Философская антропология и ее проблематика

Возникает в 30 г. ХХв. И является учением о человеке, исходя из самого бытия человека. Макс Шелер считал, что современное общество находится в глубоком кризисе, т.е. в этом кризисе находится личность, а её кризис объясняется тем, что учение о человеке «растащили» его для изучения по отдельным качествам. Два основных положения:

1. в системе общество – человек, центром является человек, а в самой сущности человека основным является чувство любви (Фейербах), на основе которой и можно получить правдивые знания об обществе и человеке;

2. в сущности человека главной ролью является, с одной стороны, - порыв, как естественное начало, а с другой стороны – дух, как божественное начало. В ходе времени дух наслаивается на порыв (порыв – иррациональное) и человек отклоняется от истинного пути развития. Общество должно обеспечивать духовное развитие, но не делает этого. Человек на основе духа и порыва должен сам созидать себя.

Основные направления: биологическое, культурное и религиозное. Биологическо е, Гелен считает, что человек – «ущербное» существо, т.к. обладает несовершенными инстинктами, по сравнению с животными, поэтому он вынужден действовать, но, если граница деятельности животного – ареал его обитания, то человека – это культура, кот. Компенсирует его ущербность. Культурное, Касирер считает, что культура – это совокупность символов, кот. Человек может лишь истолковать на основе интуиции, подсознания, но не на основе иррационализма. Религиозное, Бердяев считает, что человек существо парадоксальное, «темное», и чтоб его понять, нужно его сравнить с тем, что выше, с Богом – духовным, кот. входит в человека как бы изнутри.

2 ГЕРАКЛИТ. Родом из Эфеса. (530 - 470 ггднэ). Аристократ, отстранившийся от власти. Исходный пункт учения о мире - представление о преходящем, изменчивом хар. всего существующего.

Диалектический материализм

Ранние мыслители ищут некоторое первоначало, из которого все произошло. У Фалеса это – вода, у Анаксимена – воздух, у Гераклита (ок. 544 – ок. 483 до н. э.) – огонь. Само же первоначало представляло собой не просто вещество, как его понимает современная физика или химия, а нечто такое, из чего возникает живая природа и все населяющие ее одушевленные существа. Поэтому вода или огонь здесь – это своего рода метафоры, они имеют и прямое и переносное, символическое значение.

По Гераклиту природа (огонь) находится в беспрерывном процессе изменения. Он видит источник развития и изменений: «Все происходит через борьбу и по необходимости. Всякое явление переходит в свою противоположность: холодное становится теплым, теплое – холодным, влажное – сухим, сухое – влажным». Как само Солнце каждое мгновение обновляется, так изменяются все явления. «Нельзя дважды вступить в одну и ту же реку: на входящего во второй раз текут уже новые воды». Гераклит видит качественные противоположности: «В нас всегда одно и то же: жизнь и смерть, бдение и сон, юность и старость. Ибо это, изменившись, есть то; и, обратно, то, изменившись, есть это». Или читаем: «Морская вода – чистейшая и грязнейшая: рыбам она питательна и спасительна, людям же она не пригодна для питья и пагубна». Как видим, древнегреческий философ замечает, что всеобщность изменения и переход каждого свойства в противоположное делают все качества вещей относительными, т. е. обусловленными конкретными обстоятельствами.

Согласно основным понятиям его натурфилософии, диалектика характеризует не только общественную жизнь древнегреческого полиса и познавательную деятельность человека, но и мир в целом. Космос для него не тайна, а самодостоверная очевидность, органически целостное, динамически живое и непременно разумное мироустройство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: