О неосуждении ближних

Из ветхозаветной морали мы знаем, сколь вредна для души привычка плохо говорить о других людей, обсуждать и осуждать их. На гибельность её указывает Христос: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоём глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7, 1-5).

Господь строго запрещает осуждать:

Духовное преображение не происходит само собой. Оно требует усилий, направленных на исправление самого себя. Человек, искренне стремящийся жить по-христиански, не может порой не замечать в себе появления недобрых мыслей, греховных побуждений, которые зарождаются в нем как бы сами собой. Преодолевая эти внутренние искушения, он по личному опыту знает, как трудна борьба со своими недостатками. На этом фронте – главная борьба с основным препятствием на пути к спасению – собственной греховностью.

Истинный христианин трезво оценивает себя, видит свою склонность к греху, скорбит о своём несовершенстве и просит у Бога помощи стать лучше. Такое искреннее сознание личного несовершенства мы видим у апостолов. Св. Павел утверждал, что Господь пришёл спасти грешников, среди которых он является первым (1 Тим. 1,15). Апостол Иоанн Богослов писал: «Если мы говорим, что не согрешаем, то обольщаем самих себя, и истины нет в нас» 1 Ион. 1:18). Человек всеми силами заботящийся о своём исправлении, не будет любопытствовать о чужих прегрешениях, тем более находить удовольствие в их обсуждении и осуждении.

Однако, люди, лишь называющие себя христианами, часто бывают очень зоркими на чужие недостатки, с удовольствием разглашая их. Осуждение, считают богословы, - первый признак отсутствия в человеке подлинной духовной жизни. Часто бывает, что грешник берётся поучать других. Господь спрашивает такого человека: «как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучек из глаза твоего», а вот, в твоём глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Матф.7,4-5).

Под «бревном» можно понимать отсутствие в осуждающем человеке духовной чуткости, - его нравственное огрубение. Оно настолько хуже других недостатков, насколько бревно тяжелее сучка.

Апостол Иаков пишет, что право судить принадлежит только Богу. Он - единый Законодатель и Судья. Все же люди, без исключения, будучи грешниками в разной степени, являются Его подсудимыми. Поэтому, человек, осуждающий ближних, присваивает себе права Бога и этим тяжело грешит (Иак. 4,11). И чем строже человек судит других людей, тем строже он будетсудим Богом.

Запрещая осуждать,Господьуказывает, что эта заповедь не означает безразличного отношения к тому, что вокруг человека происходит. Христиане не должны равнодушно наблюдать распространение греховности, прежде всего, своей среде. Грешники не должны иметь одинаковый доступ с праведниками к тому, что свято для христиан: «Не давайте святыни вашей псам и не бросайте бисера вашего пред свиньями». Под свиньями и псами здесь подразумеваются люди, нравственно опустившиеся, способные кощунственно надругаться на тем, что дорого для других. Перед ними не следует раскрывать глубоких истин христианской веры, их не нужно допускать к таинствам Церкви. Иначе они осквернят и осмеют святое. Не следует также делиться с циничными людьми своими сокровенными переживаниями, раскрывать перед ними свою душу, чтобы они, по выражению Спасителя, «не попрали ногами своими» то, что дорого для нас (Мф. 7,6).




double arrow
Сейчас читают про: