Агамы традиции шветамбаров

Анга-агамы:

Анга-агамы – древнейшие священные писания, формирующие основу джайнского Канона.

(Далее первое название приводится на санскрите, а второе – на ардхамагадхи.)

1. Ачаранга-сутра (Айяранга):

Эта агама, древнейшая с филологической точки зрения, рассматривает кодекс монашеской дисциплины, а также описывает аскезы тиртханкары Махавиры.

2. Сутракританга (Суйядганга):

Эта агама рассматривает такие вопросы, как ненасилие и джайнская метафизика, а также опровергает теории конкурировавших с джайнизмом школ: криявады, акриявады, аджнянавады и винаявады.

3. Стханага-сутра (Тхананга):

Эта агама даёт определения и классифицирует основы джайнской метафизики.

4. Самавайянга-сутра:

Эта агама также определяет и классифицирует основы джайнской религии, но с иной, чем предыдущая, точки зрения.

5. Бхагавати-сутра, или Вьякхья-праджняпти (Вийях-панняти):

Это – самая большая из всех джайнских агам. В ней в форме диспута представлены 36000 вопросов и ответов на такие темы, как душа, материя и т.п.

6. Джнята-дхарма-катханга-сутра (Найядхаммакахао):

Эта агама разъясняет основные принципы джайнизма с помощью примеров и историй. Данный текст весьма полезен в плане понимания стиля проповедей Махавиры.

7. Упасакадашанга-сутра (Увасагдасао):

Эта агама, рассматривающая кодекс поведения мирян (шраваков), очень полезна для понимания образа жизни обычных последователей джайнской религии (шравака дхарма).

8. Антакриддашанга-сутра (Анатагаддасао):

Эта агама рассказывает, как десять святых достигли освобождения, разрушив свою карму.

9. Ануттаропапатика-дашанга-сутра (Ануттароввайядасао):

Эта агама рассказывает о десяти монахах, переродившихся на высочайшем из небесных планов, известном как рай Ануттара.

10. Прашнавьякарана-сутра (Панхавагарнай):

Эта агама описывает пять великих обетов (махаврата) и пять наихудших грехов.

11. Випака-сутра (Вивагсуйям):

Эта агама на примерах рассматривает плоды благой и дурной кармы.

12. Дриштивада-сутра:

Двенадцатая агама считается утерянной всеми джайнскими сектами. Однако из тех ссылок на неё, которые обнаруживаются в прочих сутрах, можно сделать вывод, что она была наиболее объёмистой из всех агам. Она содержала пять глав:

1) Парикарма; 2) Сутра; 3) Пурвагата; 4) Пратхамануйога и 5) Чулика.

В третью главу входили 14 Пурв, содержавших бесценные сокровища джайнского знания на все возможные темы. Некоторые учёные считают, что словом «Пурва» было названо то учение, которое существовало до прихода тиртханкары Махавиры.

Упанга-агамы:

Писания, связанные с агамами, и детально разъясняющие их содержание, называются Упанга-агамами.

1. Аупапатика-сутра (Овавайя):

Эта агама описывает визит царя Коники к Махавире, а также объясняет, как человек в следующий раз может переродиться на небесах.

2. Раджапрашния-сутра (Раяпасения):

Эта агама посвящена истории монаха Кеши, который был ганадхарой тиртханкары Паршванатхи. Он рассеял все сомнения царя Прадеши относительно бытия и качеств души и обратил его в джайнизм. После своей смерти на земле царь переродился небожителем и, представ перед Махавирой, воздал ему неописуемые почести. Тридцать три эпизода, описанные в этой сутре проливают свет на драматическое искусство древней Индии.

3. Дживабхигама-сутра:

Эта агама описывает структуру вселенной и приводит характеристики всех населяющих её живых существ. Она служила важным источником информации по биологии.

4. Праджняпана-сутра (Паннавана):

Эта агама описывает форму и атрибуты различных душ с различных точек зрения.

5. Сурья-праджняпти-сутра (Сурья-панняти):

Эта агама описывает Солнце, планеты, и рассматривает ряд математических вопросов, связанных с их движением.

6. Чандра-праджняпти-сутра:

Эта агама описывает луну, планеты, и, подобно предыдущей, рассматривает ряд математических вопросов, связанных с их движением. Обе эти упанги крайне важны для понимания древней астрологии.

7. Джамбудвипа-праджняпти-сутра:

Эта агама посвящена описанию Джамбудвипы – большого острова, который, согласно древней джайнской географии, расположен посередине мирового океана. Кроме того, в ней содержится информация о древних царях.

8. Нираявалика-сутра:

Эта агама посвящена истории десяти принцев. Все они в союзе с царём Коникой вели войну против вайшальского царя Четаки, приходившегося им неполнородным братом. Повествование заканчивается тем, что все десять, погибнув в бою, идут в ад.

9.. Кальпаватансика-сутра (Каппавадамсиао):

Эта агама описывает жизнь детей царя Коники. Оказавшись неспособными победить царя Четаку, они отвергли мирскую жизнь и приняли монашество и, после смерти на земле, переродились на небесах.

10. Пушпика-сутра (Пушпиао):

Эта агама посвящена описанию прошлых жизней ряда небесных богов, оказавших почтение Махавире.

11. Пушпачулика-сутра:

Содержание этой агамы подобно предыдущей.

12. Вришнидаша-сутра (Винхидасао):

Эта агама рассказывает, как тиртханкара Неминатха обратил в джайнскую веру десять царей области Вришни.

Ччхеда-сутры:

Ччхеда-сутры предназначены исключительно для монахов. Они содержат кодекс монашеской дисциплины, включая наказания за проступки, а также объясняют способы исправления ошибок.

1. Нишитха-сутра (Нисиха):

Эта агама объясняет процедуру покаяния (праяшчитта) монахов и монахинь за содеянные проступки.

2. Брихаткальпа-сутра:

Эта агама объясняет, какой из десяти видов покаяния приемлем в каждом конкретном случае, а также даёт определение правильного поведения монахов и монахинь.

3. Вьявахара-сутра:

Эта агама подробно описывает методы исповеди, предназначенные для монахов и монахинь: в частности, указывается, какими характеристиками должен обладать монах, принимающий исповедь, и какими чувствами она должна сопровождаться. Кроме того, как и в предыдущем случае, сутра описывает, какой вид покаяния приемлем в каждом конкретном случае и содержит ряд указаний относительно границ аскетического образа жизни.

4. Дашашрутаскандха-сутра (или Ачарадаша-сутра):

Эта сутра включает десять глав. Их содержание следующее:

1: 20 мест асамадхи.

2:.21 проступок, ослабляющий практику правильного поведения.

3. 33 ашатаны учителя.

4: 8 сампад ачарьи и их виды.

5: 10 мест читта-самадхи.

6:11 пратим мирянина.

7: пратимы аскетов.

8: Кальпа-сутра (читается во время Парьюшаны).

9: 30 аспектов связывания кармой, вводящей в заблуждение.

10: 9 нидан.

5. Панчакальпа-сутра*:

Эта сутра описывает ежедневные ритуалы монахов и монахинь. В настоящее время доступны лишь отдельные её фрагменты. Однако два комментария на неё сохранились полностью.

6. Маханишитха-сутра:

Эта агама объясняет процесс исповеди и покаяния. В частности, указывается, какое страдание придётся испытать тому, кто нарушит четвёртый обет (безбрачия). Также приводятся примеры благого и дурного поведения монахов.

Мула-сутры:

Писания, изучаемые монахами на ранних этапах их аскетической жизни, известны как Мула-сутры.

1. Авашьяка-сутра:

Разного рода ритуалы и практики, выполнение которых обязательно для всех верующих, называются «авашьяка»[12]. Именно этому предмету и посвящена данная агама. Эти шесть обязанностей таковы: самайика[13]; чатурвимшатистава[14]; ванданака[15]; пратикрамана[16]; кайотсарга[17] и пратьякхьяна[18].

2. Дашавайкалика-сутра:

Эта агама в лаконичной форме описывает и объясняет монашескую дисциплину.

3. Уттарадхьяяна-сутра:

Эта агама занимает в джайнизме примерно такое же место, как Дхаммапада в буддизме или Бхагавад-гита в индуизме. Она содержит проповеди, касающиеся различных религиозных принципов и практик, а также множество историй, диалогов и примеров, иллюстрирующих их.

4. Огха-нирукти или Пинда-нирукти-сутра*:

Эта предназначенная для монахов агама объясняет ряд правил и процедур, связанных с путешествиями, выбором мест остановки, сбором подаяния и т.п.

Чулика-сутры:

К группе Чулика-сутр относятся тексты, расширяющие и детализирующие содержание Анга-агам.

1. Нанди-сутра:

Эта агама приводит детальные характеристики тиртханкаров, ганадхаров и пяти видов знания: мати-джняна[19], шрута-джняна[20], авадхи-джняна[21] и кевала-джняна.

2. Ануйогадвара-сутра:

Эта агама посвящена правилам проповедования.

Пракирна-агамы:

Тексты, рассматривающие ряд независимых друг от друга предметов, относятся к группе Пракирна-агам.

1. Чатух-шарана*:

Эта агама содержит молитвенные обращения к арихантам, сиддхам, садху и дхарме (религии).

2. Атурпратьякхьяна (Уйюрпаччхаккхана)*:

Эта агама объясняет различия в причинах и процессе смерти детей, молодых людей, взрослых и стариков. Кроме того, она приводит ряд обетов, которые следует принимать мудрым людям в различные периоды болезни, и указывает, каким образом необходимо просить прощения у всех живых существ во вселенной за причинённое им зло.

3. Бхактипариджня (Бхаиттапаринна)*:

Эта агама объясняет методы проведения поста и указывает, какое направление мыслей человек должен иметь в момент смерти.

4. Санстарака (Сантхара)*:

Эта агама описывает процесс добровольной смерти (саллекхана) и воздаёт ему хвалу.

5. Тандулавайталика*:

Эта агама описывает состояние беременности и даёт некоторую информацию о строении человеческого тела.

6. Чандраведхьяка*:

Эта агама посвящена описанию методов медитации.

7. Девендрастава*:

Эта агама описывает небесные миры, луну, солнце, звёзды, планеты, приводит имена богов и их иерархическое положение.

8. Ганитавидья*:

Предмет этой агамы – хиромантия. Она используется для предсказания будущего.

9. Махапратьякхьяна*:

Эта агама объясняет, как можно очиститься от самых ужасных грехов, и приводит процедуру покаяния.

10. Вирастава*:

Эта агама считается утерянной. Как явствует из ссылок на неё в других источниках она содержала молитвы тиртханкары Махавиры.

*Помеченные агамы не признаются школами стханакваси и терапантхов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: