Любая вновь возникающая наука «впитывает» обычно основные положения так называемых базовых наук. Некоторые положения могут быть присущи смежным наукам. По опыту формирования многих наук отмечено, что новая наука определяется при наличии своего, особого объекта, методов его изучения и воздействия на него, при накоплении достаточно весомого, оригинального материала. Все эти моменты вполне подходят и к ландшафтному искусству. Сформировалось оно на базе нескольких наук: географии, ландшафтоведения, геоботаники, экологии, растениеводства, луговодства, лесоводства (дендрологии), садоводства, почвоведения, архитектурного строительства и дизайна, а также некоторых других.
Так как объектами ландшафтного искусства являются разнообразные ландшафты во всех зонах на земле, то география и экология, климатология, учение о биоресурсах дают материал для характеристики конкретных ландшафтов. И непосредственно ландшафтоведение, описывающее и классифицирующее все разнообразие и своеобразие ландшафтов, является основой ландшафтного искусства. Иногда отождествляют ландшафтоведение и ландшафтное искусство, что неверно, хотя объекты у них практически одни и те же — ландшафты. Но в первом случае их изучают, во втором — воздействуют на них, окультуривают, облагораживают, а также создают новые, используя специфические приемы.
Для сравнения упомянем аналогичное соотношение между геоботаникой и растениеводством (всеми его ветвями: полеводством, луговодством, плодоводством и т. д.). Геоботаника изучает все типы растительности и все растительные сообщества на земле с целью их познания, выяснения закономерностей жизни и развития для последующего управления, улучшения и рационального использования, а практическое растениеводство, имея дело с большинством этих же растительных сообществ, разрабатывает и осуществляет приемы по созданию культурных растительных сообществ, их использованию, так же как и использованию природных растительных сообществ (луговых, лесных, болотных, степных, пустынных и др.). Таким образом, геоботаника является фактически научной основой растениеводства, вооружая его знаниями о закономерностях жизни растительных сообществ. Так и ландшафтоведение может рекомендовать меры по улучшению и использованию разнообразных ландшафтов, однако использование и преобразование ландшафтов непосредственно осуществляется приемами, разработанными специалистами в области ландшафтного искусства. Поэтому основные положения научного ландшафтоведения должны быть знакомы специалистам ландшафтного искусства и использоваться ими в практической деятельности.
Что же такое ландшафт? В общечеловеческом понимании — это вид и особенности устройства каждой определенной и отличающейся от других части земной поверхности. В этом плане выделяют горные, болотные, луговые, степные, пустынные и другие ландшафты. Их описывают также по внешнему впечатлению: красивый, скучный, бедный, мрачный, волшебный, «лунный» и другие ландшафты.
Существует и научное определение ландшафта. В книге «Наука о ландшафте» Д. Л. Армандт дает одно из таких определений: «Ландшафт — это участок территории или акватории, условно выделяемый вертикальными границами по принципу относительной однородности и горизонтальными — по принципу исчезновения влияния того фактора, на основании которого данный комплекс выделен». Автор поясняет, что это определение дано природным территориальному или экваториальному комплексам, но так как последние термины сложны и громоздки и являются синонимами понятия «ландшафт», то он это определение применяет к простому и всем знакомому термину: «ландшафт». Что ж, так порой выражаются ученые.
Понятие «ландшафт» применяют к любым единицам территории: например, ландшафт лесной поляны, ландшафт Кольского полуострова и т. д.
Ландшафты во всем своем разнообразии составляют внешние видимые особенности земной поверхности, поэтому понятие ландшафта является фундаментальным в современной географии. Географы считают, что в основе формирования понятия ландшафта лежит идея о взаимосвязи и взаимообусловленности всех природных явлений земной поверхности. Это действительно так.
Ландшафтоведение — это учение о природных территориальных комплексах, имеющее важное практическое значение для сельского хозяйства, лесоводства, градостроительства, рекреационного дела. Ландшафт понимают как основную ступень при формировании разнообразия геосистем. В то же время ландшафт рассматривают как геосистему с единым происхождением, общей историей развития, формирующуюся в условиях однородного геологического фундамента, на одном преобладающем в данной местности типе рельефа, в условиях одинакового климата, с характерным набором и сочетанием почв, растительных сообществ и геосистем локального уровня (такие геосистемы на следующих ступенях их иерархии объединяются в региональные и затем — в глобальные, которые и образуют в совокупности географическую, или ландшафтную оболочку планеты).
В каждом ландшафте происходят процессы обмена и преобразования энергии и вещества (это одна из основных установок геоботаники). Такие процессы называют функционированием ландшафта. Двигателем в таком функционировании является жизнь растительного сообщества. Ландшафты непрерывно изменяются. Специалисты различают обратимые изменения (ежегодные сезонные ритмы) и необратимые, эволюционные, выражающиеся в перестройке структуры ландшафтов и составляющие сущность их развития.
Площадь одного ландшафта измеряется сотнями и тысячами квадратных километров. Разнообразие их систематизировано на основе типологической классификации. В соответствии с зональностью ландшафтная оболочка делится на ландшафтные зоны и подзоны. Выделяют еще широтные пояса (арктический, умеренный и др.) и меридиональные секторы (влажный Приатлантический, умеренно-континентальный Восточноевропейский и др).
Классификация и группировка ландшафтов на разных их ступенях основываются на сравнении ландшафтов по многим критериям: происхождению, структуре, функционированию, а также ландшафтообразующим факторам. Важнейшие функциональные черты ландшафтов (процессы влагооборота, почвообразования, продуцирования биомассы, биогенный круговорот веществ, их сезонная динамика и др.) определяются тепло- и влагообеспеченностью, то есть количеством тепла и влаги, поступающим в ландшафт. Поэтому высшие классификационные категории — типы ландшафтов — группируются по сходству соотношений тепла и влаги. Задача ландшафтоведов — изучить и сравнить в ландшафтах разнообразные климатические показатели: суммарную солнечную радиацию, сумму активных температур воздуха (за период со средними суточными температурами выше +10 °С), средние и экстремальные температуры воздуха, количество и режим осадков, коэффициент увлажнения (отношение количества атмосферных осадков за определенный период к величине испаряемости) и др., водный баланс, условия жизни растений и животных, запасы биомассы и энергии, биологический круговорот веществ, почвы и почвообразование. Учитывается и сезонный ритм природных процессов. Изучение перечисленных показателей является целью и геоботаников, и экологов — в этом тесная связь наук о земле.
Один из основоположников ландшафтоведения, известный российский ученый-географ Л. С. Берг отмечал, что в каждой зоне преобладают ландшафты одного типа, но некоторые из них могут встретиться и вдали от «своей» зоны, а другие не образуют самостоятельных зон, как, например, ландшафты влажных субтропиков Закавказья, типично барьерно-дождевого происхождения.
Перечислим типы ландшафтов, характерные для европейской части России, которые в основном и являются здесь объектами ландшафтоведов:
— бореальные, переходные к субарктическим (луговые, лесолуговые);
— бореальные таежные;
— бореалыго-суббореальные (подтаежные);
— суббореальные гумидные (широколиственные);
— суббореальные семигумидные (лесостепные и ариднолесные);
— суббореальные семиаридные (степные);
— субтропические гумидные (вечнозеленые лесные).
На всех этих типах ландшафтов приходится вести работу специалистам ландшафтного искусства.
Кроме типов выделяют классы ландшафтов: равнинные и горные. Более дробное подразделение — на виды ландшафтов. В нашей стране их многие сотни, поэтому для удобства их объединяют в сходные группы видов (их более 600). Главное в описании групп — это сведения о твердом фундаменте, который является определяющим фактором, а также сведения о растительности (растительном покрове) — наиболее выразительном и важном индикаторе, отражающем результаты взаимодействия компонентов ландшафта.
Итак, ландшафты изучаются географами-ландшафтоведами. Практическое благоустройство их — дело специалистов в области ландшафтного искусства, хотя понятно, что деятельность тех и других в некоторых моментах может смыкаться. По существу вся такая деятельность связана в первую очередь с растительностью. Растительность как совокупность всех растительных сообществ данной местности является главным объектом приложения приемов ландшафтного искусства. В силу этого закономерности и содержание геоботаники — науки о растительных сообществах и их взаимоотношениях с природной средой — и ботаники — науки о растениях — также являются базовыми для ландшафтного искусства, даже в большей степени, чем основы учения о ландшафтах.
Именно с растениями постоянно имеет дело специалист в области ландшафтного искусства. Поэтому он должен знать разнообразие растений, многие и многие их виды, разные жизненные формы: деревья, кустарники, многолетние травянистые растения, среди них — цветы, а также однолетние растения, мхи, папоротники, грибы и др. Кроме того, хороший специалист должен знать и сорта культурных растений (цветов), которых бывают сотни у отдельных видов растений. Естественно, специалист в области ландшафтного искусства должен уметь различать растения и представлять их биолого-хозяйствегсиую характеристику: способы размножения, вид и размеры семян, луковиц, корневищ, долголетие, размеры, форму, декоративность (формы, рисунок и цвет кроны, ветвей, листьев, цветов в разные сезоны года), продолжительность и сроки цветения, способы и цели использования и др.
Но это не все. Специалист выращивает, как правило, не единичные экземпляры растений, а их группы или сплошные посадки и травостои. Все это — растительные сообщества, имеющие свои специфические свойства и развивающиеся по определенным закономерностям. Такая информация составляет содержание науки геоботаники. Она сродни и ботанике, и географии, так как изучает все растительные сообщества, составляющие все типы растительности на земле, на всех континентах, во всех зонах, на суше и в водной среде (в реках, озерах, морях и океанах).
Принципиальные положения геоботаники должны быть знакомы специалисту в области ландшафтного искусства, так как на их основе строятся и создаваемые, искусственные сообщества растений, в которых действуют те же закономерности, что и в природных сообществах, фитоценозах. Такие закономерности и черты присущи в одинаковой степени всем типам растительных сообществ используемым и создаваемым в ландшафтном искусстве: древесным кустарниковым и травянистым.
Основная черта любого растительного сообщества — наличие взаимоотношений и взаимовлияний растений, составляющих данное сообщество. Именно при возникновении контактов между растениями, как одного вида, так и разных видов, в надземных или подземных их частях (органах) создается растительное сообщество. Известный российский геоботаник XX в. А. П. Шенников дал такое определение растительного сообщества: «Это всяко конкретная группировка растений, относительно однородная по флористическому составу, строению и условиям существования, характеризующаяся относительно одинаковой системой взаимоотношений между растениями и средой». Позже, в 1970-е гг., не менее известный геоботаник-луговед Т. А. Работнов предложил более современное определение фитоценоза: «Это открытая биотическая система, состоящая из растений (и являющаяся составной частью более сложной системы — биогеоценоза, куда входит и все животное население данного местообитания), осуществляющая фиксацию и трансформацию энергии и биологический круговорот веществ». Накопление, передача и использование энергии являются важнейшей внутренней сущностью жизнедеятельности фитоценоза.
Итак, во всяком фитоценозе (в том числе искусственном, создаваемом человеком) существуют взаимоотношения между растениями. Они носят двойственный характер: могут быть благоприятными или конкурентными. Благоприятные взаимоотношения способствуют лучшему развитию одних растений при произрастании совместно с другими. Например, кроны деревьев и кустарников могут создавать спасительную тень, особый, лучший режим влажности воздуха для соседних растений; в другом случае бобовые растения обеспечивают азотом произрастающие совместно с ними злаки, а злаки, в свою очередь, способствуют лучшей перезимовке бобовых растений в общем посеве. Конкурентные взаимоотношения вызывают угнетение, а иногда и полное вытеснение одних видов растений другими при совместном произрастании (конкуренция существует и между растениями одного вида; она называется внутривидовой). Конкуренция может возникать при использовании любого из факторов жизни: света, влаги, питательных веществ в почве, площади поселения и распространения. Бывают и другие типы взаимоотношений или стратегий у разных растений при их произрастании в сообществах. Важно, что характер взаимоотношений между растениями в сообществе меняется под влиянием как внутренних, так и внешних причин. Воздействие внутренних причин — это более интенсивное разрастание растений конкретного вида с лучшей способностью к размножению, более долголетнего, чем другие. К внешним причинам относятся изменение по годам условий в разные сезоны (мягкая или суровая зима, многоснежная или бесснежная, ранняя или затяжная весна, жаркое или прохладное лето, сухая или дождливая осень); улучшение или ухудшение условий питания, изменение режима ухода за растениями или использования их и многое другое.
Особенно важно, что ряд внешних причин определяется действиями человека, специалиста: они могут оказаться стимулирующими развитие одних растений и вызывающими подавление других растений, соответственно вызывать подавление и исчезновение нежелательных видов (сорняков) или ущемление, а то и гибель ценных видов растений (если специалист не учитывал возможную смену взаимоотношений между растениями).
Часто на освободившихся таким образом пространствах, которые занимает фитоценоз, появляются насеянные {инвазионные) виды, среди которых могут преобладать сорные растения. Так что смена характера взаимоотношений внутри фитоценоза является причиной его динамики и иногда полной трансформации (переформирования).
Понятно, что эту сторону жизни любого растительного сообщества необходимо знать и учитывать, намечая и осуществляя приемы ухода за декоративными посадками, чтобы правильно, направленно формировать желательное сообщество и сохранять его достаточно долго. Еще при проектировании тех или иных посадок следует учитывать способность разных видов произрастать совместно с другими видами или, наоборот, сильную или слабую их конкурентность.
Для того чтобы охарактеризовать тот или иной природный или культурный (искусственно созданный) фитоценоз, надо иметь представление о его строении, структуре.
Для описания структуры фитоценоза нужны следующие показатели:
— флористический состав (набор видов);
— количественные соотношения между растениями (доля каждого растения в общей массе, густота или плотность — число особей на единице площади, масса и площадь листьев, масса и величина цветов, их число и др.);
— состояние особей растений в сообществе (возрастное состояние, жизненно-угнетенные или пышные, процветающие растения в данном сообществе);
— распределение растений в сообществе (в вертикальном плане — ярусностъ, в горизонтальном — мозаичностъ; по занимаемой площади — сплошь или местами, куртинами, по нескольку экземпляров или единично).
Характеризуя растительное сообщество, составляющие его виды растений называют и по их роли в данном сообществе: преобладающий вид называют доминантом, вид, занимающий второе место, — содоминантом, остальные виды — компонентами.
По названию двух ведущих видов в фитоценозе составляется его название или обозначение конкретной ассоциации; так что ассоциация — это имя фитоценоза. Например, если на лугу господствует злак мятлик луговой, а его содоминантом является клевер ползучий (типичные виды хорошего пастбищного травостоя), то название данной ассоциации будет таким: «ползучеклеверо-луговомятликовая».
Экология является важной составной частью знаний специалиста в области ландшафтного искусства. Ее основные положения и задачи постоянно на слуху в наше время, и ими обязательно должны руководствоваться люди, имеющие дело с природными объектами. Итак, экология — это наука о связи всех живых организмов со средой, о взаимной зависимости и влиянии организмов и среды. Другими словами, экология — это наука о нашем общем доме — Земле со всеми ее условиями для жизни. Основное положение экологии: организмы расселены и распространены на Земле не случайно, а в соответствии с их приспособлениями к среде, ставшими требованиями, необходимыми условиями, без наличия которых организм не может существовать и тем более процветать в конкретном месте. Фактически знание экологии объединяет, сводит воедино сведения о местообитании (экотопе) — твердом фундаменте ландшафта и растительности.
Естественно, такая комплексная оценка растительности и среды является определяющей во всей деятельности специалиста. Принципиальные положения экологии, касающиеся в первую очередь растений, как впрочем и всех других организмов (животных и человека), вытекают из основного закона экологии — «закона толерантности», сформулированного в 1915 г. В. Шелфордом: «Отсутствие или невозможность процветания организма определяется недостатком или избытком в качественном и количественном смыслах любого из факторов, уровень которого может оказаться близким к пределам, переносимым данным организмом».
Этот всеобщий закон относится ко всем живым организмам, и вместе с тем у каждого из них имеются индивидуальные экологические свойства.
Интересно, что всеобщность экологии, ее глобальность подчеркивал в своих философских рассуждениях наш знаменитый современник академик Д. С. Лихачев: «Экология как наука, с моей точки зрения, должна прежде всего изучать всю взаимообязанность решительно всего в мире. Мир как целое и мир как Слово, как идея. Эта задача грандиозная, но она достойна нашего времени». Фактически Дмитрий Сергеевич повторил этими словами и поддержал идеи В. И. Вернадского о связи всего живого, о биосфере, о разуме, носителем которого является Человек.
Факторы, определяющие условия жизни, экологические факторы, подразделяются для растений на климатические и почвенные (для животных и человека вместо почвенных учитываются факторы питания). Уже такое определение ставит растения на первое место по значению для жизни на Земле. Они обеспечивают ее, создавая ежегодно громадную массу органического вещества и энергии, выделяя при этом кислород, не пользуясь в принципе ничем готовым, все получая из воздуха и почвы в виде простых веществ и синтезируя из них сложные вещества (углеводы, белки), накапливая энергию, которую используют в дальнейшем животные ичеловек. Эти последние, в принципе, живут «на всем готовом»! Более того, они (особенно человек) проявляют неблагодарность, безответственность, а то и безразличие, ухудшая своей деятельностью условия жизни, губя природу, свою кормилицу. Остановись, проникнись этим и задумайся, о человек! Подумай о себе, своих детях и внуках и вопроси экологическую науку: «Что же делать?»
«Я взглянул окрест себя, и душа моя страданиями» природы уязвлена стала: где вы, раздольные луга, широкие степи с шелковой травой и тучными стадами, табунами, отарами, где вы, шумевшие прежде зеленые дубравы, березняки, сосняки, ельники, где вы, плодородные пашни с тучной почвой, теперь во многих местах унесенной ветром и водами земли, занятые поселениями, аэродромами, военными городками, полигонами, складами оружия, где вы, чистые родниковые реки и озера, поившие пращуров прозрачной водицей и кормившие их стерлядью и другой изобильной рыбой?.. А воздух! А. Н. Радищев восклицал в XVIII в., что крепостным крестьянам господа оставили один лишь воздух, присвоив все остальные богатства. А нам, вольным потомкам, какой воздух достался и какой мы оставим следующим поколениям?
Надо действовать для сохранения и восстановления природы — и экология является научной основой такой деятельности людей разумных.
Как благодатна на фоне тревожного современного состояния природы деятельность специалиста в области ландшафтного искусства, эколога по сути!
Продолжим разговор об экологических факторах и приведем их краткую характеристику.
Природными климатическими факторами являются следующие: свет, тепло, влага, воздух (наземный и почвенный).
Почвенные факторы — это комплекс всех химических и физических свойств почвы: содержание гумуса, или органического вещества, элементов питания в почве, реакция почвенной среды и др. Кроме того, к почвенным факторам относятся мощность верхнего гумусового горизонта (слоя) и других горизонтов почвы, структура, механический состав, водно-воздушный режим в почве и др.
В совокупности свойства почвы объединяются понятием о ее плодородии. Уровень плодородия зависит от типа почвы (например, подзолистые почвы — беднейшие, дерново-подзолистые — обычно среднего уровня плодородия, дерновые пойменные и особенно черноземные — богатые). Плодородие почвы зависит и от степени ее окультуренности, то есть ухоженности, освоенности, которые обеспечивает своей деятельностью человек, способный на самых различных, иногда бросовых и неудобных, землях создать сады! И это — не красное словцо, это действительно так!
Содержание каждого элемента в почве, каждый показатель ее характеристики являются отдельными экологическими факторами, поскольку соответствуют главному определению любого экологического фактора: без него невозможны развитие и жизнь организма, в частности, на почве — растения. Так что почвенными экологическими факторами являются все элементы питания растений, начиная с главного, потребляемого в наибольших количествах, — азота, с ним — фосфора, калия, кальция, серы, магния и других так называемых макроэлементов; за ними следуют микроэлементы (бор, кобальт, медь, марганец, молибден) и даже ультрамикроэлементы (кадмий, свинец, стронций и др.). Понятно, что некоторые из этих элементов приходится учитывать не только в силу их большого значения для растений, но и из-за их отрицательных свойств. Для животных и человека перечисленные почвенные показатели, важные для растений, заменяются нормами питания, рационом, в котором учитываются, конечно, и минеральные элементы.
Важно заметить, что, в соответствии с основным законом экологии, имеет значение не только количественное выражение того или иного фактора, но и его качественная характеристика: например, не просто влага, но и ее состав, не воздух как таковой, но также его качество, состав; то же относится к почве и всем другим факторам. Кроме того, качество фактора характеризуется и равномерностью или прерывистостью его поступления и доступности для организма: ясно, что любой из факторов требуется постоянно, в течение всего периода развития и роста организма. При этом потребность в том или ином факторе меняется в разные периоды роста, фазы развития организма. Перерыв в поступлении фактора может вызвать задержку жизненных процессов или даже гибель организма (в зависимости от продолжительности периода дефицита фактора: например, острая нехватка воздуха в течение нескольких секунд чревата гибелью большинства животных организмов, и исправить положение практически невозможно, даже если после этого обеспечить максимальное поступление воздуха).
Из основного закона экологии выведены законы-следствия: закон минимума, закон максимума, закон незаменимости фактора, закон оптимального сочетания факторов. Эти законы стали называть законами земледелия, так как, по сути, практик-агроном является обязательно экологом, так было всегда, со времени возникновения земледелия.
Важно, например, подчеркнуть, что каждый из факторов действует и используется организмами эффективнее и экономнее, с максимальной отдачей (обеспечивая наивысшую продуктивность организма) именно при благоприятном сочетании всех факторов, то есть при их оптимальном уровне. Оптимальными называются такие уровни, при которых развитие и жизнь организма протекают нормально и организм процветает. Сложность заключается в том, что оптимальные уровни для каждого организма изменчивы в разные периоды жизни (об этом необходимо знать специалисту), а также что они менялись исторически, в течение тысяч и миллионов лет. Так, например, считается, что активный фотосинтез растений идет при содержании углекислоты в воздухе, типичном для приземного его слоя, — 0,03%. Однако высшие растения образовывались и формировали свою биологическую сущность в далекий период, когда углекислоты в воздухе содержалось значительно больше, и их фотосинтетический аппарат приспособлен (до сих пор) использовать как раз такое повышенное содержание углекислоты, достигая максимальной продуктивности фотосинтеза. Ученым удалось доказать это лишь в контролируемых, искусственных условиях фитотронов. Так что, образно говоря, современные растения функционируют и растут, «вспоминая», как райские дни, время далекой молодости своих предков.
Природа дала каждому организму диапазон выживания по каждому из факторов, то есть организм вполне может сохраниться и пройти все фазы развития даже при отклонениях показателей от оптимума в обе стороны (правда, в известных пределах).
У любого организма существует по каждому из факторов амплитуда показателей между максимальными и минимальными значениями, при которых организм остается живым. Такая амплитуда называется пределами толерантности (высеивания). При приближении показателей фактора к крайним значениям жизнь организма ухудшается, а при переходе через них (больше максимума или меньше минимума) жизнь замирает и организм может погибнуть. В практической деятельности, в частности при выращивании растений, важно обеспечивать оптимальные требования организмов, а перед этим, естественно, такие требования надо определить, то есть изучить экологическую характеристику каждого вида и сорта растений, и тогда будут выявлены особенности и специфика. В этом важность и сложность данного вопроса, но без его выяснения не может быть успешной практики, в том числе практики ландшафтного искусства.
Сложность выяснения индивидуальной экологической характеристики организмов обусловлена различиями ее по фазам, годам жизни; требования растений изменяются и в разные сезоны года. Таким образом, растения тесно связаны со средой, местом обитания. Это положение экологии является основой достижения успеха при их выращивании.
Не менее важным надо считать факт влияния самих растений на среду в процессе произрастания. Такие влияния могут существенно изменять, преобразовывать первоначальную, исходную среду, что имеет большое значение и в ландшафтном искусстве. Фактически в большинстве случаев именно для этого и создают посадки растений разных жизненных форм (деревьев, кустарников, многолетних и однолетних травянистых растений), планируя и осуществляя таким путем улучшение среды по ряду важных показателей, благоприятных для человека (свет — тень, солнечная поляна, влага, тепло, воздух, насыщенный кислородом и проветриваемый, и т. д.).
Дело в том, что любое растение реально влияет на окружающую среду, особенно вблизи места своего произрастания, и тем в большей степени, чем крупнее растение. Существует даже понятие о «поле растения», то есть зоне вокруг него (в наземном и подземном пространстве) — на эту зону и оказывает влияние растение. Оно может затенять все пространство своего «поля» или его часть, снижая излишнюю освещенность, перегрев, препятствуя излишнему испарению влаги из почвы, сохраняя влагу росы, создавая барьер для иссушающего ветра. Растение выделяет кислород, фитонциды, запахи, что в большой степени заметно в зоне его «поля» или на некотором расстоянии от него. Своей массой, листвой растения гасят шумы, снижают запыленность воздуха.
Таким образом, растения создают благоприятный микроклимат, дают тень, прохладу, отдохновение, ублажают обоняние приятными запахами, оздоровляют, освежают и очищают воздух. Само собой разумеется, что декоративные растения еще и украшают территорию, создают эстетику посадок, вызывая удовлетворение, удивление, восхищение выдумками природы и фантазией человека, искусно пользующегося природными дарами и красотами.
Растения оказывают влияние на среду и через свои подземные органы. Корни, корневища пронизывают почву, связывая и укрепляя верхний ее слой. Особая роль в этом плане принадлежит травянистым многолетним растениям, луговым и степным. Они накапливают огромные массы подземных органов, благодаря чему образовывают почвы: именно под лугами сформировались зональные почвы в лесолуговой зоне, а под степной растительностью — зональные почвы в степной зоне, знаменитые черноземы. Выделения растений через корни обеспечивают активность почвенной микрофлоры. Микроорганизмы разлагают органическое вещество — остатки растений и животных в почве, насыщая ее минеральными соединениями, которые, в свою очередь, используются растениями. Исключительная роль принадлежит корням бобовых растений, клубенькам на них, в которых живут и фиксируют атмосферный азот бактерии-азотфиксаторы. В результате их деятельности соединения азота поступают в почву, увеличивая уровень ее плодородия.
Растения, особенно в посадках или посевах, сплошь покрывающих почву (деревья, травы), препятствуют эрозии почвы, в чем также выражается их важная экологическая роль: они сохраняют почву, как важнейший экологический фактор.
Примеров таких положительных влияний множество; в разной степени, их оказывают растения разных жизненных форм. Прохлада и тень особенно ощутимы под сенью деревьев: каждый вспомнит чувство облегчения и отдохновения, возникающее, как только он достигал тени первого же дерева, а тем более аллеи, или вступая в лес, после утомительного перехода по открытому полю, лугу или дороге в жаркий день). Что говорить об утренних и дневных ощущениях в саду, парке рядом с цветущими липами, кустами сирени, жасмина (чубушника), жимолости или о вечерних запахах цветущей каприфоли, душистого табака, ночной фиалки!
Однако, создавая особый микроклимат, растения, и особенно их сообщества, вызывают и такие изменения, которые не устраивают человека, некомфортны для него: это излишняя тень, сырость, неприятные запахи, захват территории других посадок и т. д. Бывает, что растения ухудшают условия произрастания для самих себя: они создают самозатенение или переувлажнение почвы, а в других случаях — иссушение ее повышенным водопотреблением, истощают почву, используя питательные вещества.
Такие неблагоприятные влияния растений на среду вызывают необходимость в систематическом уходе за посадками, иначе неминуемы их вырождение и замена неприхотливыми, но недекоративными растениями-конкурентами, чаще всего сорняками. Главными мерами ухода надо считать удобрение, обрезку и еще ряд приемов. Обрезка секатором или пилой — обязательная и благотворная операция, обеспечивающая поддержание эстетического вида посадок, их оздоровление, увеличение их долголетия, безопасность хождения рядом с ними (после обрезки или спиливания сломанных или разросшихся вниз веток, сучков, отмерших ветвей и иногда целых деревьев или кустов). По отношению к фруктовым и ягодным деревьям и кустарникам обрезка служит гарантией формирования рациональных крон и высокого урожая в течение многих лет и, конечно, прекрасного вида сада.
Итак, на экологической основе специалист в области ландшафтного искусства строит свою деятельность, объединяя информацию ландшафтоведов о среде, ботаников и геоботаников — о растениях и растительности, осуществляя при этом свои разработки и приемы ландшафтного искусства по облагораживанию и благоустройству любых территорий — городских, сельских и заповедных.
Экология всегда была и остается основой любой специальности, имеющей дело с растительностью. Вспомним стихи древнеримского поэта Вергилия (70-19 гг. до и. э.):
Но перед тем, как взрезать начнем незнакомое поле, Надобно ветры узнать и различные смены погоды, Также отеческих мест постигнуть обычай и способ: Что тут земля принесет и в чем земледельцу откажет: Здесь счастливее хлеб, а здесь виноград уродится. Здесь плодам хорошо, а там, не сеян, луг зеленеет...
В этих словах выражена самая суть работы агронома, лесника, садовода, паркостроителя. Это старая и вечная истина, поэтому вызывает удивление то, что в наше время она подается как новое течение «экологизм», или «экологический дизайн». Ссылаются при этом на Запад, на соответствующий английский термин «ecology planting», то есть «экологическое выращивание растений». Содержание такого термина сводится к тому, что, оказывается, подбирать виды растений для конкретной местности следует с учетом их приспособленности к произрастанию в данных условиях, будь то дюна с дефицитом влаги и питательных веществ в почве или переувлажненная низина и т. д. Конечно, в природе есть растения с самыми разнообразными экологическими характеристиками, и такие растения из разных регионов, природных зон и даже с разных континентов можно подобрать под любой реальный ландшафт. Однако это только одно из направлений деятельности специалиста. Надо использовать и вторую сторону экологического выращивания растений: изменять имеющиеся условия, создавая оптимальные сочетания факторов в любой местности для возделывания желательных, выбранных и любимых растений (что и делали всегда мастера парко-строения). Еще Петр I и его садоводы показали на российской земле, что чудо-парки, волшебные уголки природы с пышной растительностью можно создать на месте бывших топких болот, дремучих лесов, оврагов и скал. Так что экологическая основа возделывания растений позволяет специалисту работать в разных направлениях: или подбирая растения к конкретным условиям, или изменяя эти условия и создавая требуемые для конкретных растений. Таким путем можно реально создавать все новые и новые красоты природы везде и в любом масштабе.
Вместе с ландшафтоведением, геоботаникой и экологией основу ландшафтного искусства составляют и другие науки, приемы и положения которых также использует специалист ландшафтного искусства: растениеводство, луговодство (газонное дело), лесоводство, почвоведение, земледелие и мелиорация. И всегда в центре деятельности специалиста в области ландшафтного искусства находятся растения во всем их разнообразии: растения на озеленяемой городской территории, на частной усадьбе, растения в сельской местности, на рекультивируемых и охраняемых территориях, а в последнее время — и растения внутри учреждений и жилых домов.
Таким образом, специалист-ландшафтовед по сути своей не только дизайнер, но и в значительной степени — биолог и агроном, берущий из природы ее красоты и компонующий их, создающий по их подобию все новые красоты на основе своих знаний и вкуса. Чем больше при этом будет создано оригинального и своеобразного, не трафаретного, тем в большей степени это будет настоящее, особенное искусство.
В связи с показанной комплексностью ландшафтного искусства, полезно еще более четко определить его место среди других, близких и сопутствующих наук. С одной стороны, ландшафтное искусство — это отдельная наука со своей спецификой, но с другой стороны — оно связано с рядом близких, родственных наук, они питают друг друга и взаимопроникают одна в другую. Так соотносятся ландшафтное искусство и садово-парковое дело, архитектурное строительство и дизайн. Некоторые специалисты считают, что ландшафтное искусство сформировалось на основе садово-паркового искусства, по теперь эта основа стала лишь частью ландшафтного искусства. Кроме того, архитектурное строительство и дизайн, благоустройство застраиваемых территорий невозможны без применения положений и приемов ландшафтного искусства — это очевидно. Озеленение населенных пунктов, промышленных и транспортных предприятий и территорий (в том числе вокзалов, аэропортов и аэродромов, трасс) является одной из существенных составных частей ландшафтного искусства. Далее, иногда ошибочно считают, что парковое дело является составной частью лесоведения (дендрологии), тогда как оно (как уже отмечалось выше) — неотъемлемая составная часть ландшафтного искусства, тем более что специалист в области паркового искусства имеет дело не только с деревьями. Можно согласиться с тем, что у этих двух наук есть и общий объект — лесопарки, одна из разновидностей парков, с которыми имеют дело специалисты обоих этих научных направлений.
Особые отношения связывают ландшафтное искусство и газонное дело. Газонное дело ближе всего к ландшафтному искусству, так как газоны и разнообразные травяные покрытия на различных территориях (спортивные, почвозащитные) широко используются в ландшафтном искусстве, являясь обязательной, фоновой основой озеленения населенных пунктов. Газоны есть в парках, на усадьбах, на территории различных учреждений, предприятий, стадионов, вдоль дорог, на рекультивируемых территориях. Получается, что газонное дело является существенной частью ландшафтного искусства, оставаясь в то же время специальной наукой и предметом, ответвлением луговодства.
Таким образом, ландшафтное искусство осуществляется на всех типах ландшафтов, природных, рекультивируемых и создаваемых человеком, как особое искусство дизайна и благоустройства любых территорий.
Очень важно реализовывать приемы ландшафтного искусства широко и масштабно. Распространение и высокий уровень благоустройства являются показателями состояния культуры и цивилизованности местности, любого населенного пункта, всей страны, уровня жизни ее народа. Особенно необходимо распространять повсеместно разработки ландшафтного искусства в нашей стране — в городах, поселках, деревнях, на сельскохозяйственных угодьях и природных территориях, в том числе исключительных и уникальных.
Огромные площади требуют и ждут осуществления приемов высокого ландшафтного искусства. Многие из них так запущены, что трудно бывает поверить в возможность их возрождения. Такая благородная цель требует активных действий. Окультуривание быта народа будет способствовать улучшению условий его жизни, явится действенной мерой повышения уровня культуры, расширения кругозора, а значит, уменьшения масштабов пьянства, наркомании и криминала. В таком плане высказался один из современных бизнесменов: трудно победить мафиозные структуры, напрямую борясь с ними, но создать высокий уровень культуры и благоустройства жизни — это более эффективная мера, направленная на вытеснение криминальных структур, имеющих с культурной средой весьма мало общего. Понятно, что и на фоне парков и красивых зданий преступность не исчезнет, но если большинство людей увидят свет культуры, красоты, порядка, станут жить нормальной, спокойной жизнью, то и уровень преступности неминуемо уменьшится. В это надо верить, а реализовать благие помыслы поможет ландшафтное искусство. Надо достичь его процветания во имя процветания своей страны и мира!