Классификация машин

В зависимости от функционального назначения все машины классифицируют по роду, классу, виду, типу и типоразмерам.

1. Род машин — это совокупность машин, применяемых в той или иной отрасли производства, которые характеризуются общ­ностью выполняемых функций, технологических процессов и тех­нических принципов их действия, а также общностью особеннос­тей производственного процесса в котором эти машины исполь­зуются (сельскохозяйственные, автотранспортные машины, метал­лообрабатывающие станки, энергетические установки, и т.п.).

2. Класс машин — это машины определенного рода, отличаю­щиеся характером выполняемой работы и предназначенных для выполнения специальных работ в определенной области произ­водства. Класс машин характеризуется общностью более узкого эксплуатационного назначения, чем род машин, и сходством от­дельных показателей производственного процесса. Например, классом сельскохозяйственных машин являются почвообраба­тывающие или зерноуборочные машины. Отдельным классом считаются испытательные машины для определения механичес­ких характеристик материалов или изделий (деталей, узлов, кон­струкций или машин в целом).

3. Группа машин — это часть машин данного класса, предна­значенная для выполнения определенных специфических работ от­расли.

4. Вид машин, входящих в определенную группу, и отличают некоторые технические признаки. Например, можно выделить пропашные, тяжелые промышленные и др. виды тракторов.

5. Разновидность машин — это есть определенного вида маши­ны, характеризуемые общностью непосредственного эксплуатаци­онного назначения, особенностью конструкций и существенным сходством всех основных стадий производственного процесса их работы. Примером разновидности обрабатывающих машин являются станки.

6. Тип машины — машины определенного вида или группы. Однотипные машины обычно взаимозаменяемы, так как облада­ют одинаковыми особенностями конструкции.

7. Типоразмеры машины — это машины определенного типа, отличающиеся параметрами некоторых технических характери­стик.

Классификация машин по вышеперечисленным признакам является основой для анализа отраслевой дифференциации, а так­же для оценки уровня предметной (по готовым машинам) и тех­нологической специализации производств.

Для организации и эффективного управления производством, а также для сбыта и приобретения машин, большое значение имеет классификация машин по их техническим признакам или прин­ципам действия, зависящим от источника потребляемой для ра­боты энергии и от конструкции машин. Многие машины незави­симо от их назначения объединены общими физико-технически­ми принципами, лежащими в основе их конструкции и действий. Это, например, машины, построенные на использовании законов оптики (оптико-механические изделия), электрической энергии (электрогенераторы и электрические двигатели), энергии движе­ния воды (гидромашины), атомной энергии (атомные энергети­ческие установки)и т. п.

В зависимости от характера работы, для которой предназначе­ны машины, их разделяют на следующие классы.

1. Машины-орудия или станки, которые служат для измене­ния формы, размеров и физического состояния тел (токарные, фрезерные, сверлильные или строгальные станки, ткацкие или швейные машины и т, п.).

2. Машины-двигатели часто называемые моторами, вырабатывают механическую энергию путем преобразования какого-либо иного вида природной энергии (электромотор, паровая машрина, двигатель внутреннего сгорания, турбина и т. п.).

3. Транспортирующие машины перемещают физические тела, используя энергию, получаемую от двигателя (автомобиль, самолет, лифт, мостовой кран, вентилятор, насос и др.).

4. Машины-генераторы вырабатывают необходимый вид энер­гии путем преобразования механической энергии, соединенного с генератором двигателя (генераторы электрической энергии, ком­прессоры, холодильные машины и т. п.).

Различают простые и сложные машины. Простые машины выполняют работу непосредственно, исполь­зуя природную энергию, т. е. не видоизменяя ее. Это, например, ветряные и водяные мельницы, аэростаты и некоторые другие машины. Современные машины обычно являются сложными, так как они состоят из сочетания, например, машины-двигателя (мотора), преобразующего и передающего движение механизма (трансмис­сии) и орудия труда (исполнительного органа), которым произво­дится работа.

Существует множество сложных составных машин. Объеди­нение машины-двигателя с машиной-потребителем механичес­кой энергии называют машинным агрегатом.

Машины технологического назначения, в которых необходи­мые операции выполняются самостоятельно, а контроль и уп­равление технологическим процессом осуществляет человек, на­зывают полуавтоматами. Автоматами называют машины, ме­ханизмы которых выполняют межоперационный контроль па­раметров технологического процесса. Автомат может реагиро­вать на отклонения работы машины от нормы и соответственно корректирует режим ее работы, а также, если необходимо, оста­навливает машину. Комплексы машин с подобными автомати­ческими свойствами называются автоматическими поточны­ми линиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: