1 Некоторые старые издатели предлагают читать «говорю я», полагая сказанное словами не Сократа, а Сенеки.
2 В 54 г. до н. э. Катон провалился на преторских выборах, благодаря подкупу и поддержке Помпея ему был предпочтен один из бессовестнейших цезарианцев – Публий Ватиний, уже известный своими злоупотреблениями в провинциях и в Риме.
3 После битвы при Фарсале в Эпире (6 июня 48 г. до н. в.), где Цезарь разгромил Помпея, тот бежал в Египет и погиб там. Его сторонники сосредоточились в Северной Африке, где им помогал людьми и продовольствием нумидийский царь Юба, однако в апреле 46 г. они были разбиты Цезарем при Тапсе. После этого Катон, Сципион и царь Юба покончили с собой. Еще год спустя Цезарь разгромил в Испании остатки помпеянцев, возглавляемых сыновьями Помпея.
4 Сенека использует формулу «крайнего постановления сената», принимавшегося при Республике в экстренных случаях: «Пусть позаботятся консулы, чтобы республика не понесла урона».
5 Академики – последователи философии Платона, преподававшего в роще героя Ака-дема в Афинах. Древними называли учеников Платона и их ближайших преемников. Оспаривая положение стоиков о совершенной бесчувственности мудреца, Цицерон в «Тускуланских беседах» (V, VI, 12) приводит слова философа-академика Крантора (III в. до н. э.): «Я нимало не согласен с теми, кто восхваляет какую-то бесчувственность, которой не может быть и не должно быть. Я не хотел бы заболеть; а если заболею, то не хотел бы лишиться чувств, даже если бы у меня что-нибудь отсекали или отрывали от тела. Ибо слишком дорогой ценой покупается эта бесчувственность: душа грубеет, а тело цепенеет».
|
|
6 Место это в разных изданиях исправляется по-разному.
7 Плестись перед колесницей триумфатора обязаны были пленные вражеские вожди.
8 Даги – племена на северо-востоке Персидской державы. В некоторых рукописях это слово читается «даки» – т. е. племена, жившие по Нижнему Дунаю.
Письмо LXXII
[1] Чтение других рукописей: «если даже у достигших середины есть свои прилив и отлив, есть опасность скатиться вниз».
Письмо LXXIII
[1] Вергилий. Буколики, I, 6 – 7, 9 – 10. 2 Вергилий. Энеида, IX, 641.
Письмо LXXV
[1] После этих слов в рукописях следуют слова «а того, что лечит», признаваемые позднейшей вставкой.
2 См. письмо LXXI, 4.
3 Слова «однажды овладев душой» в некоторых изданиях отсутствуют.