Дифференциация задач

Специалисты разных профилей вносят свою лепту в диагностику психического развития ребенка. Особенностью современного этапа развития ПМПК является изменение «веса» каждого из специальных обследований (медицинских, психологических, педагогических) в сторону качественной уникальности. До последнего времени считалось, что последнее слово принадлежит врачу, особенно в вопросах диагностики. На сегодня очевидно, что диагностика многоаспектна и в каждом конкретном случае на первый план выступает свой диагностический аспект.

Клиническая (медицинская) диагностика идет преимущественно по пути нозологического или синдромологического анализа. И в определенных случаях действительно является ведущей по сравнению с другими видами диагностики. Известно, что выявление некоторых синдромов или нозологических единиц дает целостную картину динамики развития, то есть определяет прогноз развития при тех или иных условиях жизни, лечения, обучения, воспитания и т.д.

Однако в практике ПМПК существует немало клинически недостаточно дифференцированных случаев, когда даже выявленный синдром не дает «ключей» к пониманию механизмов нарушений в развитии или требует преимущественно психолого-педагогического или социального сопровождения ребенка. В таких случаях на первый план могут выдвигаться задачи психологической или педагогической диагностики.

Психологическая диагностика - это преимущественно онтогенетическая диагностика развития. В отличие от врача, психолог ориентирован не на логику болезненных процессов (патологических или пограничных), а на логику нормального развития на разных возрастных этапах. Психолог делает акцент не на том, чего «не хватает», а на том, что сохранно и что можно восполнить за счет имеющихся резервов до индивидуализированной, но все-таки - нормы. Кроме того, психолог диагностирует движущие силы развития и их специфику для конкретного ребенка, включая интересы, способности, формирующуюся направленность личности и т.п.

Педагогическая диагностика - это преимущественно диагностика обученности и обучаемости разнообразным социальным знаниям, умениям и навыкам, как житейского, так и академического порядка. Правильнее было бы сказать, что это — диагностика образованности, куда помимо обученности и обучаемости включены воспитанность, воспитуемость, педагогические аспекты социализации, адаптации, интеграции в социум.

При разработке рекомендаций каждый специалист ориентируется на те аспекты сопровождения ребенка (лечения, обучения, воспитания, психологической и социальной помощи и поддержки), которые отражают соответствующее направление профессиональной диагностики в рамках цели и задач конкретного специалиста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: