1. Индивидуальные:
· беседа;
· собеседование;
· сеансы психоаналитика, гештальт-терапии, гипноза.
2. Групповые:
· групповая дискуссия;
· интеракционно-коммуникативные методы (психодрама, гештальт-техника и т.д.);
· имитационно-игровые методы (сюжетно-ролевые игры, деловые игры, игротерапия, сказкотерапия и др.);
· невербальные методы психокоррекции с элементами:
· арттерапии, хореографии, пантомимы;
· методы групповой поведенческой психокоррекции (тренинг формирования навыков и умений поведения в группе);
· суггестивные методы (сеансы групповой релаксации).
Использование тех или иных методов и техник психокоррекции должно быть строго дифференцировано в зависимости от индивидуально-личностных свойств и качеств исследуемого и строго в рамках профессиональной компетенции психолога.
Работа с семьей
Изучение ребенка в ПМПК не ограничивается накоплением объективных данных о нем. Эти данные используются для рекомендаций психологам, педагогам, воспитателям, родителям по коррекции выявленных нарушений в развитии ребенка. Контакты психологов и педагогов с семьей имеют решающее значение в общем успехе по преодолению нарушений развития ребенка. Следует отметить основные условия, которые выступают залогом такого успеха, хотя нужно иметь в виду, что этот перечень условий не может быть сведен к какому-то неизменному или стандартному набору и в каждом конкретном случае может видоизменяться.
|
|
К числу важнейших условий, определяющих успешное сотрудничество работников ПМПК и семьи, относятся:
Þ умение психолога и педагога построить доверительные отношения с родителями ребенка, с его семьей;
Þ умение работников ПМПК склонить родителей к осознанному принятию целей и задач консультирования и коррекции нарушений в психическом развитии ребенка;
Þ умение проводить с семьей работу, предупреждающую формирование у родителей неверных представлений (наличие у родителей неоправданных ожиданий и неполучение зримого успеха могут парализовать усилия и работников ПМПК, и родителей);
Þ в целях укрепления веры родителей в успех коррекционных мероприятий больше обращать внимание на позитивные изменения в развитии ребенка, избегая фиксирования на имеющихся нарушениях;
Þ использование семейной психотерапии, создание тренинговых групп для родителей.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ