Психолого-медико-педагогическая комиссия

Методические рекомендации
по организации деятельности

В методических рекомендациях представлена региональная модель системы психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК). Эта модель разработана на основании исторического анализа развития системы специального образования в России, а также обобщения многолетнего научно-практического опыта работы автора в лаборатории клинико-генетического изучения аномальных детей НИИ дефектологии АПН СССР (в настоящее время — Институт коррекционной педагогики РАО) под руководством М.С. Певзнер, К.С. Лебединской, Е.М. Мастюковой.

В рекомендациях обобщены материалы, представленные руководителями ПМПК разных уровней из всех регионов России в Министерство образования РФ с 1998 по 2001 годы. В этот период автор, являясь сотрудником Управления специального образования Министерства образования РФ, разрабатывал положение о ПМПК. Автор благодарен руководителю управления Д.С. Шилову и сотрудникам управления Н.В. Морозовой, З.И. Бацевой, Г.А. Сырчиной и другим, взаимодействие с которыми позволило быстро оценить ситуацию нормативно-правового обеспечения деятельности ПМПК.

В методических рекомендациях использованы материалы лекций для руководителей и специалистов ПМПК, прочитанных на многочисленных курсах повышения квалификации, а также собственный опыт работы в ППМС-центре и ПМПК Северо-Западного округа г. Москвы.

Учтены также особенности деятельности ПМПК Орловского региона, который является экспериментальной площадкой по отработке вопросов организации деятельности ПМПК в рамках международного проекта «TACIS». Автор выражает благодарность руководителю этого направления проекта Д.И. Зелинской за возможность уточнения вопросов организации деятельности ПМПК во взаимодействии со специалистами Орловского региона. В настоящее время в регионе имеется достаточно развитая сеть, включающая районные, городские и областную ПМПК. Всего в Орловской области тринадцать ПМПК.

На примере регионов России, в том числе и Орловского, очевидно, что ПМПК в настоящее время оформились в систему, состоящую из связанных между собой по горизонтали и вертикали структурных единиц: органов при управлениях образования, самостоятельных учреждений и структурных подразделений учреждений.

Разнообразие форм ПМПК отражает промежуточный этап становления системы. До недавнего времени все МПК и ПМПК организовывались при управлениях образования для выполнения соответствующих функций по мере необходимости.

Появление в некоторых регионах России ПМПК как самостоятельных учреждений отражает потребности времени, но нормативно-правовая база федерального уровня пока не обеспечивает законность существования таких ПМПК. Этот вопрос прорабатывается в управленческих структурах, вплоть до Государственной думы и Правительства. Все вопросы организационно-правового порядка будут сняты, как только на уровне Правительства будет утверждено постановление о ПМПК как самостоятельном учреждении, организационно-правовая форма которого до сих пор обсуждается. Основная роль в решении этого вопроса принадлежит Министерству образования РФ, действующему по согласованию с Министерством здравоохранения РФ и другими министерствами Российской Федерации.

Данные методические рекомендации можно рассматривать как краткое руководство по организации деятельности современных ПМПК1 с учетом наиболее перспективных тенденций развития психолого-медико-педагогических комиссий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: