Неврологическое обследование позволяет выявить возможные нарушения нервной системы органического или функционального характера. Органические нарушения - это следствие перинатального поражения, перенесенных нейроинфекций, черепно-мозговых травм или наследственных причин. К ним могут относиться различные парезы, параличи, нарушения функции черепно-мозговых нервов, нарушения функции сенсорных систем.
Важнейшее значение для выявления указанных нарушений имеет анамнез. Неврологическое обследование проводится по общепринятой методике и включает исследование чувствительной, двигательной сфер, вегетативных функций. При этом уточняется характер, степень поражения и локализация поражения (очаг). При внешнем осмотре можно обнаружить деформации костей черепа, например, по типу микро-или гидроэнцефалии, различные признаки дизонтогенеза или пороки развития, что свидетельствует обычно о внутриутробном поражении, наследственном или врожденном их характере.
В основе функциональных расстройств лежит не результат какого-то патологического процесса (воспалительного, токсического и др.), а дезинтеграция различных мозговых структур. Клиническая картина таких нарушений весьма разнообразна.
Наиболее частое проявление функциональных нарушений - церебрастенический синдром. Для его выявления следует внимательно относиться к жалобам больных и их родителей. Основные симптомы - головные боли различной локализации, обычно усиливающиеся к вечеру, повышенная утомляемость, плохой аппетит, нарушения сна (беспокойный сон, трудность засыпания, сноговорения), раздражительность, плаксивость.
Следует иметь в виду, что церебрастенический синдром может быть двух типов - гипер- и гиподинамический. При первом варианте дети капризны, раздражительны, двигательно расторможены (не могут усидеть на месте, сосредоточиться на выполнении какого-либо задания), а в некоторых случаях наблюдаются аффективные вспышки.
При гиподинамическом типе у детей отмечается вялость, апатичность, пропадает интерес к играм, они замкнуты, быстро устают и в то же время эмоционально лабильны.
При церебрастеническом синдроме снижаются объем памяти, внимание, что в сочетании с повышенной утомляемостью может привести к снижению успеваемости у детей школьного возраста.
В некоторых случаях на первый план выступают невротические или неврозоподобные расстройства в виде навязчивых движений (тиков, тремора), заикания, энуреза.
Церебрастенический синдром часто сопровождается изменениями со стороны вегетативной нервной системы: бледностью кожи, мраморным ее рисунком, гипергидрозом ладоней и стоп. Исследование таких функций как терморегуляция, величина артериального давления следует проводить при наличии соматических заболеваний, способствующих этим изменениям.
При неврологическом осмотре можно обнаружить микросимптоматику: слабо выраженные изменения мышечного тонуса, легкие гиперкинезы и т.д.
Целесообразно проводить дополнительные параклинические обследования детей с церебрастеническим синдромом и другими неврологическими изменениями (регистрацию энцефалограммы, осмотр глазного дна и т.д.).