Экономическое и социальное значение машин

Термином экономика обозначают практическую (реальную) эко­номику и экономическую науку. Практическая экономика — это совокупность видов хозяйст­венной деятельности людей по производству, распределению и по­треблению товаров и услуг.

Экономика как наука, изучающая реальную экономику, анали­зирует и определяет, какими способами общество при ограниченно­сти ресурсов производит, распределяет и потребляет товарную про­дукцию.

Для того, чтобы охарактеризовать экономическое значение ма­шин, мы должны рассмотреть роль, основные функции машин в практической (реальной) экономике.

Машины как искусственные средства производства товаров и услуг, создаваемые для облегчения или замены человеческого тру­да силами природы значительно влияют на все процессы, как в сфере производства, так и в двух других сферах экономики.

Машина— продукт про­мышленного производства. Ф. Энгельс, рассматривая стоимостное соотношение затрат на развитие науки и результатов от ее материального воплощения в виде машин, отмечал, что «работа в об­ласти науки окупается также и материально... только один такой плод науки, как паровая машина Дж. Уатта, принес миру за первые пятьдесят лет своего существования больше, чем мир с самого начала затратил на развитие науки». Паровая машина Дж. Уат­та именно благодаря большой экономичности, получила в конце XVIII в. широкое распространение и сыграла большую роль в пе­реходе к машинному способу производства в основных отраслях хозяйственной деятельности людей. Появление электрических машин тоже имело не меньшее экономическое значение. Перечис­ление высокоэффективных машин можно было бы продолжить. Но нет сомнений в том, что машины действительно на много уве­личивают мощность и производительность труда людей.

Первоначально машины делали вручную, поэтому их изготовле­ние обходилось очень дорого. Кроме того, машин было мало и бы­ли они маломощны и недолговечны. Эти проблемы в основном были решены с развитием машиностроения и металлургической промышленности.

Необходимость в новых видах энергии для производства и экс­плуатации машин послужила стимулом в поиске и переработ­ке нефти в более эффективные виды горючего (керосин, бензин). Потребности машиностроения и других отраслей привели к ус­коренному развитию промышленного производства электричес­кой энергии и электрических машин. Поэтому в цикле общей технической подготовки специалистов для любого производства преимущественное внимание уделяют машиноведению и вопро­сам организации машиностроения.

Экономическая эффективность машин зависит от их произво­дительности, а также от стоимости и затрат при эксплуатации. Основным показателем производительности, например, машины-двигателя является выходная мощность, т. е. количество механи­ческой работы, которую выполняет машина за единицу времени. Для машин, преобразующих энергию, единицей продукции яв­ляется удельная энергия, вырабатываемая машиной, напри­мер, за один час. Для транспортных машин единицей измерения их работы является тонно-километр.

Ниже приведены основные требования, которым должна, по воз­можности, удовлетворять любая машина.

1. Стоимость машины не должна быть высокой, это обычно достигается простотой конструкции, технологичностью изготов­ления и уменьшением материалоемкости машин.

2. Машина должна быть достаточно мощной и высокопроиз­водительной (быстродействующей), что усложняет ее конструк­цию и повышает стоимость.

3. Машина должна быть прочной и долговечной.

4. Коэффициент полезного действия (КПД) машин должен быть по возможности высоким, что зависит от принципа действия, уст­ройства и потребляемой энергии, составляющих сущность машин. При этом большое влияние на КПД имеет точность (качество) изготовления различных деталей и частей, а также уменьшение трения в машине.

5. Машина должна работать в полуавтоматическом или авто­матическом режимах для сокращения труда людей при ее экс­плуатации. Однако это требование усложняет ее, что приво­дит к снижению надежности работы и повышению стоимости.

6. Расход материалов при работе машины должен быть мини­мальным.

7. Безотказность и безаварийность, а также ремонтопригод­ность, - это тоже требования, снижающие затраты при производ­стве единицы продукции за заданное (короткое) время и за га­рантированный (или весь) срок службы машины.

Очевидно, что выполнение одних требований ухудшает другие экономические характеристики машин. Поэтому вопрос о каче­стве и выборе машины для производства определенных работ решается методом определения общего показателя себестоимос­ти единицы производимого машиной продукта. Та машина луч­ше, единица продукта которой стоит меньше, а работает она быст­ро, долго и безопасно.

Существуют и другие требования к машинам. Например, тре­бования экологичности, безопасности и др. тоже имеют эконо­мический аспект. Все это в совокупности делает машину одним из основных объектов изучения не только машиноведения, но и со­ответствующих разделов экономической науки, а также практи­ки организации производств.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: