Молитва Господня

Уча не говорить лишнего в обращении к Богу, Господь в качестве образца дал молитву «Отче наш» или, как часто её называют – «Молитву Господню». В немногих словах она охватывает все главное-духовное и материальное, в чем нуждается человек:

«Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твоё; да приидет Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твоё есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» (Мф. 6. 9-13).

Обращаясь к Богу словами «Отче наш», мы напоминаем сами себе, что Создатель, как любящий Отец постоянно заботится о нашем благе. Упоминаем о небе для того, чтобы вознести свои мысли от житейской суеты туда, куда должен быть устремлён наш жизненный путь, где наша вечное Отечество. Вознося свои просьбы во множественном числе, мы молимся не только за себя, но за близких нам, и, в какой-то мере, обо всех людях. Этим мы напоминаем себе, что все люди - братья, дети Отца Небесного.

Говоря «Да святится Имя Твое», мы выражаем желание, чтобы Имя Божие почиталось и славилось всеми людьми, чтобы вера в Него распространялась во всем мире. Второе прошение дополняет первое: «Да придёт Царствие Твое».Здесь мы просим Бога, чтобы Он господствовал в наших сердцах, чтобы Его закон руководил нашими мыслями и делами, чтобы Его благодать освящала наши души.

Слова «Да будет Воля Твоя на земле, как на небе» напоминают нам, чтотолько Бог в совершенстве ведает, что нам нужно, что мы должны просить у Него руководства и помощи. В человеческих стремлениях и желаниях много того, что не только не полезно, но и вредно. Амбиции и самолюбие ведут к столкновению с интересами других людей, взаимным обидам и конфликтам.

В первых трёх прошениях Молитвы Господней мы желаем себе самого главного: водворения добра в наших душах и вокруг нас. Последующие прошения переходят к более частным и второстепенным нуждам. К этой категории относится все то, что нам необходимо для физического существования.

«Хлеб наш насущный даждь нам днесь» («насущный» - славянский перевод греческого слова «епиусион» - необходимый). В этом прошении мы просим необходимое - пищу, кров над головой, одежду и все, что необходимо для существования. Не перечисляя все потребности в отдельности, выражаем своё понимание того, что Небесный Отец знает, что нам послать. О завтрашнем дне мы не просим, так как не знаем, что нам потребуется, да и будем ли нуждаться вообще в чем-либо.

Следующее прошение о прощении долгов является единственной просьбой, ограниченной условием: «И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должникам нашим». Понятие «долги» намного шире понятия «грехи», нарушения воли Божией. Творец дал нам жизнь для того, чтобы мы любили не только себя, но и других людей, творили добрые дела, правильно применяли и «умножали» данные нам способности – «таланты».

Когда мы не исполняем своего земного назначения, то, подобно евангельскому ленивому рабу, закапываем свой талант и оказываемся должниками перед Богом. Сознавая это, мы просим Его простить нас. Господь знает нашу слабость и жалеет нас. Он готов нас простить, но при условии: чтобы и мы прощали всех, кто провинился перед нами. Притча о немилосердном должнике (Мф. 18, 24-35) показывает связь между нашим прощением обид и долгов другим людям и получением для себя прощения от Бога.

Вот почему Христос в Нагорной проповеди неоднократно говорит о необходимости прощать других людей: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-15).

«Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты ещё на пути с ним» (Мф. 5, 23-25).

В конце Молитвы Господней мы говорим: «И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». Словом «лукавый» переведено греческое «панирос», означающее «зло», «злого» и применяемое к диаволу - главному источнику зла в мире. Искушения могут исходить от людей, от неблагоприятных жизненных обстоятельств, и, главным образом, от наших страстей. Вот почему в конце молитвы мы признаемся Отцу Небесному в своей духовной слабости, просим Его не допустить нас до греха и защитить нас от козней лукавого.

Молитва Господняя заканчивается словами, выражающими нашу полную веру в то, что Бог не откажет нам просьбе, потому что Он нас любит, и все подчиняется Его всемогущей воле: «Потому что Твое есть Царство, и Сила, и Слава во векив. Аминь». Заключительное слово на еврейском языке означает «истинно», «пусть так будет».

Служение Богу и заботы о земном.

Чрезмерные заботы о земных благах препятствуют служению Богу. Это относится как к стремлению к обогащению, так и к чрезмерным хлопотам об одежде, пище и т.п.:

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6,19-24).

Маммона или мамона - языческое божество, олицетворявшее богатство и земные блага.

«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?

И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?... Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 25-34).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: