Учет музейных фондов

Учет музейных фондов является одним из основных направлений фондовой работы. Его цель состоит в юри­дической охране музейных фондов и прав музея на дан­ные, полученные в результате изучения музейных пред­метов и коллекций. Учет фондов представляет собой не­прерывный процесс, поскольку фонды музея постоянно пополняются, ведется контроль за движением предме­тов и за их состоянием. Порядок учета, хранения и науч­ной обработки музейных предметов регулируется нор­мативными документами Министерства культуры.

В процессе учета музейных фондов составляется по установленным формам учетная документация. В ней содержатся данные об отдельных предметах и группах предметов, о порядке их поступления в музей и в различные фондовые подразделения. Большинство из документов имеют юридическую силу, подле­жат регистрации и вечному хранению. Это акты приема, акты выдачи, книги поступлений, книги научной инвентаризации.

Государственный учет музейных фондов предус­матривает два этапа, которые отражают степень изу­ченности музейных предметов:

первичная регистра­ция поступивших в музей предметов;

инвентариза­ция, то есть научная регистрация музейных предметов.

Юридическое оформление принадлежности пред­метов музею и прав музея на эти предметы начинается с акта приема предметов на постоянное хранение. Этот документ составляется не менее чем в трех экземплярах, подписывается главным хранителем (заведующим фон­дами), лицом, хранившим предметы до решения фондово-закупочной комиссии, и лицом, принявшим их на ма­териальное хранение. Акт утверждается директором му­зея и скрепляется печатью музея. Прием предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней, орденов и медалей, а также оружия определяется особыми нор­мативными документами.

Прежде чем поступить в соответствующее фондо­вое подразделение, предметы проходят первичную ре­гистрацию, которая окончательно закрепляет их при­надлежность данному музею. Они вносятся в книгу по­ступлений музейных предметов (основного фонда) или в книгу учета научно-вспомогательных материа­лов по форме, определенной инструкцией. В естественно-научных музеях сы­рьевые материалы регистрируются в книге учета сы­рьевых научных материалов.

Предметы, поступившие в музей на временное хра­нение, вносятся в книгу поступлений во временное поль­зование. Возвращаются они по акту, который составля­ется по распоряжению директора и подписывается главным хранителем, заведующим фондовым подразде­лением, хранившим предмет, и лицом, временно при­нявшим его на материально ответственное хранение.

Цель книг поступлений как государственного до­кумента охранного порядка – зарегистрировать предмет под определенным номером и дать краткое его описание, исключающее подмену предмета, а в случае утери или кражи облегчающее его розыск. Порядко­вый номер по книге поступлений (КП), присвоенный данному предмету, одновременно проставляется в ак­те его приема в музей, а также на самом предмете вме­сте с шифром музея, например: ГИМ, КП–112408. При одновременном поступлении большого количест­ва однородных предметов (нумизматическая коллек­ция, фотоматериалы и др.) допускается их групповая запись в книге поступлений при наличии коллекцион­ной или полевой описи. В этом случае количество по­ступивших предметов отражается в соответствующих порядковых номерах книги поступлений (например, КП–1760–1870) или фиксируется дробными поряд­ковыми номерами (например, КП–1760/1 –110). Од­нако уникальные материалы всегда записываются ин­дивидуально. Групповая запись предметов из драго­ценных материалов и драгоценных камней также запрещается.

Таким образом, понятия единица учета и единица хранения, могут обозначать как отдельный музейный предмет, так и группу предметов (коллекцию, ком­плект), если они зарегистрированы в учетных доку­ментах под одним номером.

Регистрация в книге поступлений музейных пред­метов производится с учетом всех сведений, зафикси­рованных в актах приема и полевой документации. Описание предмета делается на основе результатов его атрибуции, полученных к моменту его первичной регистрации. Уникальные предметы в обязательном порядке фотографируются. В книге поступлений фиксируются также данные о времени, источнике, спосо­бе поступления предмета, его сохранности, стоимости (при покупке), сопроводительных документах. Про­ставляется номер акта, дата записи.

Книга поступлений, как документ охранного по­рядка, до заполнения оформляется соответствующим образом: листы пронумеровываются, прошнуровыва­ются, книга подписывается и опечатывается печатью вышестоящей инстанции. Все записи делаются четко, разборчиво, без подчисток, а их исправление допуска­ется лишь в крайних случаях, при этом старые и новые записи должны четко читаться. Незначительные исправления заверяются специальной записью в примечаниях книги за подписями директора и главного хранителя, заведующего отделом учета, хранителя предмета. Подписи скрепляются печатью музея. Все существенные исправления в книге поступлений (атрибуция, сохранность, размер, материал и т. п.) делаются только на основании специальных актов, подписанных директором или его заместителем по научной работе, главным хранителем, заведующим фондовым подразделением, и заверяются ответственным за первичный учет лицом.

Юридические документы первичного учета тщательно сохраняются; доступ к ним имеет ограниченный крут лиц. Между тем в информации, которую они содержат, нуждаются не только сотрудники музея, но и исследователи из других учреждений. Поэтому уже на стадии первичного учета создается система картотек — карточных, а в последние годы и электрон­ных. Особенно необходима учетная картотека, вы­полняющая информационную функцию книги по­ступлений. Составляющие ее карточки идентичны по содержанию записям в книге поступлений и располо­жены в порядке ее номеров. На временные поступле­ния также составляется картотека, систематизирован­ная по источникам поступления.

После регистрации в книгах поступлений предме­ты передаются в фондовые подразделения хранителям по актам на материально-ответственное хранение. При этом музейные предметы, в отличие от научно-вспомогательных материалов, проходят второй этап учета — инвентаризацию.

Инвентаризация представляет собой основную форму изучения, описания и научного определения предметов основно­го фонда. Осуществляется она при помощи книг науч­ной инвентаризации — научных инвентарей. Будучи юридическими документами, они оформляются так же, как и книги поступлений. Запись в научный инвентарь делается только попредметно и в соответствии с установленной инструк­цией формой. Она основы­вается на дальнейшей, более глубокой работе специа­листа по определению музейного предмета. В научном инвентаре дается точное наименование предмета, его подробное описание с перечнем всех имеющихся клейм, монограмм, подписей и надписей. Вносятся данные об авторе, месте и времени создания и бытова­ния, истории предмета, касающихся его публикациях, материале и технике изготовления, размере и весе (для предметов из драгоценных металлов и камней), степени сохранности. В соответствующих графах ука­зываются учетные обозначения, старые учетные обо­значения (если они имеются), номера фотонегативов (если предмет сфотографирован), данные об источни­ке и способе поступления, цене и пр.

Музейные предметы при инвентаризации систе­матизируются в соответствии со структурой (строе­нием) основного фонда. Поэтому каждое фондовое подразделение обычно имеет несколько научных инвентарей, в соответствии с принятой в нем классифи­кацией по группам музейных предметов. Например, в подразделении изобразительных источников про­изведения живописи, графики, скульптуры будут вноситься в разные книги. Каждая из них имеет свое обозначение, которое позволяет определить принад­лежность книги и заинвентаризованного в ней пред­мета к конкретному фондовому подразделению и группе, образованной внутри него. Принадлеж­ность к подразделению изобразительных источников может обозначаться буквой И, а к группе скульпту­ры – буквой С.

Каждый предмет, записанный в научном инвента­ре, получает свой номер, который проставляется на нем и в книге поступлений. Таким образом, музейный предмет в итоге обретает два номера: по книге поступ­лений и по научному инвентарю. Его полное учетное обозначение может выглядеть, например, так:

ГИМ-КП1245

И-С 137

Проставляя учетное обозначение, важно не при­чинить ущерб внешнему виду предмета и вместе с тем нанести его так, чтобы оно было доступно для обозре­ния хранителю и исследователю, не осыпалось, не сти­ралось. Например, на металлических предметах оно проставляется эмалевой краской, а на керамических – масляной краской или тушью. Если учетное обозначение невозможно нанести на сам предмет, ис­пользуют этикетки и бирки, которые пришивают, при­бивают или подвешивают к предметам, проставляют на монтировке, на индивидуальной упаковке.

Предметы, составляющие комплект (сервизы, гар­нитуры), вносятся в научный инвентарь под отдельны­ми номерами, а их принадлежность к комплекту отме­чается при описании. Атласы, альбомы рисунков и фо­тографий одного автора вносятся в научные инвентари под одним номером, при этом каждый лист получает дробный номер.

Предметы из драгоценных металлов и драгоцен­ных камней записываются в инвентари только при на­личии акта ювелирной экспертизы, удостоверяющей подлинность материала и точность веса. В специаль­ных инвентарных книгах ведется их дополнительный учет, поэтому в отличие от других предметов они име­ют не два, а три учетных номера.

Письменные источники учитываются по прави­лам, разработанными руководящими архивными орга­нами. Учет ведется по архивным фондам, архивным коллекциям, единицам хранения. Описи архивных фондов в юридическом отношении приравниваются к книгам научной инвентаризации. Они включают пе­речень входящих в данный фонд единиц хранения. Пе­речень содержит заголовок и краткое описание содер­жания каждой единицы хранения.

Запись в научный инвентарь делается на основе предварительно составленной карточки научного опи­сания предмета, графы которой должны соответство­вать графам инвентаря. Запол­няется она в процессе определения музейного предме­та и фиксирует результат изучения всех основных его признаков. До занесения в научный инвентарь текст описания должен предварительно визироваться заве­дующим фондовым подразделением, заместителем ди­ректора по научной части или главным хранителем.

В процессе научного описания содержание кар­точки может дополняться, уточняться и даже менять­ся. При этом все изменения, вносимые в научный инвентарь, оформляются по тем же правилам, что и в книгах поступлений.

На основе карточек научного описания музейных предметов создается инвентарная картотека, выпол­няющая информационные функции книг инвентарно­го описания и служащая основой для научной катало­гизации фондов. Для того, чтобы быстро находить предметы, составляется топографическая картотека, а также топографическая опись, где фиксируется мес­то хранения каждой единицы учета. В каждом фондо­вом подразделении создаются и картотеки на предме­ты научно-вспомогательного фонда.

Музейные фонды находятся в непрерывном дви­жении. Ведь предметы могут передаваться в другие музеи и учреждения как в постоянное пользование в порядке обмена или на безвозмездной основе, так и во временное пользование, например, для создания экспозиций или выставок. Еще более активно пере­мещаются предметы внутри музея. Они передаются во временное пользование другим отделам для экспозиционно-выставочной работы, для исследования, реставрации, фотокопирования. Все эти выдачи, так же как и факты хищения, утраты, разрушения пред­метов, оформляются соответствующим образом со­гласно инструкции. Выдачи на длительный срок вну­три музея (в другие фондовые подразделения, в экс­позицию) оформляются актом внутримузейной передачи и визируются главным хранителем. Предметы, передающиеся из фондовых подразделений в другие отделы музея, на­пример, фотолабораторию, на короткий срок, могут регистрироваться в специальной книге с распиской принявшего лица.

Количество предметов в музейных фондах посто­янно меняется: одни предметы выбывают из состава музейного собрания, другие пополняют его. Поэтому музей ежегодно составляет годовые отчеты о движе­нии музейных фондов. Для того, чтобы убедиться в наличии реальных предме­тов за конкретными цифрами учетных документов, а также в том, что их сохранности не нанесен ущерб, проводится переучет фондов .

Переучет осуществляет специальная комиссия в составе не менее трех человек с обязательным учас­тием хранителя данной коллекции. Каждый предмет, закрепленный за фондовым подразделением, сверяет­ся с актом приема на материально-ответственное хра­нение, с записью в книге научной инвентаризации и в книге поступлений, проверяется и наличие докумен­тов, оформляющих отсутствие в фондах тех или иных предметов. По итогам работы комиссия составляет и подписывает акт сверки наличия музейных предме­тов с учетной документацией, который утверждает ди­ректор музея.

Важнейшие учетные документы, имеющие юри­дическую силу, регистрируются в специальных книгах и описях. Посторонним лицам они не выдаются и за пределы музея не выносятся. Все акты, инвентарные книги, книги временных и постоянных поступлений, книги и описи изделий из драгоценных материалов хранятся у ответственных лиц в несгораемых шкафах, в закрытом помещении, которое в нерабочее время пломбируется.

Наряду с термином «учетная документация» су­ществует и более широкое понятие – «фондовая доку­ментация». Помимо учетных она включает докумен­ты, образующиеся в процессе физической охраны фондов, а также при их классификации и систематиза­ции, — классификационные схемы, каталоги и указа­тели. Таким образом, система фондовой документации содержит и передает сведения, как о самих фондах, так и о тех явлениях и процессах, которые документируют музейные предметы. Следовательно, она представляет собой информационную систему. Помимо собственно фондовой документации в нее входят исследования отдельных предметов и их групп, опубликованные в виде монографий и статей, а также исследования в области профильных дисциплин, созданные на осно­ве музейных предметов.

Фондовая информационная система используется при отборе предметов для экспонирования и составле­ния этикетажа, она помогает интерпретировать пред­меты при подготовке экскурсий и лекций, а в процессе изучения музейных предметов позволяет проводить сравнительный анализ. Кроме того, она предоставляет данные, позволяющие выяснить состояние самих фон­дов, целесообразность и направленность их пополне­ния. В фондовой информационной системе нуждаются не только сотрудники музея, но также исследователи других учреждений и представители разнообразных специальностей.

Создание фондовой информационной системы – работа сложная и непрерывная. В последнее десятиле­тие началась ее активная модификация с помощью компьютерных технологий, которые позволяют карди­нально изменить сам процесс подготовки музейной документации. Наличие электронных носителей ин­формации не избавляет музейных специалистов от оформления учетных документов на бумажных носи­телях, поскольку только они имеют юридическую си­лу. Однако автоматизация деятельности фондовых подразделений значительно снижает трудозатраты, уменьшает вероятность ошибок и позволяет оператив­но вносить изменения в подготавливаемые документы.

Особенно широкие возможности компьютериза­ция открывает в области каталогизации музейного со­брания. С ее помощью ведутся картотеки, включаю­щие в себя сколь угодно подробные данные о предме­тах и необходимый справочный аппарат – индексы, ссылки, рубрикаторы. Она позволяет вести поиск ин­формации по различным признакам – автору, инвен­тарному номеру, дате создания, по любой фразе или слову в описании, а получаемые по запросу сведения могут иметь как текстовую, так и графическую форму.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow