У человека, перенесшего инсульт или черепно-мозговую травму, часто нарушаются взаимоотношения с окружающим миром, изменяется в той или иной мере сама личность больного – происходит его психическая и социальная дезадаптация. Поэтому оказание помощи пациенту является важной задачей не только для специалистов по восстановительному обучению, но и для семьи, близких и родных больного. Успех восстановительного лечения во многом зависит и от активной позиции самого пациента.
В этой связи неоценима роль семьи больного. В начале заболевания многие пациенты находятся в крайне удручённом состоянии, бывают раздражительны и даже агрессивны. Со стороны родных и близких требуются в таких случаях такт и выдержка. Больного необходимо успокоить, поддержать в нём веру в выздоровление. Кроме того, пациенту с нарушением глотания требуется помощь по организации рационального питания и правильного позиционирования во время приема пищи и жидкости. Больному с речевыми расстройствами необходима помощь в овладении речью, чтением и письмом.
Ключевую роль в решении данной задачи играет логопед. Важнейшим аспектом взаимодействия пациента с окружающими его людьми является выработка коммуникативных стратегий.
В остром периоде отдельной задачей логопеда является разъяснительная работа с пациентом и его родственниками, направленная на понимание характера имеющихся нарушений. Здесь важно объяснить сущность имеющихся у больного осложнений после перенесённого инсульта или черепно-мозговой травмы (афазия – это системное нарушение речевой деятельности человека, а не снижение его интеллектуальных способностей; дизартрия – нарушение произносительной стороны речи; дисфония – это нарушение, связанное с функциональными изменениями в мышцах голосового аппарата; дисфагия – нарушение, которое вызывает у больного затруднения при жевании и глотании пищи и жидкости).
Для людей, страдающих афазией, может стать настоящей проблемой то, что ранее не вызывало затруднений, а именно: называть свое имя и имена знакомых людей; вести непринужденную беседу; свободно разговаривать по телефону; читать книги, газеты, журналы; писать письма и заполнять бланки; считать, запоминать числа и обращаться с деньгами;
понимать теле- и радиопередачи и др.
При выборе подходящих коммуникативных стратегий логопед должен отталкиваться от имеющегося речевого нарушения, понимания сильных и слабых звеньев речевой системы у данного пациента. Так, если нарушения лежат в области экспрессивной речи, то пациенту важно предложить альтернативные способы коммуникации: письмо, жесты, а также научить способам стимулирования речи. Напротив, если трудности в большей степени проявляются в импрессивной речи, то акцент надо сделать на том, чтобы родственники в максимально простой форме могли доносить информацию до пациента.
Коммуникативные стратегии для родственников больного:
● Постарайтесь зафиксировать взгляд больного.
● Уменьшите, по возможности, посторонние шумы (радио, телевизор), мешающие общению с человеком с афазией.
● Начните с простого. Расскажите что-нибудь несложное о себе, а потом задайте вопрос, на который вы сами уже знаете ответ.
● Говорите медленно, используя короткие предложения и интонационно выделяя наиболее важные слова.
● Выпишите на бумаге ключевые слова. Повторите то, что вы сказали, и покажите больному с афазией ваши записи (больной может использовать их в качестве зрительной опоры).
● Помогите больному с афазией преодолеть коммуникативный барьер с помощью указаний, жестов, рисунков или письма. Просите больного самого указывать, обозначать жестами, рисовать или писать что-то.
● Позаботьтесь о том, чтобы у вас под рукой всегда были бумага и ручка. Записывайте наиболее важные слова, чтобы было легче следить за ходом разговора и вспоминать его содержание.
● Помогайте больному, обращайтесь вместе с ним к карманному словарю, или книгам с иллюстрациями. Вы можете сделать такой словарик сами. В него включите картинки, изображения и слова, которые важны для человека, страдающего афазией.
● Дайте больному время высказаться и не заканчивайте за него предложения.
● Старайтесь задавать вопросы, на которые нельзя дать односложный ответ.
● Помните, что разговор с больным с афазией требует времени и терпения.
Несмотря на данные рекомендации может так случиться, что вы всё-таки не сможете полностью понять друг друга. Отдохните и попробуйте продолжить разговор позже.
Следующие коммуникативные стратегии подойдут для самого больного:
● Имейте при себе ручку и блокнот, чтобы записывать слова или делать зарисовки.
● Записывайте слова, которые приходится часто использовать, но не всегда получается. Указывайте на них.
● Пытайтесь пояснить, что вы имеете в виду, с помощью жестов или рисунков.
● Указывайте на предметы, если не удается объяснить что-либо с помощью речи.
● Просите вашу семью и друзей о помощи.
● Делитесь вашими переживаниями с другими, не держите их в себе.
Очень важно донести эти коммуникативные стратегии до пациента (с учётом тяжести его состояния) и его окружения на самых ранних этапах заболевания, чтобы предотвратить негативные последствия нарушенного взаимодействия и максимально адаптировать пациента и его семью к изменившейся ситуации. О данных рекомендациях должны быть проинформированы другие члены мультидисциплинарной бригады, чтобы они могли максимально эффективно взаимодействовать с пациентом.
Важно помнить, что на пациенте должна лежать определённая нагрузка по ведению разговора. Таким образом, создается благоприятная, но стимулирующая речевая среда, которая способствует максимизации не только лечебного, но и спонтанного восстановления (Duffy, Fosset, Thomas, 2011; Holland & Fridriksson, 2001; Johnson, Valachovic, & Gearge, 1998).
Также важно научить пациента и родственников распознавать улучшения в речевой деятельности. Умение видеть динамику положительно влияет на больного и его окружение и стимулирует пациента к еще более активной коммуникации. За время проведения логопедических занятий семью пациента нужно просить отмечать положительные изменения в его речевой деятельности, внедрять коммуникативные стратегии, а также настоятельно просить родственников задавать вопросы по интересующей их информации.