Введение

В Российской Федерации уже на протяжении ряда лет осуществляются административная реформа, реформа государственной службы, реформа местного самоуправления. Как следует из содержания программных документов, целью проводимых реформ является создание эффективной системы исполнительной власти, развития административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции, а также решение целого ряда социально-экономических проблем[1].

Опыт развития институтов государственной и муниципальной службы позволяет говорить о том, что они всегда вносили важный вклад в развитие государства, а также способствовали обеспечению правопорядка в различных сферах жизнедеятельности общества. Коррупция не позволяет выполнять названные и ряд других функций государственного управления и местного самоуправления.

Государственно-правовые реформы должны были исключить имеющиеся недостатки в сфере исполнительной власти, местного самоуправления, сформировать платформу для дальнейшего социально-экономического развития страны, укрепить престиж государственной и муниципальной службы, а также способствовать совершенствованию административно-правового статуса служащего. Кроме того, реформы должны были сформировать современные административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственного управления.

Как отмечается в научной литературе, к причинам организационного характера, которые провоцируют коррупцию в системе государственной и муниципальной службы Российской Федерации, относятся неадекватность прав, обязанностей и ответственности служащих, а также участников вертикальных административно-правовых отношений[2].

Росту коррупции в системе государственной и муниципальной службы Российской Федерации способствует нестабильность служебного положения определенной части служащих. В связи с этим в современный период необходима разработка и осуществление целого комплекса разнообразных и последовательных мер административно-правового характера, направленных на предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной и муниципальной службы Российской Федерации.

В последние годы в Российской Федерации активно формировалась законодательная база противодействия коррупции. Приняты концептуальные стратегические и национальные плановые документы, а также нормативные правовые акты, направленные на их реализацию. При этом ключевая роль в организации системы мер, направленных на противодействие коррупции, отводилась антикоррупционным документам программного характера[3].

Решение проблемы противодействия коррупции является одним из важнейших направлений административной реформы. Знаковым этапом его реализации стало принятие Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», который устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Коррупция в системе служебных отношений является сложным и многообразным социальным явлением, таким же древним как политика, экономика и само государство. Коррупция есть не что иное, как традиция, зародившаяся в исторических глубинах формирования государственности и появлением властно-подчинительных связей. Отправной точкой в зарождении коррупционных отношений является традиция «почести», подношения даров в знак уважения чиновнику за выполненную работу. В дальнейшем почесть преобразовывается в мздоимство и лихоимство.

Коррупция, будучи антиобщественным явлением, безнравственна по своей сути, так как благополучие одних (тех, кто берет, и тех, кто дает) строится на ущемлении материальных, хозяйственных, финансовых и социальных интересов большинства населения страны. Коррупция разъедает общественную мораль, девальвирует содержание труда, культивирует алчность, жадность, игнорирование закона, насилие.

По уровню коррумпированности Россия занимает одно из ведущих мест в мире. Коррупция представляет собой симбиоз монополии власти, дискреционных полномочий государственных и муниципальных служащих в принятии решений. Служащие воспринимают свои должностные обязанности, как коммерческий товар, что составляет суть коррупции, несущей реальную угрозу нормальному, законному функционированию системы государственной власти и управления. Коррупция стала скорее нормой, чем исключением, в том числе и среди политической, правящей и экономической элиты. Положение осложняется весьма тяжелой ситуацией с коррупцией в правоохранительных органах.

Подробный анализ состояния коррупции на разных исторических этапах позволяет сделать определенные итоги относительно причин этого явления. Основными ее причинами является слабость государства, наличие в стране развитой «теневой» экономики, использовавшиеся методы приватизации, политическое лоббирование, разрушение прежнего социально-правового контроля за деятельностью государственных и муниципальных служащих. Как следствие этих причин можно выделить ряд факторов, определяющих особенности и тенденции развития коррупции, в том числе политические, экономические, морально-нравственные.

Факторами роста коррупции являются: слабые стимулы карьерного продвижения служащих; отрицательные примеры личной жизни чиновников; само законодательство не дает цельного представления о коррупции в системе государственного управления.

Определенным итогом распространения коррупции в органах государственного управления можно считать следующее: крупные просчеты в управлении делами государства и общества; слабая организационная и экономическая основы функционирования государственной и муниципальной службы; просчеты кадровой политики; распространенность психологии вседозволенности и допустимости использования любых средств обеспечения личного благополучия; правовой нигилизм и правовой цинизм; формирование новых экономических отношений и нового слоя собственников как социальной опоры режима осуществлялось в ускоренном темпе при допущении легализации криминальных и иных «грязных» доходов; органическое соединение на корыстной основе интересов организованной преступности, коррупции, основывающееся на функционировании «теневой» экономики; политизация преступности, обострение политической борьбы, в которой все в большей мере принимают непосредственное участие преступные сообщества и преступные элементы; постоянное видоизменение форм и методов коррупционных действий; коррупция может стать стимулом для проникновения крупных преступных организаций в страну или в определенный сектор государственного управления.

Содержание и развитие коррупции за последние 10-15 лет позволяют выделить ряд закономерностей и тенденций: зародившись в экономической сфере, она весьма быстро вторгается в политическую сферу, деформируя государство, право, экономику, нравственность; коррупция находится в органической взаимосвязи с теневой экономикой; сращивание коррупции, теневой экономики и организованной преступности ведет к потере государством регулирующей роли, узурпированию традиционных государственных юридических функций; коррупция и оргпреступность становятся одним из средств переустройства общества; рост преступности и коррупции является следствием смены общественного строя, развития рыночных отношений и передела собственности; тенденции реальной преступности, в особенности коррупции, с учетом латентной части, не идентичны тенденциям регистрируемой преступности. Все это ведет к тому, что воспроизводство преступности во всех ее видах в этих условиях становится объективным элементом хозяйственной жизни и наиболее прибыльным видом деятельности. Содержание и размах коррупции, позиции в обществе и государстве позволяют утверждать, что ситуация с коррупцией в России приняла чрезвычайный характер, борьба с ней являются не только общегосударственным, но и общенародным делом.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: