Утесов Леонид Осипович (Лазарь Вайсбейн) (1895 – 1982)

Советский артист эстрады, певец и дирижёр, актер театра и кино, народный артист СССР (1965).

Родился 21 марта (по новому стилю) 1895 года в семье мелкого одесского коммерсанта Осипа Калмановича Вайсбейна и Малки Моисеевны, в девичестве Граник.

В положенный срок поступил в частное коммерческое училище Генриха Файга. Оно славилось тем, что отсюда никогда никого не исключали за неуспеваемость. Кроме того, в училище Файга еврейских ребят принимали пятьдесят процентов от общего числа учащихся, то есть каждый еврей подыскивал для своего сына русского или украинца и платил за двоих.

Училище юноша закончил в 1912 году. А перед публикой появился за год до этого. И не только на уличных перекрестках. Для участия в выступлениях его приглашали различные музыкальные коллективы. В 1912-1913 годах он работает в Одесском театре миниатюр. Потом — в театрах Кременчуга, Херсона и Запорожья. Именно в этот период, когда начиналась его профессиональная актерская деятельность, он взял себе сценический псевдоним — Леонид Утесов.

Одновременно начал выступать на эстраде, главным образом как чтец. Затем артист московского Теревсата (Театр революц. сатиры), Свободного театра и др.

В 1917-м, приняв участие в конкурсе куплетистов в Гомеле, Утесов занял первое место. Это окрылило его. А через два года состоялся его кинематографический дебют — он сыграл адвоката Зарудного в фильме «Лейтенант Шмидт — борец за свободу».

С 1929 руководит организованным им эстрадным оркестром (первоначально - Tea-джаз, ныне - Гос. эстрадный оркестр РСФСР).

Обладает голосом мягкого тембра, его исполнению присущи проникновенный лиризм, обаяние, гражданственность.

Пропагандирует советские песни, один из первых исполнителей произведений И. О. Дунаевского, М. И. Блантера, К. Л. Листова, В. П. Соловьёва-Седого, Л. К. Книппера, М. Е. Табачникова, Т. Н. Хренникова.

Ввёл в репертуар старинные русские, солдатские, матросские песни ("Раскинулось море широко" и др.). Участие Утесова и его оркестра в съемках фильма Г.Александрова «Веселые ребята» в 1934гю, окончательно изменило его отношение к песне. С этой киноленты начинается становление и развитие нового созданного им жанра — «песенный джаз», как определили его критики того времени, который являл собой гармоничный синтез песни и джаза.

С 1937 года начинается регулярный выпуск пластинок с песнями в исполнении Госджаза РСФСР. Многие из них напеты дочерью Утесова — актрисой московского драматического театра им. Вахтангова Эдит Леонидовной Утесовой, которая выступала с коллективом отца еще в 1934 году.

В годы войны коллектив Утесова, подготовив программу «Бей врага!», дает представления на фронтах. В репертуаре — новые песни на военную тему, написанные молодыми тогда композиторами Никитой Богословским, Аркадием Островским, Марком Фрадкиным и другими. Теперь мало кто помнит, что до сих пор популярные песни той поры — «Темная ночь», «Бомбардировщики» и т.д. — впервые были исполнены коллективом Утесова.

Окончание Второй мировой оркестр Утесова встретил концертом в Москве, на площади Свердлова, который состоялся 9 мая 1945 года.

В марте 1945 г. Утесов получил письмо от солдата. На конверте вместо адреса стояла надпись — «Народному артисту СССР Леониду Утесову». Это звание артист получит только через двадцать лет, весной 1965-го.

Последняя джазовая пластинка записана Утесовым в 1947 году.

Жизнь неумолима. Наступила старость, которая принесла и болезни, и горькие раздумья. «Каким я был, таким я не остался», — с нотками печали в голосе говорил он.

Леонид Утесов умер в возрасте 87 лет — 9 марта 1982 года и похоронен в Москве.

Он прожил счастливую жизнь — окруженный заботами горячо любимой жены Елены Иосифовны Голдиной. У него было много друзей. Но самое главное — он получил признание и любовь народа, для которого пел и творил.

Награждён орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Переезд из Херсона в Александровск — приятное путешествие. Вы садитесь на пароходик, немного похожий на тот, что описал Марк Твен, — деловитый, неторопливый, с колесами по бокам, и берега Днепра медленно проплывают перед вами, наполняя душу успокоением и тихой радостью.

В Никополе — пересадка. Оттуда в Александровск вы едете поездом, по земле.

Я ступил на борт пароходика солидно и независимо. Мне было все еще восемнадцать. Для солидности я накидывал себе (чудак!) лет пять-шесть, а для доказательства, что мне никак не меньше двадцати четырех, отрастил бачки и, разговаривая с кем-либо, презрительно опускал уголки рта для получения предмета моей постоянной заботы — морщин. Но душу-то не загримируешь, она была у меня восемнадцатилетней и со всей непосредственностью сжималась и расширялась от впечатлений. Это приятное, неторопливое путешествие совсем размягчило ее. У меня было блаженное настроение. Я был готов, как говорит поэт, «для жизни, для добра».

Никополь теперь город. А тогда это было местечко. Одесситы людей из Никополя презрительно называли «никополитанцы». Я должен был пробыть там всего один вечер. Но он оказался решающим в моей жизни.

В этот единственный вечер я пошел в единственное место развлечения «никополитанцев» — кафе. Здесь обычно собирался местный бомонд. Я был одессит и поэтому с презрительной миной сидел за столиком и глядел на провинциалов.

В кафе вошли двое — маленькая девушка и мужчина. Мужчину я узнал — мы вместе ехали на пароходе из Херсона. Мы не были знакомы, но ему было известно, кто я и куда еду. А ехал я в труппу Азамата Рудзевича. Мужчина глазами указал на меня своей даме и что-то шепнул. Она взглянула на меня и сделала презрительную гримасу.

Вот и все события этого вечера. А чего еще можно было ждать от какого-то местечка?

Утром я уехал в Александровск.

И вдруг, через день после моего приезда, во время репетиции на сцену вошла новая актриса… та самая, столь презрительно фыркнувшая в Никополе. Нас представили друг другу. Это была Леночка Ленская. Ей был двадцать один год.

Когда кончилась репетиция, я спросил ее, как можно галантнее:

— Что вы намерены сейчас делать?

— Сначала пообедать, а потом искать комнату.

Чтобы отомстить ей за недавнее «фу», я решил быть галантным до конца и пригласил ее обедать в ресторан.

Но за обедом, в беседах и шутках, на которые мы оба не скупились, она, ей-богу, начинала мне нравиться по-настоящему. Я заметил, что и с ее стороны не было больше ни «фу», ни презрительных гримас.

Всякие хорошие дела начинаются в дождь, а когда мы вышли из ресторана, он уже шел.

Комната, которую я снял, была неподалеку. Я сказал:

— Может быть, мое предложение покажется вам нелепым, но давайте зайдем ко мне и переждем непогоду. А потом я помогу вам найти комнату.

Искать комнату Леночке Ленской не понадобилось — она вошла в мою и больше из нее не вышла. Как будто бы дождь шел сорок девять лет. Она стала моей женой.»

Литература:

1. Утесов.Л. Соч.: Записки актера, М.- Л., 1939.

2. Утесов.Л. Спасибо, сердце. – Издательство ВАГРИУС. 1999.

3. Сафошкин В. Леонид Утесов. – Издательство Эксмо. 2005.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: