1. Начинается обследование с установления цели посещения ПМПК (социально-педагогические проблемы, трудности в обучении, в общении, поведении, проблемы со здоровьем и др.) и знакомства с документами (акт обследования жилищно-бытовых условий семьи, документы о заболеваниях ребенка, характеристики из детских учреждений, табель успеваемости по предметам и пропускам занятий и др.).
2. Устанавливаются анкетные данные ребенка (фамилия, имя, отчество, год и дата рождения, домашний адрес и телефон):
Þ название детского учреждения, класс, результаты учебы, взаимодействие семьи и школы, помощь родителей ребенку в учебе, интересы ребенка, помощь родителям, имеет ли ребенок какие-либо поручения, посещает ли кружки, любимые занятия ребенка, социально-педагогическая запущенность, личностные особенности ребенка, черты его характера, склонности и привычки, причины неблагополучия, положительные и отрицательные моменты, как адаптируется и контактирует, поведение дома, в школе, на улице; как неблагополучие отражается на поведении и успеваемости.
3. Выясняются социальные проблемы (характеристика жилищно-бытовых и материальных условий семьи, санитарное состояние условий проживания ребенка):
Þ жилищные проблемы (отдельная квартира, комната в коммунальной квартире, общежитие, социальная гостиница); социальное положение и среда, в которой воспитывается ребенок, наличие соседей и взаимоотношения с ними, возникновение проблем и их разрешение, социально-правовая помощь и защита прав несовершеннолетних;
Þ необходимость материальной помощи (задержка зарплаты, пенсий, пособий, родители безработные);
Þ необходимость психологической помощи (несовместимость с родителями, сверстниками, взаимоотношения в семье, отношение к подростку, приемы воспитания (физические наказания, ласка, задаривание, окрик, оскорбление и т.д.).
4. Изучается семья (состав семьи, полная, неполная, многодетная, наличие братьев и сестер, кто занимается воспитанием, отсутствие родителей, дети отобраны по суду, опекаемые, усыновленные, инвалиды, осуждены, находятся в розыске, ведущие аморальный образ жизни):
Þ фамилия, имя, отчество матери, отца, опекуна, усыновителя, фактического воспитателя, приемных родителей; связь семьи с образовательным учреждением; ответственное отношение родителей к детям;
Þ место работы родителей, их зарплата, пенсии, пособия и другие доходы семьи.
5. Осуществляется обследование семьи на дому (при необходимости).
6. Составляется заключение (впечатление о ребенке, принятие мер по социально-педагогической защите, оказание помощи детям, попавшим в кризисные ситуации, помощь в трудоустройстве, помощь специалистов, защита права на образование, сохранение и укрепление здоровья, право на отдых, развитие, педагогическое влияние на поведение ребенка и его деятельность).
7. Проводится консультация и формулируются рекомендации родителям и ребенку.