Классификация коррупции

Предметное восприятие коррупции сущности и содержания коррупции как феномена общественно-политической жизни возможно при рассмотрении его классификации. Отметим, что варианты комбинаций по линии субъектно-объектного проявления коррупции многочисленны. Поэтому довольно трудно выработать не только универсальное определение коррупции, но и классифицировать ее проявления в общественной практике, определить критерии этой классификации. Наиболее упрощенной является классификация, предложенная Н.А. Катаевым и Л.В. Сердюком, выделяющим чисто уголовную (в основном экономического характера) и политическую коррупцию, которую, они, в свою очередь, делят на отклоняющееся и преступное поведение[15].

Исследователь Э. Ожиганов определяет следующие виды коррупции: бюрократическую и политическую, принудительную и согласованную, централизованную и децентрализованную5. Я. Кузьминов различает коррупцию в широком и узком смысле. Первая связана с нарушением должностным лицом своих обязанностей ради материального вознаграждения, вторая − с взяточничеством и чиновничьим предпринимательством6. Наиболее распространенными видами коррупции в соответствии с данной классификацией являются: подкуп и продажность, коррупция «низов» и «верхов», коррупция в государственном (муниципальном) и негосударственном секторах[16].

Таким образом, как в зарубежной, так и отечественной науке накоплен определенный опыт классификации коррупции. Все вышеназванные подходы к классификации коррупции отличаются крайним разнообразием, а также отсутствием четкого определения критериев, что не в полной мере способствует анализу коррупции и ее проявлениям в современной политической практике.

Поскольку коррупция как социальное явление в наибольшей мере проявляется в таких основных сферах жизнедеятельности людей как политика и экономика, то, очевидно правомерным будет и определять такие основные виды коррупции как политическая и экономическая[17].

По мнению В.В. Лунеева, под политической коррупцией следует понимать коррупционные (или связанные с коррупцией) формы политической борьбы правящих или оппозиционных элит, партий, групп и отдельных лиц за власть, т. е. с целью ее захвата или удержания, а также против политических конкурентов. Некоторым ее видам присущи коррупционные деяния против конституционных прав и свобод человека и гражданина, против основ государственного строя и государственной власти[18].

Таким образом, в отечественной науке, так же, как и в зарубежной выделяются следующие признаки политической коррупции:

а) отсутствие явной противоправности;

б) нацеленность на захват, сохранение, укрепление и распределение власти как отдельными лицами, так и их группами (партиями, иными устойчивыми сообществами);

в) использование для достижения указанных целей как государственных, так и общественных ресурсов.

Особой разновидностью политической коррупции, по мнению ряда авторов, является идейная коррупция, под которой понимается монополизация и ограничение пространства выбора властных решений на уровне государственного управления. Идейная коррупция непосредственно связана с системой государственного управления. Любое государственное управление должно четко соотносить средства администрирования с его стратегическими и тактическими целями. Посредством идейной коррупции происходит принципиальное смещение в системе «цель – средства».

Таким образом, идейная коррупция – это подмена целей, подмена интереса общественного, общегосударственного, общечеловеческого иными интересами. Ее наиболее опасными проявлениями являются:

· узаконенный произвол чиновничества на выбор целей и средств государственных решений, стратегий, действий;

· низкое качество государственных решений, декларативность, популизм государственных политиков;

· привлечение одних и тех же разработчиков с едиными идеологическими и иными установками;

Все это выводит данный вид коррупции на уровень одной из наиболее значимых угроз национальной безопасности государства[19].

Другим наиболее распространенным видом коррупции является экономическая коррупция. Под экономической коррупцией понимается подкуп (получение, обещание, предложение, дача или вымогательство взятки), любое другое незаконное использование лицом своего публичного статуса, сопряженное с получением выгоды (имущества, услуг или льгот или преимуществ, в том числе неимущественного характера) как для себя, так и для любых других лиц, вопреки охраняемым законом экономическим интересам гражданина, юридического лица, общества или государства, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу вне зависимости от совершения данных деяний лично или через посредников. Исходя из данного определения экономической коррупции следует, что наиболее распространенными коррупционными преступлениями в этой сфере являются:

· коммерческий подкуп;

· получение взятки;

· другие преступления, в основе которых лежит подкуп или дача взятки.

Спецификой экономической коррупции является также и то, что значительная масса злоупотреблений связана с использованием полномочий в области контроля и распределения финансовых потоков. Анализ результатов многочисленных исследований по данной проблеме позволяет отнести к числу наиболее значимых факторов экономической коррупции следующие явления:

· критически высокий уровень поляризации населения по уровню дохода;

· широкое включение в экономический оборот практики «отмывания» доходов, полученных незаконным путем;

· чрезмерно высокие налоги для коммерческих организаций.

По статусу субъектов различаются следующие виды коррупции:

а) коррупция в органах власти;

б) коррупция в частном секторе.

Коррупция в органах власти чрезвычайно развита в силу того, что она охватывает все органы государственной власти (исполнительной, представительной и судебной). Как показывают исследования, коррупция в системе государственной и муниципальной службы и в развитых, и в развивающихся странах принимает примерно одинаковые формы и охватывает одни и те же сферы деятельности. При этом наиболее подверженными коррупции областями деятельности являются:

• государственные закупки;

• операции с земельными участками;

• сбор налогов;

• назначение на ответственные посты в органах государственной власти;

• местное самоуправление.

По уровням функционирования коррупцию можно разделить: на низовую, верхушечную и вертикальную[20].

Низовая (индивидуальная) коррупция в основном распространена на среднем и низшем уровнях государственной и муниципальной службы и охватывает повседневную жизнь большинства граждан и деятельность юридических лиц, которые обычным, рутинным образом взаимодействуют с чиновниками тех же уровней (регистрации, штрафы, лицензирование и различные разрешения и т.п.).

Верхушечная коррупция охватывает политиков, работающих в органах власти, высшее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (лоббирование и принятие законов, государственные заказы, изменение форм собственности и т.п.).

Между вершинной (верхушечной, верховой) и низовой коррупцией часто налажены отношения взаимной зависимости, детерминированности, общности организационного, социально-психологического характера. Это позволяет ряду авторов выделять «вертикальную» коррупцию, соединяющую оба вида коррупции и свидетельствующую о ее переходе к организованным формам – коррупционным сетям и сообществам. Например, чиновник дает взятку своему начальнику за то, что последний покрывает коррупционные действия взяткодателя, - это также коррупция, которую обычно называют «вертикальной». Она, как правило, выступает в качестве моста между верхушечной и низовой коррупцией. Это особо опасно, поскольку свидетельствует о переходе коррупции из стадии разрозненных актов в стадию укореняющихся организованных форм.

В научной литературе также выделяются три модели развития коррупции, которым ниже даны условные географические названия. Все три модели описывают превращение коррупции в системное явление, то есть в неотъемлемую часть политического устройства и всей общественной жизни.

Азиатская модель: коррупция характеризуется тем, что коррупция представляет собой привычное и общественно-приемлемое культурное и экономическое явление, связанное с функционированием государства.

Африканская модель отражает развитие общества при котором власть продается «на корню» группе основных экономических кланов, договорившихся между собой, и политическими средствами обеспечивает надежность их существования. Переход к этой модели возможен при следующих условиях: 1) политическая власть в стране остается неконсолидированной; 2) финансово-бюрократические группы под давлением инстинкта самосохранения прекращают противостояние и договариваются; 3) формируется олигархический консенсус между консолидированными финансово-бюрократическими группами и частью политической элиты.

Латиноамериканская модель характеризуется попустительством коррупции со стороны государства, которое дает возможность теневым и криминализированным секторам экономики достигнуть могущества, соизмеримого с государственным. Власть оказывается втянутой в жесткое прямое противостояние с мафией, образующей государство в государстве. Постоянная политическая нестабильность увеличивает шансы установления диктатуры на волне борьбы с коррупцией, а вслед за этим возрастает вероятность перехода к африканской модели.

Однако, с полной уверенностью можно рассматривать и европейскую, а может быть дажеи  англо-саксонскую модель коррупции, которая по основным параметрам схожа с политической коррупцией, т.к. во-первых, она формируется, в основном, на верховом уровне; во-вторых, в этих условиях отсутствует явная противоправность действий государственных и политических деятелей; в-третьих, ее нацеленность направлена на захват, сохранение, укрепление и распределение власти, как отдельными лицами, так и государственно-олигархическими структурами (партиями, иными устойчивыми сообществами (политическими, финансовыми и т.п.)); и, наконец, в-четвертых, она связана с использование для достижения указанных целей как государственных, так и общественных ресурсов.

Таким образом, как в зарубежной, так и в отечественной науке накоплен определенный опыт классификации коррупции. Все вышеназванные подходы к классификации коррупции отличаются крайним разнообразием, а также отсутствием четкого определения критериев, что не в полной мере способствует анализу коррупции и ее проявлениям в современной политической практике.

Для оценки масштабов коррупции в мировой практике используется определение уровня коррупции в разных странах. В настоящее время наибольшим авторитетом пользуется индекс восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index – CPI), который рассчитывается международной организацией Transparency International (в буквальном переводе – «Международная прозрачность»). Эта некоммерческая неправительственная организация по изучению коррупции и борьбе с нею интегрирует данные научных исследований, проводимых по разным странам отдельными экономистами и организациями за 3 года, предшествующие расчету сводного индекса. Эти исследования сравнивают даваемые бизнесменами и аналитиками субъективные оценки степени коррумпированности разных стран. В процессе обобщения данных отдельных исследований каждая страна получает оценку по 10-балльной шкале, где 10 баллов означают отсутствие коррупции (наиболее высокую «прозрачность» экономики), а 0 баллов – самую высокую степень коррупции (минимальную «прозрачность»).

Если индекс CPI показывает склонность чиновников разных стран брать взятки, то для оценки склонности предпринимателей разных стран давать взятки

Transparency International использует и другой индекс – индекс взяткодателей (Bribe Payers Index – BPI). Аналогично индексу CPI, предрасположенность компаний стран-экспортеров давать взятки оценивали по 10-балльной шкале, где, чем ниже балл, тем выше готовность подкупать. Собранные данные показывают, что многие славящиеся своей коррупцией периферийные страны (например, Россия, Китай) охотно готовы не только брать, но и давать взятки за рубежом. Что же касается фирм из развитых стран, то их склонность прибегать к подкупу оказалась довольно умеренной. Характерно, что Швеция оказалась среди самых «чистых» и по индексу CPI, и по индексу BPI.

Помимо индексов CPI и BPI для сравнительной оценки развития коррупции в разных странах используют и иные показатели – например, барометр мировой коррупции (Global Corruption Barometer), индекс экономической свободы (Index of Economic Freedom), индекс непрозрачности (Opacity Index) и др.

Коррупция в современной России, да и не только в России, пронизывает все слои общества: органы власти, предпринимателей, общественные организации, тем самым порождая негативные последствия как для общества, так и для государства в целом. Наиболее ощутимые удары наносит она по экономической безопасности страны. В результате продажности чиновников, недобросовестного исполнения ими служебного долга теневая экономика (криминальная и полулегальная) дает почти 40 процентов всего валового внутреннего продукта. В сферу ее деятельности вовлечено на постоянной основе более 9 миллионов россиян. Такой вот масштаб сегодня.

Вполне однозначным можно назвать отношение граждан к этому явлению. По данным исследования, проведенного в мае 2011 года «Левада-Центр», россияне пока не видят реальных успехов властей в борьбе с коррупцией, утверждая, что за последнее десятилетие алчность чиновников только усилилась. 52 % россиян придерживаются мнения, что воровства и коррупции в руководстве страны стало больше, чем в 90-е годы, сообщили «Интерфаксу» социологи, представляя результаты майских исследований по этому вопросу. В 2007 году такую позицию разделяли 16 % респондентов, в 2009 году – 27 %, в прошлом году – 43 %. Примерно столько же граждан (53 %) сейчас считают, что за последние десять лет роль и влияние бюрократии в стране усилились, и таких респондентов за год стало больше на 10 процентных пунктов.

Как показал опрос, каждый второй россиянин (50 %) считает, что коррупция одинаково развита как в высших, так и в низших эшелонах власти. 37 % респондентов уверены, что верхушка более подвержена разложению. 10 %, напротив, отмечают значительное распространение злоупотреблений в низовых структурах власти, сообщает «Интерфакс».[21]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: