Комплектование фондов музея

Предметы, обладающие определенными ценностными характеристиками, превращаются в музейные предметы, и это происходит в результате осуществления музеем одного из основных видов своей деятельнос­ти – комплектования музейных фондов.

Комплектование музейных фондов — целенаправ­ленный, планомерный, процесс выявления и сбора предметов музейного значения для формирования и пополнения музейного собрания. Комплектование фондов можно рассма­тривать также как способ осуществления музеем своей социальной функции документирования процессов и явлений, происходящих в обществе и природе.

Комплектование фондов – одна из сложнейших и наименее разработанных проблем современной тео­рии и практики музейного дела. Словосочетание «ком­плектование музейных фондов» появилось в отечест­венном музееведении в конце 1940-х гг. и на протя­жении почти трех десятилетий отождествлялось с термином «собирательская работа». Разграничение этих понятий впервые появилось в трудах Н. П. Финягиной и Ю. П. Пищулина, которые определяли ком­плектование фондов как планомерную и целенаправ­ленную деятельность музея по выявлению предметов музейного значения, их приобретению и систематиза­ции в фондах. Под собирательской работой стала по­ниматься составная часть комплектования музейных фондов – практическая деятельность по реализации программы комплектования. Таким образом, понятие «комплектование музейных фондов», наполнившись новым содержанием, стало отражать иной уровень ра­боты с музейным собранием – концептуальный.

Научная концепция комплектования музейных фондов содержит обобщенное системное представление о задачах, направлениях, формах и методах комплектования в соответствии с профилем музея и его местом в музейной сети. В ней определяются критерии отбора материалов в фонды с учетом целей и задач музея, а также круг и объем информации, фик­сируемой в документах комплектования.

В процессе источниковедческих исследований, работы с коллекциями, создания экспозиций и выставок, составляются планы комплектования фондов. Они могут быть: перспективными, рассчитанными на 5—10 лет, и текущими, то есть годовыми. Они складываются из плановых заявок работников фондовых и экспозици­онных отделов. Эти заявки предварительно согласовываются между собой, чтобы сконцентрировать усилия на решении наиболее важных, не терпящих отлага­тельства задач комплектования.

В зависимости от методов различают три основных вида или спо­соба комплектования:

· систематическое,

· тема­тическое,

· комплексное.

Систематическое ком­плектование регулярно пополняет музейные коллекции однотипны­ми музейными предме­тами, иными словами, оно направлено на фор­мирование и пополне­ние систематических коллекций. Тематиче­ское комплектование заключается в выявле­нии и сборе разнотип­ных предметов музей­ного значения, отража­ющих конкретную тему. Оно позволяет доку­ментировать процессы и явления по исследуемым музеем темам, а так­же формировать и попол­нять тематические коллек­ции. Задачи систематичес­кого и тематического комплектования объеди­няет комплексное комплектование, которое распро­странено главным обра­зом в небольших музеях.

В поисках путей наи­более оптимального реше­ния проблем комплекто­вания фондов музейные специалисты устанавлива­ют временные и постоян­ные контакты с лицами и организациями, которые могут быть или являются обладателями предметов музейного значения. Речь идет о коллекционерах, художниках, фотографах и других творческих ра­ботниках, о предприятиях, проектирующих и выпус­кающих предметы народного потребления и изделия художественных промыслов, об антикварных и буки­нистических магазинах, монетных дворах, научных учреждениях, которые собирают коллекции, но не за­нимаются их хранением (например, научные институ­ты гуманитарного профиля, археологические и этно­графические кафедры исторических факультетов ву­зов) и т. д.

Формы комплектования музейных фондов разнообразны: закупки коллекций или отдельных предметов за счет специальных ассигнова­ний, предусмотренных сметой музея; безвозмездная передача (дар) в собственность музея коллекций или предметов организациями или частными лицами; обмен дублетных и непрофильных материалов на предметы, соответствующие профилю и характеру му­зейного собрания; целевые заказы на выполнение ори­гинальных работ. В соответствии с планом комплектования музейного собрания для сбора предметов музейного значения совершаются специальные поездки, так называемые командировки по комплектованию. В целях изучения определенной темы и проведения собирательской работы музеи организуют также экспеди­ции — археологические, этнографические, историко-бытовые, естественно-научные. Они часто проводят совместно с другими музеями или научными учреждениями.

Комплектование называют текущим, если он осуществляется в таких формах, как закупка, дар, обмен, целевой заказ, систематический сбор материале на объектах постоянного комплектования. Но иногда оно проходит в виде одноразовой акции и носит оперативный характер. Таковым является комплектование «по горячим следам», суть которого состоит в организации и проведении собирательской работы на месте; какого-либо события в момент его совершения или сразу после него. Это может быть собирательская работа во время съездов, конгрессов, закладки и открытия объектов, значимых политических событий. На­пример, во время августовского путча 1991 г. сотруд­ники Государственного Исторического музея и Музея революции собрали представительные коллекции о происходивших событиях – документы, фотографии, вещи, рисунки и акварели, сделанные художни­ками в те дни на улицах Москвы, личные комплексы майора С. Евдокимова и трех погибших москвичей – Д. Комаря, И. Кричевского, В. Усова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: