Как уже упоминалось, главные из числа ближайших учеников Махавиры известны как ганадхары. Все они обладали всеведением (кевала-джняна) и, в завершение своего земного пути, достигли нирваны. Именно они и сгруппировали проповеди их учителя в 12 основных сутр (в устной форме). Эти тексты получили название Анга-агам. Следовательно, они – древнейшие из священных писаний джайнов и, как таковые, формируют основу джайнской религиозной литературы.
Двенадцатая Анга-агама называется Дриштивадой. В неё входят 14 текстов класса Пурва, также известных как Пурва-агамы. Последние, наряду с Анга-агамами, формируют древнейшую часть корпуса джайнской канонической литературы. По общему мнению всех джайнских школ, знание Пурв (Дриштивады) примерно через 150 лет[10] после нирваны Махавиры начало угасать и, в конце концов, было утеряно полностью. Однако основная суть учений, содержавшихся в Пурвах, сохранилась в более поздних текстах.
Далее, дигамбары полагают, что с течением времени были утеряны и прочие 11 Анг. Шветамбары, с другой стороны, считают, что указанные 11 Анга-агам сохранились в памяти аскетов и, следовательно, были должным образом записаны на соборах в Матхуре и Валабхи.
Статус Анга-агам в настоящее время:
секта | общее число анга-агам | Количество утерянных | Количество сохранившихся |
Дигамбара | |||
Шветамбара-муртипуджака | |||
Шветамбара-стханакваси | |||
Шветамбара-терапантхи |
Ангабахья-агамы.
Монахи знавшие, как минимум, 10 Пурв, были известны как шрута-кевали. Эти монахи обрели совершенное знание реальности (души, материи и т.д.), изучая писания. Шрута-кевали, в свою очередь, написали большое число текстов, сутр, интерпретирующих и расширяющих предметы, которых касались Анга-агамы. Такого рода работы формируют класс канонической литературы, известный как Ангабахья-агамы, что буквально означает: «Агамы, находящиеся вне Анг».
Касательно текстов этой группы мнение дигамбаров то же самое, что и относительно предыдущей: сторонники этой традиции полагают, что все они, начиная примерно с 200 г. от нирваны Махавиры, были постепенно утрачены. Таким образом, по мнению дигамбаров, вся первоначальная каноническая литература исчезла в течение нескольких столетий после нирваны Махавиры.
Статус Ангабахья-агам в настоящее время:
секта | Общее число Ангабахья-агам | Количество утерянных | Количество сохранившихся |
Дигамбара | |||
Шветамбара-муртипуджака | |||
Шветамбара-стханакваси | |||
Шветамбара-терапантхи |