Сущность машин

Машины в производстве и во многих других сферах практи­ческой деятельности людей — основная движущая сила (в пря­мом смысле данного суждения). Они по справедливости призна­ны не только базовыми элементами любого производства и эко­номики в целом, но и основной частью материальной культуры общества.

Машины были, есть и будут важнейшей целью, главным при­знаком и мерилом цивилизации, а также источником и вопло­щением прогресса сообщества людей. Поэтому знания о маши­нах не только интересны, но и необходимы широкому кругу спе­циалистов. Так, например, инженеры (конструкторы и техноло­ги) изучают машины преимущественно с технической стороны. Для них первостепенное значение имеют принцип действия, уст­ройство, кинематика и динамика деталей, механизмов и машин в целом, сами детали машин, технологии материалов и процессов машиностроения и т. д.

Машины выполняют определенную социальную функцию, и это углубленно изучают социологи. Влияние машин на среду обитания, здоровье людей, на формирование мировоззрения и психологию изучают соответствующие специалисты.

В области макроэкономики машины рассматриваются как эле­менты средств производства. В области микроэкономики пред­приятий и в конкретной экономике производства товаров и услуг машины уже рассматриваются подробнее и как вполне опреде­ленные источники экономических эффектов. Поэтому здесь тре­буется более детальное рассмотрение и изучение производствен­ных возможностей и функций машин, их сущности, работоспо­собности, производительности, себестоимости, цены и т. д.

Известно, что все экономисты производственной и коммерчес­кой деятельности, в частности инженеры-экономисты, а также эко­номисты-менеджеры по роду своей профессиональной деятельнос­ти находятся на границе между чисто техническим миром и коммерческой областью. Граница эта не является четкой. Она скорее представляется в виде достаточно широкой полосы, которая уг­лубляется то в область техники и технологии, то далеко ухо­дит в область коммерческой и иной экономической деятельнос­ти, Специалистам, работающим в сфере производства товаров и услуг, необходимо взаимодействовать (чаще опосредованно) о главной движущей силой и основными средствами производ­стве — машинами. Незнание или недостаточное знание основ экономических наук может зачастую приводить к грубейшим ошиб­кам и в экономике. Поэтому всем специалистам, особенно организаторам и руководителям производств, необходимо хорошо ориен­тироваться в достижениях, в существующих проблемах и мето­дах принятия оптимальных технико-экономических, управленчес­ких и других решений на стадиях проектирования и конструиро­вания, изготовления, реализации (продажи и купли), а также эксплуатации машин.

На Руси этот термин появился в петровские времена вместе с водоподъемной паровой машиной, в которой пар своим давле­нием действовал непосредственно на поверхность откачиваемой воды, заставляя ее подниматься вверх по вертикальной трубе. Эта машина, приобретенная в Англии, была установлена в Лет­нем саду в Санкт-Петербурге.

Известно, например, что в 1823 г. в книге «Записки о приложе­нии начал механики к исчислению действия некоторых машин, наиболее употребительных» русский профессор Петербургского университета, академик Д. С. Чижов писал, что «машина есть со­вокупление движимых частей, из которых одни принимают дей­ствие движителя, другие же, изменив скорость и направление оно­го, передают тем частям, которые должны производить полезное действие, т. е. действие, для которого машина устроена».

Первоначально латинское слово machina обозначало устрой­ство для ведения войн, недаром древнегреческий корень махэ пе­реводится как борьба, битва, сражение. Чтобы понять и сформу­лировать основное содержание изучаемого объекта, т. е. чтобы дать определение сущности, например, машин, необходимо, следуя за­конам логики, вначале указать наиболее общий признак (род) определяемого, а затем перечислить его основные и тоже общие отличительные (видовые) особенности.

Итак, машина — это действительно нечто искусственное, мате­риальное, т. е. сделанное людьми, называется изделием. Следова­тельно, любая машина есть изделие, но очевидно, что не всякое изделие есть машина.

Любая машина относится к области техники и поэтому явля­ется техническим изделием.

Активная преобразующая функция заложена в машину изна­чально: выполнение работ, облегчающих или заменяющих труд человека, что является одним из основных факторов, характеризующих машину как активного участника (наряду с человеком) производственных и других процессов жизнедеятельности людей.

Уникальное свойство машины преобразовывать скрытую по­тенциальную или действующую, но бесполезную, энергию в по­лезную энергию или работу — основная специфическая особен­ность машины в отличие от механизма или инструмента. Напри­мер, в производственных аппаратах (сепараторы, автоклавы и др.) происходит работа по преобразованию веществ с поглощением или выделением тепловой энергии. В аппаратах физико-химической переработки нефти получают такие материалы как бен-ВНН, лигроин, керосин, газойль, мазут, смазочные масла и далее пластмассы, каучук, резину и т. д. Преобразующая работа в аппа­ратах происходит как бы «сама собой», в результате созданных условий для осуществления рабочего процесса — реакции разде­ления нефти на составляющие фракции. Основное свойство ма­шин исполнять (осуществлять, выполнять) работу закрепилось в образном выражении известного французского ученого С. Кар-но: «Машина — это работник из железа и стали».

Итак, по результатам выполненного анализа сущности машин можно сделать следующий вывод.

Машина — это техническое изделие, работа которого по­средством преобразования вещества, энергии, силы, движения и информации частично или почти полностью заменяет, облег­чает и приумножает физический и умственный труд человека.

Заметим, однако, что данное нами определение общего поня­тия о машине может быть улучшено и не исключает собой дру­гих более частных определений, касающихся отдельных видов машин, например, энергетических, транспортных, сельскохозяй­ственных, военных и др. В литературе существуют также опреде­ления понятия машины, данные с позиций анализа кинематики ее деталей, узлов и машины в целом, а также с точки зрения осо­бенностей устройств машин и т. п. Но эти частные определения машин нужны при изучении специальных вопросов, отдельных частей, разделов и проблем науки о машинах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: