Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953)

Родился 23 апреля (нов. ст.) 1891 года в селе Сонцовка б. Екатеринославской губернии. Уже в раннем детстве на его редкую одаренность обратили внимание С. И. Танеев, Р. М. Глиэр, А. К. Глазунов. С 1904 года Прокофьев занимался в Петербургской консерватории, которую окончил в 1909 году как композитор (обучался у Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Лядова), а в 1914 как пианист. Еще в консерваторский период началась плодотворная артистическая деятельность Прокофьева. Юношеские сочинения-Первый фортепианный концерт (1911), Классическая симфония (1917), а также выступления в концертах как пианиста обнаружили самобытное дарование, смелость и новизну мысли большого художника. Горячую симпатию искусство Прокофьева вызвало у А. М. Горького и В. В. Маяковского. С 1918 по 1932 год Прокофьев живет за рубежом, где создает. оперы "Любовь к трем апельсинам" (1919) и "Огненный ангел" (1927), балет "Блудный сын" (1928), Вторую, Третью и Четвертую симфонии, три фортепианных концерта и другие сочинения. По возвращении на родину щедрый талант Прокофьева расцвел с особой полнотой. Прокофьев то воскрешает славные страницы русской истории, создавая величественные картины, потрясающие глубоким драматизмом, то обращается к волнующим темам современности, трактуя их гуманистически, жизнеутверждающе. Среди лучших его произведений балеты "Ромео и Джульетта" (1936), "Золушка" (1945), "Каменный цветок" (1950), оперы "Семен Котко" (1939), "Дуэнья" (1940). Постановлением ЦК ВКП(б) об опере В. И. Мурадели "Великая дружба" от 10 февраля 1948 музыка Прокофьева, наряду с произведениями других крупнейших советских композиторов, была объявлена "формалистической", "чуждой советскому народу". От этого удара Прокофьев не оправился до конца жизни. Почти все его произведения, написанные после 1948 малоудачны, отмечены попытками "упростить" и сделать "ближе народу" свой музыкальный язык:. "Повесть о настоящем человеке" (1948), "Война и мир" (1953), кантата "Александр Невский" (1939). оратория "На страже мира" (1950), симфонии Пятая (1944), Шестая (1947) и Седьмая (1952), за которую композитор был посмертно удостоен Ленинской премии. Среди немногих исключений два произведения, написанных в расчете на исполнительский дар молодого М. Л. Ростроповича: соната для виолончели и фортепиано (1949) и симфония-концерт для виолончели с оркестром (1952). Прокофьев умер в один день со Сталиным (5 III 1953), его смерть почти прошла незамеченной.

Cреди крупнейших советских композиторов Прокофьев занимает одно из первых мест. Его богатое творческое наследие получило широкое признание в России и за рубежом. Прокофьев оставил более 130 произведений, в числе которых 8 опер, 7 симфоний, оратории и кантаты, инструментальные концерты и ансамбли, многочисленные фортепианные произведения, романсы, песни, музыка для театра и кино. В своих лучших сочинениях, отмеченных глубиной содержания, неисчерпаемой фантазией, ярким своеобразием, высоким художественным мастерством, Прокофьев продолжает и развивает традиции русской классики. Его музыке, полной оптимизма, свойственны энергия и напористая стремительность развития, упругие ритмы, широта мелодического дыхания, чистый, светлый лиризм, черты возвышенного эпоса.

Летом 1905г. в с.Солнцевка, Бахмутского уезда, Екатеринаславской губернии, состоялось знакомство молодого ветврача Моралева Василия Митрофановича с пятнадцатилетним учеником Петербургской консерватории Сергеем Прокофьевым. Их объединял общий интерес – музицирование и игра в шахматы. Эта встреча положила начало дружбы, которая длилась до конца жизни. В 1906 г., Моралев.В.М. переезжает на новое место работы в Никополь.

В Никополе Моралев проживал по двум адресам, - особняк на Нагорной улице (ныне Загребельного№7), и в доме Неймана на Купеческой улице (ныне Пролетарская).

Дружба Моралева с будущим великим композитором, стала причиной трех приездов в Никополь последнего, и продолжительной переписке друг с другом.

О первом приезде в Никополь с 4 по10 июля, Прокофьев сообщает в своем письме Вере Алперс от 14 июля 1909г. – «… Собирались они поехать в Святые Горы – большой монастырь, маленький курорт и удивительно красивая местность. Ехать должна большая компания, всякие кузены и подруги по железной дороге, и в экипажах, всего 125 верст.

Я был настоятельно приглашен, и из –за меня даже отложился отъезд. И вдруг в самый решительный момент я получил письмо от Моралева, забыл обо всем и вместо Святых Гор очутился в Никополе. Там я пробыл неделю, только позавчера вернулся домой. Что с тремя сестрами – право не знаю.

В Никополе меня, оказывается, ждали чуть ли не полгорода – все шахматисты и музыканты. И в то, и в другое я наигрался до одурения, купался в Днепре, ездил на велосипеде и на пикники, был в цирке. Словом, сбавил в весе 3 фунта, теперь вернулся домой, пью гематоген …»

Второй приезд Прокофьева в Никополь состоялся 21 августа 1910 г., что подтверждается его письмом из Никополя Мясковскому в Петербург: - «24 августа 1910г. г.Никополь. Lieber Kola. Совершенно неожиданно уехал на 5 дней в Никополь к сеньору, которому посвящена соната опус 1, а посему оркестровая пьеса несколько запоздает к Вам. Обнимаюсь и винюсь, но пьеска премилейшая – утешит Вас.»

Из воспоминаний дочери Моралева - Натальи Васильевны, следует, что в этот приезд Прокофьев дал небольшой концерт для друзей и знакомых Моралева. Был теплый августовский вечер, окна дома раскрыты настежь, музыка лилась по городу, звала к себе. Под окнами дома Моралевых собралась толпа никопольчан – слушателей музыки талантливого музыканта.

Третий приезд Прокофьева в Никополь состоялся в конце 1912г., и был по продолжительности скоротечным, всего два дня. По сути Прокофьев со своим другом М.А.Шмидтгофом ехали в Крым, и пользуясь оказией по пути заехали в Никополь к Моралеву. Первый день прошел в отдыхе, зато на второй день было музицирование, встреча с общественностью, вечер вопросов и ответов.

Проживая в Никополе вплоть до окончания Гражданской войны, Моралев поддерживал отношения с Прокофьевым, что подтверждается перепиской между ними. По окончанию Гражданской войны семья Моралевых переехала на жительство в Москву. В своих исследованиях пребывания Прокофьева в Никополе краевед П.М.Богуш ссылается на переписку с дочерью Моралева, Натальей Васильевной, и отсутствуют упоминания о сыне Моралева – Владимире, который родился в Никополе, в 1906г.

Автору данного материала удалось установить судьбу Моралев Владимира Васильевича, которая закончилась трагически. Сухим официальным языком, это звучит так: «Моралев Владимир Васильевич, 1906 г. р., уроженец г. Никополь Днепропетровской обл. (УССР), прож.: г. Вышний Волочек Калининской обл., русский, б/п, из семьи служащих, заведующий химической лабораторией отбельно-отделочной фабрики им. Тельмана Вышневолоцкого х/б комбината. Арестован 02.07.1937, обв.: ст. 58, пп. 7, 10, 11 УК РСФСР. Дело прекращено 25.09.1939.г. в связи со смертью»

Литература:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: