Неврологическое обследование

Неврологическое обследование позволяет выявить воз­можные нарушения нервной системы органического или функционального характера. Органические на­рушения - это следствие перинатального поражения, пере­несенных нейроинфекций, черепно-мозговых травм или наследственных причин. К ним могут относиться различ­ные парезы, параличи, нарушения функции черепно-моз­говых нервов, нарушения функции сенсорных систем.

Важнейшее значение для выявления указанных нарушений имеет анамнез. Неврологическое обследование про­водится по общепринятой методике и включает иссле­дование чувствительной, двигательной сфер, вегетативных функций. При этом уточ­няется характер, степень поражения и локализация по­ражения (очаг). При внешнем осмотре можно обнаружить деформации костей черепа, например, по типу микро-или гидроэнцефалии, различные признаки дизонтогенеза или пороки развития, что свидетельствует обычно о внут­риутробном поражении, наследственном или врожденном их характере.

В основе функциональных расстройств лежит не резуль­тат какого-то патологического процесса (воспалительного, токсического и др.), а дезинтеграция различных мозговых структур. Клиническая картина таких нарушений весьма разнообразна.

Наиболее частое проявление функциональных наруше­ний - церебрастенический синдром. Для его выявления следует внимательно относиться к жалобам больных и их родителей. Основные симптомы - головные боли различ­ной локализации, обычно усиливающиеся к вечеру, повы­шенная утомляемость, плохой аппетит, нарушения сна (беспокойный сон, трудность засыпания, сноговорения), раздражительность, плаксивость.

Следует иметь в виду, что церебрастенический синдром может быть двух типов - гипер- и гиподинамический. При первом варианте дети капризны, раздражительны, двигательно расторможены (не могут усидеть на месте, сосредо­точиться на выполнении какого-либо задания), а в некото­рых случаях наблюдаются аффективные вспышки.


При гиподинамическом типе у детей отмечается вя­лость, апатичность, пропадает интерес к играм, они зам­кнуты, быстро устают и в то же время эмоционально ла­бильны.

При церебрастеническом синдроме снижаются объем памяти, внимание, что в сочетании с повышенной утомля­емостью может привести к снижению успеваемости у детей школьного возраста.

В некоторых случаях на первый план выступают невро­тические или неврозоподобные расстройства в виде навяз­чивых движений (тиков, тремора), заикания, энуреза.

Церебрастенический синдром часто сопровождается из­менениями со стороны вегетативной нервной системы: бледностью кожи, мрамор­ным ее рисунком, гипергидрозом ладоней и стоп. Иссле­дование таких функций как терморегуляция, величина артериального давления следует проводить при наличии соматических заболеваний, способствующих этим измене­ниям.

При неврологическом осмотре можно обнаружить мик­росимптоматику: слабо выраженные изменения мышечного тонуса, легкие гиперкинезы и т.д.

Целесообразно проводить дополнительные параклинические обследования детей с церебрастеническим синдромом и другими неврологическими изменениями (регистрацию эн­цефалограммы, осмотр глазного дна и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: