполнения работ: нормативы, сро­ки и очередность.

Итак, специалист в области паркового искусства реализует свои творческие возможности, и под его руководством проводятся все на­меченные работы на базе основных составляющих элементов ландшаф­та: климата, рельефа, почвы, водных источников и растительности.

В самом начале проектирования выделяется участок с ландшаф­том, характеризующимся определенными природными условиями — ландшафтно-планировочный район. Ядром его должен стать создава­емый садово-парковый ландшафт. Он состоит из различных элемен­тов или объектов, которые следует формировать и объединять по законам композиции, то есть надо располагать все части парка (усадь­бы) — природные элементы и искусственные формы — в определен­ной системе, связанной общим замыслом и назначением парка. Этот общий замысел всегда четко и ясно представлял себе Петр I.

Отражает творческий замысел «строгий геометрический чертеж, без которого невозможна композиция», как писал Максимилиан Волошин. Создание такого оригинального и сложного произведе­ния искусства как парк, требует разделения композиции на плани­ровочную и объемную.

Планировочная композиция — двухмерное планирование на плос­кости, то есть на поверхности земли с различными элементами ре­льефа. Объемная композиция — создание парковых пейзажей из объемных элементов, наблюдаемых из одной точки (стоящим зри­телем) или при движении, поэтому такая композиция выполняется в трех или четырех измерениях.

При этом создается объемно-выраженный рельеф из различных сооружений и насаждений (деревьев, кустарников, газонных трав, цветов).

Формируя объемную композицию, намечают визуальные связи, то есть выбирают и планируют виды и фиксируют видовые точки. Интересные виды создаются или сохраняются на данной местнос­ти, а нежелательные — устраняются или изолируются. Так, в пар­ковые ландшафты включают геологические обнажения горных по­род, скалы, камни и каменные россыпи и нагромождения.

Вода — важнейший компонент ландшафта в природе и в парке. Водные ресурсы являются определяющими в формировании плани­ровочной структуры территории. Яркий пример: река Славянка и со­здание вдоль нее прекрасного Павловского парка; не менее смелый и уникальный пример — использование побережья Финского залива и его водной глади как фона Петергофских парков. Поэтому реки, ручьи, цепи прудов, каналы — все это должно использоваться при проектировании как композиционные оси парка или его частей (рай­онов). Более компактные по форме водные объекты служат компо­зиционными центрами и узлами: это бассейны, фонтаны, водопады, ключи.

Парковое пространство состоит из системы аллей, водоемов, растительности, сооружений и архитектурных форм, объединенных планировочной и объемной композициями.

Собственно проектирование начинается с выбора композицион­ного центра, оси и схемы, с учетом рельефа и других природных условий, куда, как выше отмечено, входят и водоемы. Далее плани­руется расположение аллей, площадок, полян и вокруг них — поса­док, различных по форме, масштабам и типам растительных объек­тов. Кроме того, выбираются и размечаются в разных местах парка архитектурные сооружения и скульптура. При этом обязательно учитывается солнечное освещение различных мест территории (светтень) в разное время суток, с утра до вечера, в разные се­зоны года, то есть положение участка по отношению к сторонам света {север — юг, восток — запад).

Организация всей структуры парка является сложным творческим процессом. Нужно решить целый комплекс биолого-экологических, функциональных и эстетических задач. В результате должна быть со­здана полноценная среда для отдыха людей на природе. Построение пространства парка осуществляется через достижение противоречи­вого единства двух основных моментов проектирования. Первый мо­мент — ограничение, выделение частей парка, второй — создание еди­ного целого. Поэтому для создания паркового пространства необходимо использовать различные приемы организации объемных растительных и искусственных форм.

В основе проектирования лежат три теоретические категории: пропорция, симметрия и перспектива.

Теория проектирования парков включает несколько классиче­ских понятий. Одним из основных является пропорционирование — решение задачи выбора соотношения пространственных форм по величине, геометрическому строению, положению в пространстве, цвету, то есть построение определенных композиций. Понятие про­порции пришло в садово-парковое искусство из архитектуры. Сло­во это в переводе с латинского означает «соотношение, соразмер­ность». Пропорция — одно из проявлений гармонии.

Практически используют два вида пропорционирования: модуль­ную систему и золотое сечение.

В модульной системе пропорций за основу принимается определен­ная исходная величина — модуль (в переводе с латинского — «мера»); например, в соотношениях 1: 2, 1: 3, 1: 4 и т. д. 1 — это модуль.

Золотое сечение с древности считается идеальной, наиболее гар­моничной пропорцией. Оно получается при делении отрезка на две части таким образом, что длина всего отрезка так относится к боль­шей его части, как эта большая часть относится к меньшей части. Подобные соотношения строятся на основе так называемых чисел Фибоначчи (каждое следующее число равно сумме двух предыду­щих: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21,..). Такие числа и дают последовательный ряд отношений: 1: 2, 2: 3, 3: 5, 5: 8, 8: 13,..

Соотношения, начиная с 3: 5, выражают золотое сечение. Со­отношения из пар последующих цифр этого ряда выражают золо­тое сечение со все большей точностью. Любой объем или плос­кость, части которых соотносятся по правилу золотого сечения, выглядят строго пропорционально и производят благоприятное впечатление.

Золотое сечение используют при создании цветников, партеров (газонов и водных пространств), пейзажных картин.

Таким образом, как модульная система пропорций, так и зо­лотое сечение применяются при проектировании парков и уса­деб лишь в определенных, особенно заметных и центральных частях общей территории: на площадях перед дворцами, особня­ками, при устройстве газонов, цветников, водных бассейнов, спортивных площадок. Остальная площадь (в стороне и по краям общей территории) планируется в менее строгой манере в смысле соотношения сторон.

Пример: размеры футбольного поля согласно международным стандартам равны 105 х 70 м. Читателям предлагается определить, насколько пропорционально футбольное поле: соответствует его форма модульной системе или золотому сечению.

Следующие важные понятия в проектировании: симметрия и асимметрия. Симметрия — это строго закономерное расположение одинаковых форм или фигур (деревьев, цветников и др.) по отно­шению к оси или плоскости; на основе симметрии планируются регулярные парки. Асимметрия — это неровные по величине фор­мы, расположенные свободно, но в определенной композиции; асим­метрия используется при планировании пейзажных парков.

Из основных теоретических понятий, используемых в практике проектирования, упомянем еще перспективу — зрительное воспри­ятие изменения предметов по мере удаления от них наблюдателя. Перспектива бывает линейной и воздушной. Линейная перспектива — это зрительное уменьшение величины и формы предметов. Воздуш­ная перспектива — изменение яркости, четкости и цвета предметов по мере удаления от точки наблюдения. Перспектива учитывается при разработке различных видов в парке.

Планировочная композиция должна быть ясной и четкой, поэто­му строится она из простых композиционных схем (рис. 11): замк­нутой, лучевой, осевой, кольцевой или звездной; композиционные схемы могут быть и комплексными, то есть сочетающими две, а иногда и три простые схемы: —• осевая + лучевая;

— осевая + звездная;

— осевая + лучевая + кольцевая.

Составные части композиционных схем представляют собой обычно основные аллеи, а иногда — каналы, каскады или системы прудов, озер.

Выбор и разработка композиционных схем должны вестись обя­зательно с учетом доминирующих строений в парке (дворцов, кре­постей, спортивных площадок) и природных условий, особенно элементов рельефа и водных пространств (рек, прудов, озер и т. д.). В соответствии со всеми такими особенностями должна быть выб­рана конкретная композиционная схема.

Понятно, что при планировании парка или усадьбы с использовани­ем как симметрии, так и асимметрии необходимо руководствоваться

Рис. 11. Композиционные схемы парков: а - замкнутая; б - осевая; в - лучевая; г – звездная

Рис. 11 (окончание). Композиционные схемы парков: Л — осевая + лучевая + кольцевая; е — осевая + лучевая; ж — кольцевая

элементарным здравым смыслом и логикой, мерой и вкусом. Напри­мер, не стоит располагать сверхупрощенно все виды посадок: деревья и кустарник — с одной стороны главной оси композиции (основной ал­леи), а все газоны и цветники — с другой. Напротив, составные элемен­ты растительности, формирующие парк (отдельные деревья, их груп­пы, массивы и рощи, куртины кустарника, газоны и цветники), необходимо спроектировать по всему парку или усадьбе (симметрично или асимметрично), с обеих сторон аллей, дорожек, перемежая и соче­тая такие посадки с элементами рельефа, привязывая их к основным зданиям и вспомогательным строениям, функциональным площадкам и участкам, а также к границам парка или усадьбы. В разных местах при этом создают участки парка, ограниченные конкретными элемента­ми рельефа; на разных участках можно создавать садики различных стилей, например уголок японского садика и др.

2.3.1. АЛЛЕИ И ДОРОЖКИ

Выбранные схемы композиции реализуются формированием систе­мы парковых аллей (дорог) и дорожек. Они имеют большое значение, так как ландшафт парка воспринимается в основном начиная с них. Так что это — основа, простая и обязательная при разработке проекта.

Аллеи и дорожки могут быть двух видов: геометрическими — прямолинейными, четко, под определенными углами меняющими направления, или ж ивописными — свободными, мягкими, меняю­щими свои направления постепенными изгибами.

Первый вид аллей характерен для регулярных парков — он и опре­деляет этот стиль; второй вид аллей типичен для пейзажных парков.

Дорожки и аллеи связывают зоны (районы) парка. Они могут пересекаться под разными углами, расходиться лучами, сходиться на полянах и т. д.

Среди всех аллей выделяется главная аллея которая связывает все зоны и дорожки. Поэтому она должна иметь наибольшую ширину — не менее 10 м (это норматив для парков; в частных усадьбах аллеи значительно уже: центральные шириной 1-3 м, а боковые, второсте­пенные — менее 1 м). Но на основной площади парка или усадьбы следует осуществить регулярный или пейзажный стили..

Художественность и рациональность парковых аллей обеспечи­вается при их проектировании с ориентированием на ряд правил: — начертание в плане, изгибы и повороты должны соответствовать

характеру рельефа;

— развилки не должны образовывать острых углов газонов;

— по ширине аллеи и дорожки должны быть одинаковыми на всем своем протяжении; расширения допустимы в виде площадок определенной формы;

— густота системы аллей и дорожек в парке должна быть мини­мальной;

— покрытие аллей и дорожек должно быть ровным, спланирован­ным, прочным и декоративным.

Аллеи могут иметь разнообразное внутреннее строение: одноряд­ные — простые, в несколько рядов — сложные, различной ширины (более узкие или широкие); с разным расположением посадок вдоль них и по вертикали (1, 2, 3 яруса); с разными породами деревьев и кустарников. В этом плане возможно и допустимо большое разно­образие аллей; несколько примеров приведены на рис. 12.

Деревья в аллеях сажают по-разному: сравнительно редко в ря­дах, через 8-12 м — такие аллеи называют открытыми или полуот­крытыми; в других случаях делают более тесные посадки, через 2, 3 или 5 м, — получаются аллеи закрытого типа. В группах деревья

Рис. 12. Варианты формирования аллей

Рис. 12 (окончание). Варианты формирования аллей

также можно сажать плотно или рыхло, с оставлением небольших полян-лужаек между ними. Посадка по нескольку деревьев в одну яму называется букетной. Все перечисленные виды посадок встре­чаются на разных аллеях.

Аллеи обсаживаются самыми различными породами и видами декоративных деревьев и кустарников. Среди них чаще использу­ют следующие: дубы, клены, липы, платаны, вязы, ивы, ели, листвен­ницы, пихты, березы; сирень, боярышник, бересклет, сведу, кизиль­ник черноплодный, барбарис обыкновенный и др. Видовые названия большинства пород деревьев здесь не упомянуты, так как каждая из них включает несколько видов (например, дуб — около десяти разных видов), многие из которых декоративны и используются при создании аллей.

Деревья и кустарники в аллеях подстригают и формируют их кроны, но во многих случаях оставляют в естественном состоянии. Это не значит, что за ними не нужен уход: следует их разреживать, удалять сломанные ветви, срезать торчащие опасные сучки и т. д.

При различном расположении деревьев в аллеях, тем более при использовании разных пород, обеспечивается и разная степень ос­вещенности аллей, различные их внешний вид и цветовая гамма листьев и крон.

В пейзажных парках аллеи могут обсаживаться не сплошными посадками, а единичными деревьями и кустарником или группами деревьев, расположенными через разные интервалы — в отдельных местах на протяжении аллеи.

2.3.2. ТИПЫ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ СТРУКТУР

После создания системы аллей планируется расположение дру­гих насаждений в парке и усадьбе. Они в основном и сформируют пространственную структуру вместе с рельефом, водными ресур­сам (водоемами) и сооружениями.

Пространственные структуры в парках бывают трех видов: за­крытые, полуоткрытые и открытые. На территории парка все они сочетаются и чередуются в разных местах, создавая в целом впе­чатление об особенности данного парка (рис. 13).

Основой сочетаний и объединений разных пространственных структур является ландшафтно-экологический метод, предусмат­ривающий формирование создаваемого ландшафта с учетом разнообразия и своеобразия условий местообитания для растений и удобств для людей.

Закрытые пространства создаются насаждениями с сомкнутым верхним пологом над головой, закрывающим небо, защищающим от солнечных лучей и ветра. В регулярных парках такие простран­ства представлены боскетами, а в пейзажных — массивами и ро­щами.

Полуоткрытые пространства создаются несплошными насажде­ниями с сомкнутостью полога 0,2-0,5 (20-50%); на отдельных уча­стках густота полога может составлять и 0,4-0,5, а в других местах возможна меньшая сомкнутость — 0,2-0,3 (такие места называются «рединами»). Эти пространства также прикрывают от солнечных прямых лучей, затеняют, но все же они лучше пронизываются лу­чами при разном положении солнца, чем закрытые пространства. Сквозь полуоткрытые пространства лучше просматривается окру­жающий пейзаж.

Открытые пространства — это все виды площадей в парке, не занятые плотными насаждениями и сооружениями: поляны, лужай­ки, партеры, крупные цветники, площади, спортивные площадки, водоемы.

Все виды пространственных структур обрамлены окружающими насаждениями, откосами, холмами, валами, сооружениями. Они должны перемежаться, чередоваться, сменяя друг друга в разныхместах, поскольку разные типы пространств по-разному воздей­ствуют на чувства, психику человека. Поэтому такие простран­ства называют по-разному: темными, светлыми, элегическими, тревожными... Чередование их удовлетворяет желание смены впе­чатлений и стремление увидеть все новые и новые пейзажи и виды.

Обсуждаемые три типа парковых пространств определенным образом соотносятся друг с другом, причем соотношение между закрытым, полуоткрытым и открытым типами должно меняться в разных зонах. На севере и в центре лесолуговой зоны доля закры­тых пространств может составлять 30-40% от общей площади тер­ритории, доля полуоткрытых — 10-30%, доля открытых — 50-70%. В лесостепной и степной зонах закрытые пространства должны превалировать в парке, занимая 50-80%, на долю полуоткрытых пространств должны приходиться те же 10-30%, а на долю откры­тых — лишь 10-20%.

В частных усадьбах подходы к выбору соотношения между ти­пами пространств зависят от желания хозяина-заказчика. Поэто­му могут встретиться и крайние варианты: или вся территория планируется под посадки разных жизненных форм, видов и сор­тов декоративных растений (деревьев, кустарников, цветов) с очень небольшой площадью газонов), или, наоборот, вся площадь усадьбы будет представлять собой природный луг (естественный или созданный в виде лугового или мавританского газонов) с высоким травостоем из различных луговых растений. Между та­кими полярными вариантами могут быть спланированы и осуще­ствлены самые разные разработки с любой долей газонов на пло­щади усадьбы.

Разные участки парка могут так выраженно различаться, что их подразделяют на ландшафтные районы, хотя они остаются единым целым парковым пространством. Так, например, в Екатерининском парке Царского Села существуют районы Розового поля, Нижних Каскадных прудов, Большого озера, Катульского обелиска, Малых прудков. Районы парка могут подразделяться еще и на участки со своими доминантами. Так, в Павловском парке район реки Славян­ки имеет шесть участков: Храма дружбы, Висконтьева моста, Пиль-башни и др.

Во всех типах парковых пространств основную образующую или орнаментирующую роль играют деревья и кустарники. Их подразделяют на четыре группы: паркообразующие, сопутствующие, декоративные и экзотические.

— Паркообразующие деревья и кустарники — это долговечные, наибо­лее приспособленные к- данным условиям растения, чаще из мест­ной флоры (дуб черешчатый, липа сердцевидная, береза бородавча­тая, бук европейский, лиственница сибирская, ель обыкновенная).

— Сопутствующие деревья и кустарники — деревья небольших раз­меров и кустарники, играющие подчиненную, дополнительную роль в сочетаниях пород (рябина обыкновенная, черемуха обык­новенная, боярышник кроваво-красный).

— Декоративные деревья и кустарники — растения, выделяющиеся живописными кронами, красиво цветущие, с яркими, необычно­го цвета плодами (крупные экземпляры яблонь, груш с белыми или розовыми цветами, вишен, плакучие формы ив); такие дере­вья украшают поляны, холмы своими формами, кронами, ство­лами, ветвями, цветами, являясь достопримечательностями мест, где они растут в парке.

Экзотические деревья и кустарники — растения иноземной фло­ры, сравнительно редкие в обычных условиях зоны или даже стра­ны: иной раз имеется единственный экземпляр такого рода расте­ния в одном из парков города или региона (например, гинкго двулопастной — единственный экземпляр в ограде в одном из парков Риги, и, пожалуй, на Северо-Западе больше нет таких де­ревьев родом из Китая; кстати, пришлось увидеть в Вашингтоне, столице США, целую улицу, обсаженную с двух сторон деревца­ми гинкго). К экзотическим растениям относятся также тисе ягод­ный, тюльпанное дерево, тсуга канадская и некоторые другие.

Различные типы парковых структур формируются разного вида посадками деревьев и кустарников, причем форма этих посадок принципиально отличается в регулярных и пейзажных парках, хотя названия насаждений могут и совпадать. В регулярных парках это боскеты, группы, аллеи и солитеры; в пейзажных — массивы, груп­пы, аллеи и солитеры (рис. 14).

Посадки в регулярных парках осуществляются на основе сим­метрии, на площадях четкой геометрической формы.

Боскет — посадка большого количества деревьев, высаженных рядами на четко ограниченной части парка, обычно окаймленной поребриками или аллеями деревьев и кустарников. Деревья в бос­кетах могут быть стрижеными; они часто окаймляются плотной посадкой стриженых мелких форм деревьев или кус­тарников; если высота такой окаймляющей посадки не превыша­ет 0,5 м, она называется бордюром, а при высоте 1,5-2,5 м — жи­вой стеной.

Группа — определенным образом размещенные насаждения, за­нимающие участок, диаметр которого не превышает максималь­ной высоты высаженных деревьев. Обычно деревья в группе вы­саживают в кружок, или прямоугольником, или по 2-3 экземпляра на трех углах треугольной площадки, или по-другому. В группе бывает до 10 экземпляров деревьев, но может быть больше или меньше.

Аллея — это парковая дорога, окаймленная четкими рядами де­ревьев и кустарников. Таких рядов может быть разное число в раз­ных аллеях: от одного до трех.

Солитер — отдельно высаженное дерево на площадке, окаймлен­ной бордюром или поребриком из камня (стеной и т. п.).

Все посадки в пейзажных парках асимметричны и создаются по образцам из живой природы, по ее подобию.

Массив — значительное количество деревьев, занимающих обычно площадь более половины гектара, с самыми разными кон­фигурациями границ, вплоть до причудливых. Это основной структурный элемент посадок в парке, расчленяющий террито­рию на различные участки. Массивы бывают чистыми — из дере­вьев одной породы или смешанными — из деревьев разных пород. Значительные по площади массивы из деревьев одной породы на­зывают рощами (рощи бывают березовые, дубовые, лиственнич­ные и др.)

Массив или роща, созданные посадкой деревьев в шахматном порядке, несколькими рядами (более трех, чем и отличаются от аллей) называются кен-консом.

Группа — от 2-3 до 10 и более деревьев, размещенных сближен -но, но в свободном порядке.

Аллея — дорога, не обязательно лучевая, прямая, а наоборот, ме­стами или на всем протяжении с изгибами, окаймленная рядами или отдельными группами деревьев и кустарников.

Солитер — отдельно растущее дерево, размещенное по центру или в ином месте на открытом пространстве, обычно на поляне.

Рис. 13. Типы пространственных структур:

Закрытые пространственные структуры в парках: а — с горизонтальной сомкнутостью; б — с вертикальной сомкнутостью

Рис. 13 (продолжение). Типы пространственных структур:

Полузакрытые пространственные структуры в парках: в — с групповым размещением деревьев; г — с равномерным размещением деревьев

Рис. 13 (окончание). Типы пространственных структур: Л — открытое пространство в парке с видом на футбольное поле

Рис. 14. Виды древесно-кустарниковых насаждений в разных парках:

регулярный парк

Рис. 14 (продолжение). Виды древесно-кустарниковых насаждений в разных парках: регулярный парк

Рис. 14 (продолжение). Виды древесно-кустарниковых насаждений в разных парках: пейзажный парк

Рис. 14 (продолжение). Виды древесно-кустарниковых насаждений в разных парках: пейзажный парк

Рис. 14 (окончание). Виды древесно-кустарниковых насаждений в разных парках

Древесные насаждения в парках (боскеты, массивы, группы) раз­личаются по составу пород, цвету листвы (хвои), высоте и по дру­гим признакам. Они могут быть чистыми, смешанными (включаю­щими несколько пород деревьев или деревьев с кустарником), лиственными, хвойными.

Лиственные деревья подразделяются на две подгруппы: широко­лиственные (к ним относятся бук, дуб, граб, липа, клен, ясень, вяз) и мелколиственные (береза, осина). Хвойные деревья, в свою очередь, также подразделяются на две подгруппы: темнохвойные (эта под­группа включает ель, пихту, кедр) и светлохвойные (к ним относят­ся лиственница, сосна, ель серебристая).

К основным породам деревьев можно добавлять другие породы, а также кустарники, получая смешанные посадки. Так, деревья мо­гут сочетаться с лещиной (лесным орехом), черемухой, бересклетом, крушиной и др. Часто встречаются сочетания хвойных деревьев с лиственными деревьями и кустарниками: сосняк липовый, сосняк лещинный, сосняк дубовый и др.

Очень важно знать и учитывать декоративные свойства деревьев и кустарников. Они определяются целым рядом показателей:

— величиной;

— формой кроны;

— плотностью кроны;

— формой, величиной, фактурой, расположением и окраской лис­тьев;

— временем и продолжительностью цветения;

— формой и запахом цветов и соцветий;

— формой и окраской плодов;

— формой ствола;

— формой и мощностью ветвей;

— фактурой и цветом коры.

Предложены методы комплексной оценки декоративности, в ко­торых учитываются все эти признаки.

Конечно, у деревьев особенно заметный признак их декоратив­ности — это форма кроны. Природа дала кронам деревьев боль­шое разнообразие форм. Кроме того, у каждой древесной породы форма кроны значительно различается в зависимости от того, в массиве произрастает дерево или в небольшой группе; особенно красивая и мощная крона формируется, когда дерево растет в одиночестве — солитером. Эта величественная красота отражена в известной русской песне на стихи А. Ф. Мерзлякова:

Среди долины ровныя,

На гладкой высоте

Цветет, растет высокий дуб

В могучей красоте.

Высокий дуб, развесистый,

Один у всех в глазах;

Один, один, бедняжечка,

Как рекрут на часах!

И хотя в ней, как в большинстве истинно русских песен, не обо­шлось без грусти, красота и мощь величавой кроны могучего дуба не забываются. Эта песня подвигла многих художников на созда­ние картин с изображением дуба — красивого, богатырского дере­ва, такого типичного и символичного для России.

Хорош дуб и в аллеях — стройные ряды крепких деревьев с кра­сивой корой, кроной, стволами, ветвями и листвой красуются во многих парках. Их мы встречаем в Царском Селе, в парках Стрель-ны и во многих других местах Северо-Запада России. Южнее, в цен­тре страны, хорошо растет бук, который, получив свободное место поляны, создает огромный высокий шатер красивой кроны. Часто виден он в такой красе в парках европейских стран, например, в Гер­мании. К концу лета преображается цвет листьев бука: из зеленых они становятся темно-багряными, и крона выглядит, как выкован­ная из слегка потемневшей меди — красиво! Такое же восхищение вызывают и платаны со своими величественными кронами, возне­сенными на большую высоту мощными стволами и ветвями — неза­бываемы такие красавцы-великаны на набережных Ялты. А красота лип, вязов, ясеней, сосен, елей, пихт, берез, серебристых и плакучих ив, даже яблонь, стоящих один на оДин со зрителем среди поляны в парке! Все это — истинно декоративные деревья. Надо учесть, что они еще меняют цвет от весны к лету и особенно осенью и красуют­ся, то усыпанные охапками, водопадами цветов (яблони), то с ярко-зелеными или серебристыми листьями летом, то с золотисто-желты­ми, красными, багряными, такими восхитительными — осенью!

По форме кроны бывают раскидистыми (дубы, буки, липы), зон­тикообразными (сосны), пирамидальными (ели, пихты), плакучими (ивы, березы) и др. (рис. 15).

Рис. 15. Формы крон деревьев: а — раскидистые (дуб, вяз, бук); б — зонтикообразные (сосна)

Рис. 15 (окончание). Формы крон деревьев: В — пирамидальные (ель, пихта); г — плакучие (ива, береза)

Этот броский признак позволял еще первым мастерам парко-строения формировать красочные аллеи и группы деревьев пу-■ тем подбора и сочетания разных пород для создания живых стен с различным цветом, меняющимся по сезонам, а также удивля­ющих разнообразием форм и цвета деревьев-солитеров на поля­нах. Нелишне вспомнить, что возможно и искусственно форми­ровать кроны, отгибая ветви и фиксируя их таким образом в разных, причудливых положениях, а также художественно под­стригая деревья.

Интересно, что до сих пор у специалистов вызывает удивле­ние необычное и даже загадочное расположение старых ветвей, иногда почти горизонтальное, у более чем 200-летних дубов в парках Царского Села. Возможно, они были специально сформи­рованы так мастерами в далекие годы, или же сформировались сами, используя таким образом свободные пространства на поля­нах парка.

Кроны разных деревьев различают еще и по плотности (густо­те): крона считается плотной, если просветы в ней занимают не более 25% ее силуэта, полу ажурной — при просветах от 25 до 50% и ажурной — при просветах, занимающих более 50% силуэта.

Ясно, что такое свойство не только определяет общую декора­тивность, но и имеет значение для защиты от пыли и' ветра: плот­ные кроны, конечно, лучше выполняют такую функцию.

Листья деревьев различаются по величине, форме, цвету, слож­ности (с одной или несколькими долями).

Декоративные качества цветов определяются формой, размера­ми, обилием (одиночные или в соцветиях), окраской, запахом, ори­гинальностью. Кто не восхищался свечами — соцветиями каштанов или белыми и розовыми облаками цветов, окутывающими яблони, груши, черемуху, вишни, особенно японскую сакуру! А'как краси­вы пышные свисающие золотисто-желтые соцветия бобовника, не­даром называемого еще «золотым дождем»!

Очень важно время наступления цветения и его продолжитель­ность у разных видов деревьев и кустарников, но об этом будет рас­сказано ниже, при описании их индивидуальной характеристики.

Конечно, важна и величина деревьев и кустарников, их высота. По этому признаку деревья подразделяются на 5 групп: исключи­тельно высокие (свыше 35 м), очень высокие (25-35 м), высокие (20-25 м), средней высоты (10-20 м) и низкие (6-10 м).

Исключительно высокие деревья — бук лесной, платан кленолис-тный, тополь пирамидальный и черный, вяз, пихта, кедр, ели.

Очень высокие деревья — клен платановидный, ясень обыкновен­ный, тополь белый, осина, тополь дрожащий, дуб обыкновенный (черешчатый), липа сердцевидная, берест, вяз листоватый, ли­ственница европейская, сосна обыкновенная.

Высокие деревья — клен ясеневидный, ольха серая, береза боро­давчатая, граб обыкновенный (березовый), акация белая.

Деревья средней высоты — черемуха обыкновенная, рябина, туя восточная и западная, можжевельник высокий.

Низкие деревья — боярышник обыкновенный, кроваво-красный, яблоня лесная, ива козья, можжевельник обыкновенный.

Кустарники подразделяются по высоте на 4 группы: высокие (2-5 м), средней величины (1-2 м), низкие (до 1 м) и вьющиеся.

— Высокие кустарники — карагана (акация желтая), облепиха, ка­лина обыкновенная, лещина, сирень обыкновенная, лох узколи­стный, ирга, форзиция, жимолость татарская.

Кустарники средней величины — айва японская, барбарис обык­новенный, спирея иволистная, смородина золотистая.

Низкие кустарники — можжевельник казацкий, волчник обык­новенный, дрок красильный.

Вьющиеся кустарники — плющ обыкновенный (колхидский), девичий виноград пятилисточковый, гортензия ползучая, клематисы, жимолость каприфоль, лимонник китайский, глициния китайская.

Здесь приведены только примеры деревьев и кустарников раз­ной величины, но перечислены далеко не все виды, которые можно использовать для создания посадок в парке и на усадьбе. Особенно интересные породы и виды растений появились на российском рынке в последние годы, прибыв из соседних европейских стран. Так что у специалиста выбор большой, но при реализации заду­манного на конкретных участках никогда нельзя забывать о требо­ваниях эстетики и экологии: в этом залог успеха.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: