Ландшафтов

Любая вновь возникающая наука «впитывает» обычно основ­ные положения так называемых базовых наук. Некоторые поло­жения могут быть присущи смежным наукам. По опыту форми­рования многих наук отмечено, что новая наука определяется при наличии своего, особого объекта, методов его изучения и воздей­ствия на него, при накоплении достаточно весомого, оригинального материала. Все эти моменты вполне подходят и к ландшафтному искусству. Сформировалось оно на базе нескольких наук: географии, ландшафтоведения, геоботаники, экологии, растениеводства, луговод­ства, лесоводства (дендрологии), садоводства, почвоведения, архитек­турного строительства и дизайна, а также некоторых других.

Так как объектами ландшафтного искусства являются разнооб­разные ландшафты во всех зонах на земле, то география и экология, климатология, учение о биоресурсах дают материал для характерис­тики конкретных ландшафтов. И непосредственно ландшафтоведение, описывающее и классифицирующее все разнообразие и свое­образие ландшафтов, является основой ландшафтного искусства. Иногда отождествляют ландшафтоведение и ландшафтное искус­ство, что неверно, хотя объекты у них практически одни и те же — ландшафты. Но в первом случае их изучают, во втором — воздей­ствуют на них, окультуривают, облагораживают, а также создают новые, используя специфические приемы.

Для сравнения упомянем аналогичное соотношение между гео­ботаникой и растениеводством (всеми его ветвями: полеводством, луговодством, плодоводством и т. д.). Геоботаника изучает все типы растительности и все растительные сообщества на земле с целью их познания, выяснения закономерностей жизни и развития для последующего управления, улучшения и рационального использо­вания, а практическое растениеводство, имея дело с большинством этих же растительных сообществ, разрабатывает и осуществляет приемы по созданию культурных растительных сообществ, их ис­пользованию, так же как и использованию природных раститель­ных сообществ (луговых, лесных, болотных, степных, пустынных и др.). Таким образом, геоботаника является фактически научной основой растениеводства, вооружая его знаниями о закономернос­тях жизни растительных сообществ. Так и ландшафтоведение мо­жет рекомендовать меры по улучшению и использованию разнооб­разных ландшафтов, однако использование и преобразование ландшафтов непосредственно осуществляется приемами, разрабо­танными специалистами в области ландшафтного искусства. Поэто­му основные положения научного ландшафтоведения должны быть знакомы специалистам ландшафтного искусства и использоваться ими в практической деятельности.

Что же такое ландшафт? В общечеловеческом понимании — это вид и особенности устройства каждой определенной и отличаю­щейся от других части земной поверхности. В этом плане выделяют горные, болотные, луговые, степные, пустынные и другие ланд­шафты. Их описывают также по внешнему впечатлению: краси­вый, скучный, бедный, мрачный, волшебный, «лунный» и другие ландшафты.

Существует и научное определение ландшафта. В книге «Наука о ландшафте» Д. Л. Армандт дает одно из таких определений: «Лан­дшафт — это участок территории или акватории, условно выделя­емый вертикальными границами по принципу относительной одно­родности и горизонтальными — по принципу исчезновения влияния того фактора, на основании которого данный комплекс выделен». Автор поясняет, что это определение дано природным территори­альному или экваториальному комплексам, но так как последние термины сложны и громоздки и являются синонимами понятия «ландшафт», то он это определение применяет к простому и всем знакомому термину: «ландшафт». Что ж, так порой выражаются ученые.

Понятие «ландшафт» применяют к любым единицам террито­рии: например, ландшафт лесной поляны, ландшафт Кольского по­луострова и т. д.

Ландшафты во всем своем разнообразии составляют внешние видимые особенности земной поверхности, поэтому понятие ланд­шафта является фундаментальным в современной географии. Гео­графы считают, что в основе формирования понятия ландшафта лежит идея о взаимосвязи и взаимообусловленности всех природ­ных явлений земной поверхности. Это действительно так.

Ландшафтоведение — это учение о природных территориаль­ных комплексах, имеющее важное практическое значение для сель­ского хозяйства, лесоводства, градостроительства, рекреационного дела. Ландшафт понимают как основную ступень при формирова­нии разнообразия геосистем. В то же время ландшафт рассматри­вают как геосистему с единым происхождением, общей историей развития, формирующуюся в условиях однородного геологическо­го фундамента, на одном преобладающем в данной местности типе рельефа, в условиях одинакового климата, с характерным набором и сочетанием почв, растительных сообществ и геосистем локально­го уровня (такие геосистемы на следующих ступенях их иерархии объединяются в региональные и затем — в глобальные, которые и образуют в совокупности географическую, или ландшафтную обо­лочку планеты).

В каждом ландшафте происходят процессы обмена и преобразо­вания энергии и вещества (это одна из основных установок геобота­ники). Такие процессы называют функционированием ландшафта. Двигателем в таком функционировании является жизнь раститель­ного сообщества. Ландшафты непрерывно изменяются. Специалис­ты различают обратимые изменения (ежегодные сезонные ритмы) и необратимые, эволюционные, выражающиеся в перестройке структу­ры ландшафтов и составляющие сущность их развития.

Площадь одного ландшафта измеряется сотнями и тысячами квадратных километров. Разнообразие их систематизировано на основе типологической классификации. В соответствии с зональ­ностью ландшафтная оболочка делится на ландшафтные зоны и подзоны. Выделяют еще широтные пояса (арктический, умеренный и др.) и меридиональные секторы (влажный Приатлантический, умеренно-континентальный Восточноевропейский и др).

Классификация и группировка ландшафтов на разных их ступе­нях основываются на сравнении ландшафтов по многим критери­ям: происхождению, структуре, функционированию, а также ландшафтообразующим факторам. Важнейшие функциональные черты ландшафтов (процессы влагооборота, почвообразования, продуци­рования биомассы, биогенный круговорот веществ, их сезонная динамика и др.) определяются тепло- и влагообеспеченностью, то есть количеством тепла и влаги, поступающим в ландшафт. Поэто­му высшие классификационные категории — типы ландшафтов — группируются по сходству соотношений тепла и влаги. Задача ландшафтоведов — изучить и сравнить в ландшафтах разнообразные климатические показатели: суммарную солнечную радиацию, сум­му активных температур воздуха (за период со средними суточны­ми температурами выше +10 °С), средние и экстремальные темпе­ратуры воздуха, количество и режим осадков, коэффициент увлажнения (отношение количества атмосферных осадков за опре­деленный период к величине испаряемости) и др., водный баланс, условия жизни растений и животных, запасы биомассы и энергии, биологический круговорот веществ, почвы и почвообразование. Учитывается и сезонный ритм природных процессов. Изучение перечисленных показателей является целью и геоботаников, и эко­логов — в этом тесная связь наук о земле.

Один из основоположников ландшафтоведения, известный рос­сийский ученый-географ Л. С. Берг отмечал, что в каждой зоне преобладают ландшафты одного типа, но некоторые из них могут встретиться и вдали от «своей» зоны, а другие не образуют само­стоятельных зон, как, например, ландшафты влажных субтропиков Закавказья, типично барьерно-дождевого происхождения.

Перечислим типы ландшафтов, характерные для европейской части России, которые в основном и являются здесь объектами ландшафтоведов:

— бореальные, переходные к субарктическим (луговые, лесолу­говые);

— бореальные таежные;

— бореалыго-суббореальные (подтаежные);

— суббореальные гумидные (широколиственные);

— суббореальные семигумидные (лесостепные и ариднолесные);

— суббореальные семиаридные (степные);

— субтропические гумидные (вечнозеленые лесные).

На всех этих типах ландшафтов приходится вести работу специ­алистам ландшафтного искусства.

Кроме типов выделяют классы ландшафтов: равнинные и гор­ные. Более дробное подразделение — на виды ландшафтов. В на­шей стране их многие сотни, поэтому для удобства их объединя­ют в сходные группы видов (их более 600). Главное в описании групп — это сведения о твердом фундаменте, который является оп­ределяющим фактором, а также сведения о растительности (рас­тительном покрове) — наиболее выразительном и важном инди­каторе, отражающем результаты взаимодействия компонентов ландшафта.

Итак, ландшафты изучаются географами-ландшафтоведами. Практическое благоустройство их — дело специалистов в области ландшафтного искусства, хотя понятно, что деятельность тех и дру­гих в некоторых моментах может смыкаться. По существу вся та­кая деятельность связана в первую очередь с растительностью. Ра­стительность как совокупность всех растительных сообществ данной местности является главным объектом приложения приемов ланд­шафтного искусства. В силу этого закономерности и содержание геоботаники науки о растительных сообществах и их взаимоот­ношениях с природной средой — и ботаники — науки о растени­ях — также являются базовыми для ландшафтного искусства, даже в большей степени, чем основы учения о ландшафтах.

Именно с растениями постоянно имеет дело специалист в обла­сти ландшафтного искусства. Поэтому он должен знать разнообра­зие растений, многие и многие их виды, разные жизненные формы: деревья, кустарники, многолетние травянистые растения, среди них — цветы, а также однолетние растения, мхи, папоротники, гри­бы и др. Кроме того, хороший специалист должен знать и сорта культурных растений (цветов), которых бывают сотни у отдельных видов растений. Естественно, специалист в области ландшафтного искусства должен уметь различать растения и представлять их био­лого-хозяйствегсиую характеристику: способы размножения, вид и размеры семян, луковиц, корневищ, долголетие, размеры, форму, декоративность (формы, рисунок и цвет кроны, ветвей, листьев, цветов в разные сезоны года), продолжительность и сроки цвете­ния, способы и цели использования и др.

Но это не все. Специалист выращивает, как правило, не единич­ные экземпляры растений, а их группы или сплошные посадки и травостои. Все это — растительные сообщества, имеющие свои спе­цифические свойства и развивающиеся по определенным зако­номерностям. Такая информация составляет содержание науки гео­ботаники. Она сродни и ботанике, и географии, так как изучает все растительные сообщества, составляющие все типы растительности на земле, на всех континентах, во всех зонах, на суше и в водной среде (в реках, озерах, морях и океанах).

Принципиальные положения геоботаники должны быть знако­мы специалисту в области ландшафтного искусства, так как на их основе строятся и создаваемые, искусственные сообщества расте­ний, в которых действуют те же закономерности, что и в природ­ных сообществах, фитоценозах. Такие закономерности и черты при­сущи в одинаковой степени всем типам растительных сообществ используемым и создаваемым в ландшафтном искусстве: древесным кустарниковым и травянистым.

Основная черта любого растительного сообщества — наличие взаимоотношений и взаимовлияний растений, составляющих дан­ное сообщество. Именно при возникновении контактов между ра­стениями, как одного вида, так и разных видов, в надземных или подземных их частях (органах) создается растительное сообще­ство. Известный российский геоботаник XX в. А. П. Шенников дал такое определение растительного сообщества: «Это всяко конкретная группировка растений, относительно однородная по флористическому составу, строению и условиям существования, характеризующаяся относительно одинаковой системой взаимоот­ношений между растениями и средой». Позже, в 1970-е гг., не ме­нее известный геоботаник-луговед Т. А. Работнов предложил бо­лее современное определение фитоценоза: «Это открытая биотическая система, состоящая из растений (и являющаяся со­ставной частью более сложной системы — биогеоценоза, куда вхо­дит и все животное население данного местообитания), осущест­вляющая фиксацию и трансформацию энергии и биологический круговорот веществ». Накопление, передача и использование энер­гии являются важнейшей внутренней сущностью жизнедеятель­ности фитоценоза.

Итак, во всяком фитоценозе (в том числе искусственном, со­здаваемом человеком) существуют взаимоотношения между рас­тениями. Они носят двойственный характер: могут быть благо­приятными или конкурентными. Благоприятные взаимоотношения способствуют лучшему развитию одних растений при произраста­нии совместно с другими. Например, кроны деревьев и кустарни­ков могут создавать спасительную тень, особый, лучший режим влажности воздуха для соседних растений; в другом случае бобо­вые растения обеспечивают азотом произрастающие совместно с ними злаки, а злаки, в свою очередь, способствуют лучшей перези­мовке бобовых растений в общем посеве. Конкурентные взаимоот­ношения вызывают угнетение, а иногда и полное вытеснение одних видов растений другими при совместном произрастании (конкурен­ция существует и между растениями одного вида; она называется внутривидовой). Конкуренция может возникать при использовании любого из факторов жизни: света, влаги, питательных веществ в почве, площади поселения и распространения. Бывают и другие типы взаимоотношений или стратегий у разных растений при их произрастании в сообществах. Важно, что характер взаимоотноше­ний между растениями в сообществе меняется под влиянием как внутренних, так и внешних причин. Воздействие внутренних при­чин — это более интенсивное разрастание растений конкретного вида с лучшей способностью к размножению, более долголетнего, чем другие. К внешним причинам относятся изменение по годам условий в разные сезоны (мягкая или суровая зима, многоснежная или бесснежная, ранняя или затяжная весна, жаркое или прохлад­ное лето, сухая или дождливая осень); улучшение или ухудшение условий питания, изменение режима ухода за растениями или ис­пользования их и многое другое.

Особенно важно, что ряд внешних причин определяется действи­ями человека, специалиста: они могут оказаться стимулирующими развитие одних растений и вызывающими подавление других рас­тений, соответственно вызывать подавление и исчезновение неже­лательных видов (сорняков) или ущемление, а то и гибель ценных видов растений (если специалист не учитывал возможную смену взаимоотношений между растениями).

Часто на освободившихся таким образом пространствах, кото­рые занимает фитоценоз, появляются насеянные {инвазионные) виды, среди которых могут преобладать сорные растения. Так что смена характера взаимоотношений внутри фитоценоза является причиной его динамики и иногда полной трансформации (перефор­мирования).

Понятно, что эту сторону жизни любого растительного сообще­ства необходимо знать и учитывать, намечая и осуществляя приемы ухода за декоративными посадками, чтобы правильно, направленно формировать желательное сообщество и сохранять его достаточно долго. Еще при проектировании тех или иных посадок следует учи­тывать способность разных видов произрастать совместно с другими видами или, наоборот, сильную или слабую их конкурентность.

Для того чтобы охарактеризовать тот или иной природный или культурный (искусственно созданный) фитоценоз, надо иметь пред­ставление о его строении, структуре.

Для описания структуры фитоценоза нужны следующие пока­затели:

флористический состав (набор видов);

количественные соотношения между растениями (доля каждого растения в общей массе, густота или плотность — число особей на единице площади, масса и площадь листьев, масса и величи­на цветов, их число и др.);

состояние особей растений в сообществе (возрастное состояние, жизненно-угнетенные или пышные, процветающие растения в данном сообществе);

распределение растений в сообществе (в вертикальном плане — ярусностъ, в горизонтальном — мозаичностъ; по занимаемой площади — сплошь или местами, куртинами, по нескольку эк­земпляров или единично).

Характеризуя растительное сообщество, составляющие его виды растений называют и по их роли в данном сообществе: преобладаю­щий вид называют доминантом, вид, занимающий второе место, — содоминантом, остальные виды — компонентами.

По названию двух ведущих видов в фитоценозе составляется его название или обозначение конкретной ассоциации; так что ас­социация — это имя фитоценоза. Например, если на лугу господ­ствует злак мятлик луговой, а его содоминантом является клевер ползучий (типичные виды хорошего пастбищного травостоя), то название данной ассоциации будет таким: «ползучеклеверо-луговомятликовая».

Экология является важной составной частью знаний специа­листа в области ландшафтного искусства. Ее основные положе­ния и задачи постоянно на слуху в наше время, и ими обязатель­но должны руководствоваться люди, имеющие дело с природными объектами. Итак, экология — это наука о связи всех живых орга­низмов со средой, о взаимной зависимости и влиянии организмов и среды. Другими словами, экология — это наука о нашем общем доме — Земле со всеми ее условиями для жизни. Основное поло­жение экологии: организмы расселены и распространены на Зем­ле не случайно, а в соответствии с их приспособлениями к среде, ставшими требованиями, необходимыми условиями, без наличия которых организм не может существовать и тем более процветать в конкретном месте. Фактически знание экологии объединяет, сво­дит воедино сведения о местообитании (экотопе) — твердом фун­даменте ландшафта и растительности.

Естественно, такая комплексная оценка растительности и среды является определяющей во всей деятельности специалиста. Прин­ципиальные положения экологии, касающиеся в первую очередь растений, как впрочем и всех других организмов (животных и че­ловека), вытекают из основного закона экологии — «закона толеран­тности», сформулированного в 1915 г. В. Шелфордом: «Отсут­ствие или невозможность процветания организма определяется недостатком или избытком в качественном и количественном смыс­лах любого из факторов, уровень которого может оказаться близ­ким к пределам, переносимым данным организмом».

Этот всеобщий закон относится ко всем живым организмам, и вместе с тем у каждого из них имеются индивидуальные экологи­ческие свойства.

Интересно, что всеобщность экологии, ее глобальность подчер­кивал в своих философских рассуждениях наш знаменитый совре­менник академик Д. С. Лихачев: «Экология как наука, с моей точки зрения, должна прежде всего изучать всю взаимообязанность реши­тельно всего в мире. Мир как целое и мир как Слово, как идея. Эта задача грандиозная, но она достойна нашего времени». Фактически Дмитрий Сергеевич повторил этими словами и поддержал идеи В. И. Вернадского о связи всего живого, о биосфере, о разуме, но­сителем которого является Человек.

Факторы, определяющие условия жизни, экологические факто­ры, подразделяются для растений на климатические и почвенные (для животных и человека вместо почвенных учитываются фак­торы питания). Уже такое определение ставит растения на пер­вое место по значению для жизни на Земле. Они обеспечивают ее, создавая ежегодно громадную массу органического вещества и энергии, выделяя при этом кислород, не пользуясь в принципе ничем готовым, все получая из воздуха и почвы в виде простых веществ и синтезируя из них сложные вещества (углеводы, бел­ки), накапливая энергию, которую используют в дальнейшем жи­вотные ичеловек. Эти последние, в принципе, живут «на всем готовом»! Более того, они (особенно человек) проявляют небла­годарность, безответственность, а то и безразличие, ухудшая сво­ей деятельностью условия жизни, губя природу, свою кормилицу. Остановись, проникнись этим и задумайся, о человек! Подумай о себе, своих детях и внуках и вопроси экологическую науку: «Что же делать?»

«Я взглянул окрест себя, и душа моя страданиями» природы уязвлена стала: где вы, раздольные луга, широкие степи с шелко­вой травой и тучными стадами, табунами, отарами, где вы, шумев­шие прежде зеленые дубравы, березняки, сосняки, ельники, где вы, плодородные пашни с тучной почвой, теперь во многих местах уне­сенной ветром и водами земли, занятые поселениями, аэродрома­ми, военными городками, полигонами, складами оружия, где вы, чистые родниковые реки и озера, поившие пращуров прозрачной водицей и кормившие их стерлядью и другой изобильной рыбой?.. А воздух! А. Н. Радищев восклицал в XVIII в., что крепостным крестьянам господа оставили один лишь воздух, присвоив все остальные богатства. А нам, вольным потомкам, какой воздух до­стался и какой мы оставим следующим поколениям?

Надо действовать для сохранения и восстановления природы — и экология является научной основой такой деятельности людей разумных.

Как благодатна на фоне тревожного современного состояния природы деятельность специалиста в области ландшафтного искус­ства, эколога по сути!

Продолжим разговор об экологических факторах и приведем их краткую характеристику.

Природными климатическими факторами являются следующие: свет, тепло, влага, воздух (наземный и почвенный).

Почвенные факторы — это комплекс всех химических и физи­ческих свойств почвы: содержание гумуса, или органического ве­щества, элементов питания в почве, реакция почвенной среды и др. Кроме того, к почвенным факторам относятся мощность верхнего гумусового горизонта (слоя) и других горизонтов почвы, структу­ра, механический состав, водно-воздушный режим в почве и др.

В совокупности свойства почвы объединяются понятием о ее плодородии. Уровень плодородия зависит от типа почвы (например, подзолистые почвы — беднейшие, дерново-подзолистые — обычно среднего уровня плодородия, дерновые пойменные и особенно чер­ноземные — богатые). Плодородие почвы зависит и от степени ее окультуренности, то есть ухоженности, освоенности, которые обес­печивает своей деятельностью человек, способный на самых раз­личных, иногда бросовых и неудобных, землях создать сады! И это — не красное словцо, это действительно так!

Содержание каждого элемента в почве, каждый показатель ее характеристики являются отдельными экологическими факторами, поскольку соответствуют главному определению любого экологи­ческого фактора: без него невозможны развитие и жизнь организ­ма, в частности, на почве — растения. Так что почвенными эколо­гическими факторами являются все элементы питания растений, начиная с главного, потребляемого в наибольших количествах, — азота, с ним — фосфора, калия, кальция, серы, магния и других так называемых макроэлементов; за ними следуют микроэлементы (бор, кобальт, медь, марганец, молибден) и даже ультрамикроэлементы (кадмий, свинец, стронций и др.). Понятно, что некоторые из этих элементов приходится учитывать не только в силу их большого значения для растений, но и из-за их отрицательных свойств. Для животных и человека перечисленные почвенные показатели, важные для растений, заменяются нормами питания, рационом, в котором учитываются, конечно, и минеральные элементы.

Важно заметить, что, в соответствии с основным законом эколо­гии, имеет значение не только количественное выражение того или иного фактора, но и его качественная характеристика: например, не просто влага, но и ее состав, не воздух как таковой, но также его качество, состав; то же относится к почве и всем другим факторам. Кроме того, качество фактора характеризуется и равномерностью или прерывистостью его поступления и доступности для организ­ма: ясно, что любой из факторов требуется постоянно, в течение всего периода развития и роста организма. При этом потребность в том или ином факторе меняется в разные периоды роста, фазы раз­вития организма. Перерыв в поступлении фактора может вызвать задержку жизненных процессов или даже гибель организма (в за­висимости от продолжительности периода дефицита фактора: на­пример, острая нехватка воздуха в течение нескольких секунд чре­вата гибелью большинства животных организмов, и исправить положение практически невозможно, даже если после этого обес­печить максимальное поступление воздуха).

Из основного закона экологии выведены законы-следствия: за­кон минимума, закон максимума, закон незаменимости фактора, закон оптимального сочетания факторов. Эти законы стали назы­вать законами земледелия, так как, по сути, практик-агроном явля­ется обязательно экологом, так было всегда, со времени возникно­вения земледелия.

Важно, например, подчеркнуть, что каждый из факторов действу­ет и используется организмами эффективнее и экономнее, с макси­мальной отдачей (обеспечивая наивысшую продуктивность организ­ма) именно при благоприятном сочетании всех факторов, то есть при их оптимальном уровне. Оптимальными называются такие уров­ни, при которых развитие и жизнь организма протекают нормаль­но и организм процветает. Сложность заключается в том, что опти­мальные уровни для каждого организма изменчивы в разные периоды жизни (об этом необходимо знать специалисту), а также что они менялись исторически, в течение тысяч и миллионов лет. Так, например, считается, что активный фотосинтез растений идет при содержании углекислоты в воздухе, типичном для приземного его слоя, — 0,03%. Однако высшие растения образовывались и фор­мировали свою биологическую сущность в далекий период, когда углекислоты в воздухе содержалось значительно больше, и их фо­тосинтетический аппарат приспособлен (до сих пор) использовать как раз такое повышенное содержание углекислоты, достигая мак­симальной продуктивности фотосинтеза. Ученым удалось доказать это лишь в контролируемых, искусственных условиях фитотронов. Так что, образно говоря, современные растения функционируют и растут, «вспоминая», как райские дни, время далекой молодости своих предков.

Природа дала каждому организму диапазон выживания по каж­дому из факторов, то есть организм вполне может сохраниться и пройти все фазы развития даже при отклонениях показателей от оптимума в обе стороны (правда, в известных пределах).

У любого организма существует по каждому из факторов амп­литуда показателей между максимальными и минимальными зна­чениями, при которых организм остается живым. Такая амплитуда называется пределами толерантности (высеивания). При прибли­жении показателей фактора к крайним значениям жизнь организ­ма ухудшается, а при переходе через них (больше максимума или меньше минимума) жизнь замирает и организм может погибнуть. В практической деятельности, в частности при выращивании рас­тений, важно обеспечивать оптимальные требования организмов, а перед этим, естественно, такие требования надо определить, то есть изучить экологическую характеристику каждого вида и сорта рас­тений, и тогда будут выявлены особенности и специфика. В этом важность и сложность данного вопроса, но без его выяснения не может быть успешной практики, в том числе практики ландшафт­ного искусства.

Сложность выяснения индивидуальной экологической характе­ристики организмов обусловлена различиями ее по фазам, годам жизни; требования растений изменяются и в разные сезоны года. Таким образом, растения тесно связаны со средой, местом обита­ния. Это положение экологии является основой достижения успе­ха при их выращивании.

Не менее важным надо считать факт влияния самих растений на среду в процессе произрастания. Такие влияния могут существен­но изменять, преобразовывать первоначальную, исходную среду, что имеет большое значение и в ландшафтном искусстве. Фактически в большинстве случаев именно для этого и создают посадки расте­ний разных жизненных форм (деревьев, кустарников, многолетних и однолетних травянистых растений), планируя и осуществляя та­ким путем улучшение среды по ряду важных показателей, благо­приятных для человека (свет — тень, солнечная поляна, влага, теп­ло, воздух, насыщенный кислородом и проветриваемый, и т. д.).

Дело в том, что любое растение реально влияет на окружающую среду, особенно вблизи места своего произрастания, и тем в боль­шей степени, чем крупнее растение. Существует даже понятие о «поле растения», то есть зоне вокруг него (в наземном и подзем­ном пространстве) — на эту зону и оказывает влияние растение. Оно может затенять все пространство своего «поля» или его часть, снижая излишнюю освещенность, перегрев, препятствуя излишне­му испарению влаги из почвы, сохраняя влагу росы, создавая барь­ер для иссушающего ветра. Растение выделяет кислород, фитонци­ды, запахи, что в большой степени заметно в зоне его «поля» или на некотором расстоянии от него. Своей массой, листвой растения гасят шумы, снижают запыленность воздуха.

Таким образом, растения создают благоприятный микроклимат, дают тень, прохладу, отдохновение, ублажают обоняние приятными запахами, оздоровляют, освежают и очищают воздух. Само собой разумеется, что декоративные растения еще и украшают территорию, создают эстетику посадок, вызывая удовлетворение, удивление, вос­хищение выдумками природы и фантазией человека, искусно пользу­ющегося природными дарами и красотами.

Растения оказывают влияние на среду и через свои подземные органы. Корни, корневища пронизывают почву, связывая и укреп­ляя верхний ее слой. Особая роль в этом плане принадлежит тра­вянистым многолетним растениям, луговым и степным. Они накап­ливают огромные массы подземных органов, благодаря чему образовывают почвы: именно под лугами сформировались зональ­ные почвы в лесолуговой зоне, а под степной растительностью — зональные почвы в степной зоне, знаменитые черноземы. Выделе­ния растений через корни обеспечивают активность почвенной микрофлоры. Микроорганизмы разлагают органическое вещество — остатки растений и животных в почве, насыщая ее минеральными соединениями, которые, в свою очередь, используются растениями. Исключительная роль принадлежит корням бобовых растений, клу­бенькам на них, в которых живут и фиксируют атмосферный азот бактерии-азотфиксаторы. В результате их деятельности соедине­ния азота поступают в почву, увеличивая уровень ее плодородия.

Растения, особенно в посадках или посевах, сплошь покрывающих почву (деревья, травы), препятствуют эрозии почвы, в чем также выражается их важная экологическая роль: они сохраняют почву, как важнейший экологический фактор.

Примеров таких положительных влияний множество; в разной степени, их оказывают растения разных жизненных форм. Про­хлада и тень особенно ощутимы под сенью деревьев: каждый вспомнит чувство облегчения и отдохновения, возникающее, как только он достигал тени первого же дерева, а тем более аллеи, или вступая в лес, после утомительного перехода по открытому полю, лугу или дороге в жаркий день). Что говорить об утренних и дневных ощущениях в саду, парке рядом с цветущими липами, кустами сирени, жасмина (чубушника), жимолости или о вечер­них запахах цветущей каприфоли, душистого табака, ночной фи­алки!

Однако, создавая особый микроклимат, растения, и особенно их сообщества, вызывают и такие изменения, которые не устраивают человека, некомфортны для него: это излишняя тень, сырость, не­приятные запахи, захват территории других посадок и т. д. Бывает, что растения ухудшают условия произрастания для самих себя: они создают самозатенение или переувлажнение почвы, а в других слу­чаях — иссушение ее повышенным водопотреблением, истощают почву, используя питательные вещества.

Такие неблагоприятные влияния растений на среду вызывают необходимость в систематическом уходе за посадками, иначе неми­нуемы их вырождение и замена неприхотливыми, но недекоратив­ными растениями-конкурентами, чаще всего сорняками. Главными мерами ухода надо считать удобрение, обрезку и еще ряд приемов. Обрезка секатором или пилой — обязательная и благотворная опе­рация, обеспечивающая поддержание эстетического вида посадок, их оздоровление, увеличение их долголетия, безопасность хожде­ния рядом с ними (после обрезки или спиливания сломанных или разросшихся вниз веток, сучков, отмерших ветвей и иногда целых деревьев или кустов). По отношению к фруктовым и ягодным де­ревьям и кустарникам обрезка служит гарантией формирования рациональных крон и высокого урожая в течение многих лет и, конечно, прекрасного вида сада.

Итак, на экологической основе специалист в области ландшафт­ного искусства строит свою деятельность, объединяя информацию ландшафтоведов о среде, ботаников и геоботаников — о растениях и растительности, осуществляя при этом свои разработки и при­емы ландшафтного искусства по облагораживанию и благоустрой­ству любых территорий — городских, сельских и заповедных.

Экология всегда была и остается основой любой специальности, имеющей дело с растительностью. Вспомним стихи древнеримско­го поэта Вергилия (70-19 гг. до и. э.):

Но перед тем, как взрезать начнем незнакомое поле, Надобно ветры узнать и различные смены погоды, Также отеческих мест постигнуть обычай и способ: Что тут земля принесет и в чем земледельцу откажет: Здесь счастливее хлеб, а здесь виноград уродится. Здесь плодам хорошо, а там, не сеян, луг зеленеет...

В этих словах выражена самая суть работы агронома, лесника, садовода, паркостроителя. Это старая и вечная истина, поэтому вызывает удивление то, что в наше время она подается как новое течение «экологизм», или «экологический дизайн». Ссылаются при этом на Запад, на соответствующий английский термин «ecology planting», то есть «экологическое выращивание растений». Содержа­ние такого термина сводится к тому, что, оказывается, подбирать виды растений для конкретной местности следует с учетом их при­способленности к произрастанию в данных условиях, будь то дюна с дефицитом влаги и питательных веществ в почве или переувлаж­ненная низина и т. д. Конечно, в природе есть растения с самыми разнообразными экологическими характеристиками, и такие расте­ния из разных регионов, природных зон и даже с разных континен­тов можно подобрать под любой реальный ландшафт. Однако это только одно из направлений деятельности специалиста. Надо ис­пользовать и вторую сторону экологического выращивания растений: изменять имеющиеся условия, создавая оптимальные сочетания фак­торов в любой местности для возделывания желательных, выбран­ных и любимых растений (что и делали всегда мастера парко-строения). Еще Петр I и его садоводы показали на российской земле, что чудо-парки, волшебные уголки природы с пышной раститель­ностью можно создать на месте бывших топких болот, дремучих лесов, оврагов и скал. Так что экологическая основа возделывания растений позволяет специалисту работать в разных направлениях: или подбирая растения к конкретным условиям, или изменяя эти условия и создавая требуемые для конкретных растений. Таким путем можно реально создавать все новые и новые красоты приро­ды везде и в любом масштабе.

Вместе с ландшафтоведением, геоботаникой и экологией основу ландшафтного искусства составляют и другие науки, приемы и по­ложения которых также использует специалист ландшафтного ис­кусства: растениеводство, луговодство (газонное дело), лесоводство, почвоведение, земледелие и мелиорация. И всегда в центре деятель­ности специалиста в области ландшафтного искусства находятся растения во всем их разнообразии: растения на озеленяемой город­ской территории, на частной усадьбе, растения в сельской местнос­ти, на рекультивируемых и охраняемых территориях, а в последнее время — и растения внутри учреждений и жилых домов.

Таким образом, специалист-ландшафтовед по сути своей не толь­ко дизайнер, но и в значительной степени — биолог и агроном, бе­рущий из природы ее красоты и компонующий их, создающий по их подобию все новые красоты на основе своих знаний и вкуса. Чем больше при этом будет создано оригинального и своеобразного, не трафаретного, тем в большей степени это будет настоящее, особен­ное искусство.

В связи с показанной комплексностью ландшафтного искусст­ва, полезно еще более четко определить его место среди других, близких и сопутствующих наук. С одной стороны, ландшафтное искусство — это отдельная наука со своей спецификой, но с дру­гой стороны — оно связано с рядом близких, родственных наук, они питают друг друга и взаимопроникают одна в другую. Так соотносятся ландшафтное искусство и садово-парковое дело, ар­хитектурное строительство и дизайн. Некоторые специалисты считают, что ландшафтное искусство сформировалось на основе садово-паркового искусства, по теперь эта основа стала лишь час­тью ландшафтного искусства. Кроме того, архитектурное строи­тельство и дизайн, благоустройство застраиваемых территорий невозможны без применения положений и приемов ландшафтно­го искусства — это очевидно. Озеленение населенных пунктов, про­мышленных и транспортных предприятий и территорий (в том числе вокзалов, аэропортов и аэродромов, трасс) является одной из существенных составных частей ландшафтного искусства. Далее, иногда ошибочно считают, что парковое дело является составной частью лесоведения (дендрологии), тогда как оно (как уже отмеча­лось выше) — неотъемлемая составная часть ландшафтного искус­ства, тем более что специалист в области паркового искусства имеет дело не только с деревьями. Можно согласиться с тем, что у этих двух наук есть и общий объект — лесопарки, одна из разновиднос­тей парков, с которыми имеют дело специалисты обоих этих науч­ных направлений.

Особые отношения связывают ландшафтное искусство и газон­ное дело. Газонное дело ближе всего к ландшафтному искусству, так как газоны и разнообразные травяные покрытия на различных тер­риториях (спортивные, почвозащитные) широко используются в ландшафтном искусстве, являясь обязательной, фоновой основой озеленения населенных пунктов. Газоны есть в парках, на усадьбах, на территории различных учреждений, предприятий, стадионов, вдоль дорог, на рекультивируемых территориях. Получается, что га­зонное дело является существенной частью ландшафтного искус­ства, оставаясь в то же время специальной наукой и предметом, от­ветвлением луговодства.

Таким образом, ландшафтное искусство осуществляется на всех типах ландшафтов, природных, рекультивируемых и создаваемых человеком, как особое искусство дизайна и благоустройства любых территорий.

Очень важно реализовывать приемы ландшафтного искусства широко и масштабно. Распространение и высокий уровень благо­устройства являются показателями состояния культуры и циви­лизованности местности, любого населенного пункта, всей стра­ны, уровня жизни ее народа. Особенно необходимо распространять повсеместно разработки ландшафтного искусства в нашей стране — в городах, поселках, деревнях, на сельскохозяйственных угодьях и природных территориях, в том числе исключительных и уникаль­ных.

Огромные площади требуют и ждут осуществления приемов высокого ландшафтного искусства. Многие из них так запущены, что трудно бывает поверить в возможность их возрождения. Такая благородная цель требует активных действий. Окультуривание быта народа будет способствовать улучшению условий его жизни, явит­ся действенной мерой повышения уровня культуры, расширения кругозора, а значит, уменьшения масштабов пьянства, наркома­нии и криминала. В таком плане высказался один из современных бизнесменов: трудно победить мафиозные структуры, напрямую бо­рясь с ними, но создать высокий уровень культуры и благоустройства жизни — это более эффективная мера, направленная на вытеснение криминальных структур, имеющих с культурной средой весьма мало общего. Понятно, что и на фоне парков и красивых зданий преступ­ность не исчезнет, но если большинство людей увидят свет культуры, красоты, порядка, станут жить нормальной, спокойной жизнью, то и уровень преступности неминуемо уменьшится. В это надо верить, а реализовать благие помыслы поможет ландшафтное искусство. Надо достичь его процветания во имя процветания своей страны и мира!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: