Нейропсихологическое обследование

Для дифференциальной диагностики детей важное зна­чение имеет оценка состояния высших психических функций путем применения комплекса нейропсихологических методик, предложенных А.Р. Лурия (1962) для исследования аномальных детей. Их использование представляется весьма важным, потому, что оно сближает психологический и клинический аспекты диагностического обследования, дополняет неврологическое исследование и в ряде случаев имеет перед ним преимущества, не только выявляя тонкие отклонения высших психических функций, но и достаточно точно локализуя их в определенных отделах правого или левого полушария.

Для оценки особенностей высших психических функций в схему обследования включены тесты на определение доминантности полушарий, особенностей произвольных дви­жений и действий (простая двигательная реакция выбора, выполнение двигательных программ) и др.

Одним из характерных нарушений является снижение мнестической деятельности, причем как способности запечатления, так и воспроизведения. Поэтому необходи­мо обследовать состояние памяти (зрительной, слухоречевой, произвольной и непроизвольной), особенности понимания смысла сюжетных картинок, коротких рас­сказов.

Во всех заданиях проводится качественная оценка дея­тельности, позволяющая судить о роли различных корковых структур (лобных, нижнетеменных, височных, моторных и затылочных) левого и правого полушарий в организации той или иной психической функции. При нарушении програм­мы учитывается характер ошибок (упрощение программы, зеркальность, скорость выполнения, эхолалии), количество предъявлений, необходимых для правильного воспроизведения текста, а также адекват­ность реакции ребенка и его внимание к выполнению зада­ния. При оценке памяти анализируются «кривые заучива­ния» слов, структура процесса запоминания отдельных слов и короткого рассказа.

Таким образом, нейропсихологический анализ высших психических функций у детей позволяет не только выявить структуру изменений этих функций и нарушение различ­ных отделов мозга, но и при отборе детей в различные виды школ или классы, дифференцировать их по группам, а также с учетом этих критериев выбрать индивидуальный подход для психолого-педагогической коррекции, что увели­чит эффективность их обучения.

Оториноларингологическое обследование


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: