Основные методы обследования

Психологическому изучению детей принадлежит веду­щая роль в получении сведений об уровне их умственного развития, личностных и индивидуально-психологических особенностей. Результативность психологического обследо­вания детей и степень обоснованности выводов находят­ся в тесной зависимости от того, насколько используемый комплекс экспериментальных методик адекватен объекту и задачам психологического изучения.

Исчерпывающе полные сведения о психическом разви­тии ребенка могут быть получены лишь в результате все­стороннего обследования его познавательной деятельности.


В связи с этим при проведении психологического обсле­дования ребенка используются следующие основные ме­тоды:

1. Изучение документации с целью сбора анамнестичес­ких данных и получения представления о причинах нарушений в развитии. Основными документами, необходи­мыми для проведения психологического изучения ребен­ка, являются медицинские данные педиатра об общем состоянии ребенка, психиатра с обоснованным меди­цинским диагнозом, отоларинголога, офтальмолога и др. Кроме того, в документацию должна входить педагоги­ческая характеристика ребенка, которую дает то детское учреждение, в котором он находился до поступления в ПМПК.

Метод изучения документации позволяет специалисту-психологу определить, в каких направлениях следует стро­ить дальнейшее обследование ребенка.

2. Беседа. С помощью беседы выясняются особенности психических проявлений ребенка в процессе личного об­щения с его родителями, с лицами из его микросоциально­го окружения, с самим ребенком. Беседа должна прово­диться по специально составленной программе. С ее помо­щью можно выяснить, как ребенок развивался в раннем и дошкольном детстве, каковы его интересы, способности, особенности характера, поведения. Ценные материалы может дать беседа с самим ребен­ком, построенная не на прямых, а на косвенных вопросах. С их помощью определяются особенности и мотивы пове­дения ребенка, его отношение к семье и школе, степень ориентировки в окружающем пространстве, склонности, интересы, отношение к состоянию его собственного здо­ровья. Содержание беседы варьируется в зависимости от возраста ребенка, его индивидуальных особенностей. Бе­седа имеет большое значение для установления контакта с ребенком.

3. Изучение результатов деятельности детей. Анализу подвергается конечный результат деятельности ребенка - детские рисунки, различные поделки, письменные и учеб­ные работы и т.д.

Цель этого метода - сбор фактического материала для изучения особенностей психического развития детей. Ана­лиз результатов детского творчества позволяет судить также о таких качествах ребенка, как воображение, особенности зрительного представления, развитие мелкой моторики рук. В этих результатах отражается отношение детей к действи­тельности, уровень развития их сенсорных, моторных на­выков, патологические проявления.

4. Наблюдение. Психологическое наблюдение позволяет судить о различных проявлениях психики ребенка в усло­виях его естественной деятельности при минимальном вме­шательстве со стороны наблюдающего. Наблюдение долж­но быть целенаправленным, т.е. определяться задачей ис­следования.

В условиях ПМПК наиболее ценные результаты могут быть получены с помощью метода наблюдения при работе в диагностических и коррекционных группах. Данный вид наблюдений совмещает изучение ребенка с его обучением и воспитанием, т. е. носит актив­ный характер. Ценность метода состоит в том, что исследователь в те­чение относительно короткого промежутка времени, созда­вая в диагностических и коррекционных группах особые условия для наблюдения ребенка, может изучить особенности и воз­можности развития ребенка.

Результаты наблюдения за ребенком в различных ви­дах его деятельности должны фиксироваться в протоколе (дневнике) и затем в кратком виде заноситься в карту психологического исследования. Важное значение для оценки результатов имеют точность, тщательность и не­предвзятость при фиксировании результатов наблюдения. Регистрация наблюдений может осуществляться с помо­щью магнитофонной записи, фото- и киносъемки. Наиболее важными видами наблюдения являются наблюдения за игрой ребенка, по­ведением, общением и состоянием работоспособности. Большую роль играет наблюдение и в изучении личности ребенка.

5. Метод эксперимента предполагает сбор фактического материала в специально смоделированных условиях, обес­печивающих активное проявление изучаемых явлений. Ме­тод может быть применен при изучении различных про­явлений деятельности ребенка и выявлении особенностей развития его личности.

Общими требованиями к проведению психологического эксперимента являются: доступность заданий для ребенка данного возраста, обеспечение адекватности понимания то­го, что он должен сделать, моделируемую ситуацию необ­ходимо представить в виде игрового или учебного задания с понятной ребенку мотивировкой. Эксперимент проводится после того, как изучены анам­нестические и медицинские данные, проведены беседа и наблюдение за ребенком. Это позволяет исследователю ста­вить конкретные задачи и в соответствии с этим выбирать те или иные методики исследования.

Проведение эксперимента осуществляется поэтапно. Вначале следует установить контакт с ребенком, получить его согласие на выполнение задания. При негативной ре­акции ребенка эксперимент не проводится. Отказ ребенка выполнять задание может быть связан с ситуацией экспе­римента, но может быть и показателем нарушений эмо­ционально-волевой сферы ребенка. Если ребенок согласен выполнять задание, ему предлагается инструкция, по кото­рой он должен действовать. Инструкция может быть дана в различных формах - вербальной и невербальной. Она должна быть достаточно простой, так как правильное по­нимание задания определяет ход эксперимента. При необ­ходимости можно дать инструкцию в наглядно-действен­ной форме или с помощью жестов.

Процесс выполнения задания фиксируется в протоко­лах, которые прилагаются в каждой из методик. Задание выполняется под наблюдением психолога, и при необходи­мости ребенку оказывается помощь, которая также фикси­руется в протоколе. Результаты оцениваются количественно и качественно.

Количественная оценка осуществляется путем подсчета баллов, установленных за выполнение каждого задания, и времени, затраченного на выполнение. Качественный анализ позволяет оценить тактику деятельности испытуемого, способы действий, степень самостоятельности выполнения; задания, обучаемости, факторы, влияющие на характер ра­боты, полноту и глубину понимания смысла задания, учет влияния побочных раздражителей на результат работы, утомляемость и т. д. Протокол исследования с датой его проведения и названием методики хранится в личном деле ребенка. Основные его результаты заносятся в карту психологического изучения данного ребенка.

6. Тестирование. Для сравнительной оценки уровней развития каких-либо психических проявлений, возможнос­тей, способностей умственного развития человека применяются разнообразные тесты. Выделяют тесты-опросники,| применяемые с целью изучения позиций, мнений, установок, мотивации личности. Другой разновидностью явля­ются тесты-задания, включающие целый ряд специальных заданий. Результаты и особенности процесса выполне­ния предложенных заданий дают основание для заключения о каких-либо психологических качествах конкретного человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: