Осн. Положения

1 из хаоса может возникнуть нов. Структура

2 многообразие путей развития

4. Харак-ка основных философских школ Др. Греции.

Представителями милетской школы были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Они признавали все природные явления материальными и видели их основу в естественном «начале»: Ф – вода; А – беспредельную, неопределенную материю апейрон (частица); А – воздух. Все изменения в природе объясняются вечным движением материальных «начал», их бесконечным превращением. Боги не принимают участия в возникновении, развитии и уничтожении мира. Дальнейшее развитие М Ф получила в учение Гераклита Эфесского. Мир не создан Богом, но всегда существовал и будет существовать. В его основе лежит единое «начало» - огонь. Все в мире развивается благодаря возгоранию и угасанию огня.. Возникает стихийно-диалектич. подход к действительности – все изменяется, движется.

Пифагорейцы, Пифагор, проповедующие И идеи. В основе мира лежит число. Мир – это гармоническая система чисел и их отношения. Сторонниками религиозного учения о бессмертии души и о переселении души в тела людей и животных.

Позже в 6-5 вв. до н.э. центром Ф стала Элея. Представители Элейской школыПарменид, Зенон. Появляется категория бытия и ставится вопрос о соотношении бытия и мышления. Бытие можно познать только разумом, чувствам же бытие недоступно. Утверждается тождество бытия и мышления.

В 5 в. до н.э. возникает новая форма М – атомистический М. Представители Левкипп, Демокрит. Мира состоит из атомов - простая, неделимая, находящаяся в постоянном движении частица и пустоты. Душа тоже состоит из атомов, но более мелких и тонких.

2-й этап – высокая классика (5-2вв.до н.э.). Появление софистов – платные учителя мудрости, обучали красноречию и умению вести спор. Создали науку о слове, заложили основу логики. Их внимание перенесено с проблем Космоса и природы на проблемы человека, общества, знания. Софисты подвергались критике «Софистика – мнимая мудрость, а не действительная». Наиболее страстным критиком стал Сократ, который со своим учеником Платоном были наиболее крупными идеалистами Др.Гр., создавшие систему объективного идеализма. Природа – внешний мир – непознаваем, а познать можно только душу человека. Источником истинных знаний является сам человек, т.к. душа человека переходя из одного тела в другое, накапливает опыт, который может быть использован в дальнейшей жизни. Его ученик Платон создал учение об идеях: мир идей первичен, мир вещей вторичен. Создал учение об идеальном государстве, которым должны управлять мудрецы – философы.

Аристотель отказался от объективного идеализма и приближался к материализму. Мир материален и постоянно находится в движении, но материя неподвижна. Форма придает материи смысл и содержание. Форма всех форм – Бог. Впервые создал логику как науку о законах мышления.

3-й этап – поздняя классика (5-1вв. до н.э.). Возникает эллинистическая Ф материализма: течения:1) Родоначальником скептицизма стал Пиррон. Создал истинную философскую систему невозможно, т.к. знания относительны (скептис- сомнения); 2) Эпикуреизм (Эпикур). Сторонник атомизма. Мир материален, развивается по определенным законам и все в нем предсказуемо. Стоицизм (Марк Аврелий, Антоний, Сенека). Человек в существующем мире полностью зависит от судьбы. Его задача – выработать систему поведения и нравственности, которая будет определять достойную жизнь человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: