Понятие налога и сбора. Функции налогообложения

Существуют различные определения налога, раз­работанные представителями как юридической, так и экономической науки. Несмотря на некоторые различия, все они указывают на целый ряд общих признаков:

- отчуждение при уплате налога части собственности физических и юридических лиц в пользу государства;

- законность установления и введения налога;

- обязательность уплаты налога при наличии определенных в за­коне условий, обеспечиваемая силой государства;

- индивидуальная безвозмездность;

- внесение налога в бюджет публичного образования либо во вне­бюджетный фонд;

- отсутствие целевого назначения.

Законодательное определение налога дано в Налоговом Кодексе Российской Федерации. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспе­чения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В отличие от налога пошлины и сборы не имеют финансового значения. При уплате пошлины или сбора всегда присутствуют спе­циальная цель и специальные интересы. В этом смысле сборы и по­шлины являются индивидуальными платежами. Цель взыскания по­шлины или сбора состоит лишь в покрытии без убытка, но и без чистого дохода издержек учреждения, в связи с деятельностью кото­рого взимается пошлина. Следует особо подчеркнуть, что пошлина или сбор выплачиваются не за услугу, а в связи с услугой, причем с той, которую оказывает государственный орган, действуя в общих интересах, реализуя свои государственно-властные функции. Так, уплата пошлины при подаче искового заявления в суд сопряжена с правом конкретного лица на судебную защиту, однако определяется общественно полезной функцией суда — поддержанием режима за­конности.

В НК РФ понятием «сбор» охватываются как собственно сборы (платежи за обладание специальным правом), так и пошлины. Это объясняется тем, что в таком же значении понятие «сборы» употреб­лено в ст. 57 Конституции РФ, согласно которой «каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы».

В соответствии с Налоговым кодексом РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении платель­щиков сборов государственными органами, органами местного само­управления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Классификация налогов.

1. В зависи­мости от основания выделяют налоги:

- подоходно-поимущественные (прямые). Они взимаются в процессе приобрете­ния и накопления, материальных благ. Так, подоходный налог взимается при получении дохода; налог на имущество уплачивают собственники определенных видов имущества (сбережений).

- налоги на потребление (косвенные). Они взимаются в процессе расхо­дования материальных благ. Акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, хотя и по-разному поступают в бюджет, в конечном итоге оплачиваются по­требителем товаров, в стоимость которых включаются эти налоги.

В научной литературе принято считать, что прямой налог — это налог, где налогоплательщик высту­пает фактическим носителем налогового бремени, при уплате косвен­ного налога налогоплательщик перекладывает его бремя на другое лицо, выступающее носителем данного налога.

2. Подоходно-поимущественные налоги в свою очередь делятся на:

- Личные. Эти налоги уплачиваются с действительно полученного нало­гоплательщиком дохода (прибыли). Так, предприятия уплачивают на­лог с суммы прибыли, подсчитанной на основе полученной выручки и произведенных расходов. Эти налоги учитывают фактическую пла­тежеспособность налогоплательщика, они рассчитываются как часть его дохода, позволяют организовывать налогообложение с учетом требований экономических законов.

- Реальные. Этими налогами облагается не действительный, а предпола­гаемый средний доход налогоплательщика, получаемый в данных экономических условиях от того или иного предмета налогообложе­ния (недвижимой собственности, денежного капитала и т.п.). Реаль­ными налогами облагается, прежде всего, имущество, отсюда и их на­звание (real (англ.) — имущество). Во многих случаях невозможно определить доход, который получен от имущества либо вида деятель­ности, или проконтролировать правильность объявленного платель­щиком дохода. Примером реального налога является и единый налог на вменен­ный доход. Этим налогом облагается потенциально возможный валовой доход плательщика за вычетом потенциально не­обходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе дан­ных статистических и иных исследований, независимых оценок и т.п.

Большинство реальных налогов не увязано с доходами налогопла­тельщика. Вещь, обозначенная в качестве предмета реального налога, легко поддается налоговому учету и контролю, она должна иметь ма­териальный характер, существовать длительное время, чтобы обеспе­чить стабильность налоговых поступлений. Поэтому чаще всего пред­метами реальных налогов выступают недвижимость и транспортные средства.

- Раскладочные (репартиционные, контингентированные) налоги широко применялись на ранней стадии развития налогообложения. Их размер определяли исходя из потребности совершить конкретный расход: выкупить короля из плена, построить крепостную стену и т.п. Суммы расхода распределялись между налогоплательщиками — на каждого из них приходилась определенная сумма налога. В настоящее время раскладочные налоги используются редко, в основном в местном налогообложении.

- При установлении количественных (долевых) нало­гов, в противоположность раскладочным, исходят не из потребности покрытия расхода, а из возможности налогоплательщика заплатить налог. Эти налоги непосредственно или косвенно учитывают имуще­ственное состояние (доходность) налогоплательщика.

3. По степени компетенции органов власти различных уровней по установлению и введению налогов необходимо выделить государст­венные (федеральные и региональные) и местные налоги.

- Установление и введение федеральных налогов осуществляется ре­шением высшего представительного органа государства. Они обяза­тельны к уплате на всей территории РФ. Эти налоги поступают не только в федеральный бюджет — они могут зачисляться в бюджеты различных уровней.

- Региональными признаются налоги, которые вводятся на террито­рии соответствующего субъекта Федерации в соответствии с НК зако­ном субъекта.

- Местные налоги устанавливаются в соответствии с НК и вводятся нормативными правовыми актами представительных ор­ганов местного самоуправления и обязательны к уплате на террито­рии соответствующих муниципальных образований.

Поступления от региональных налогов могут распределяться меж­ду бюджетом субъекта Федерации и местными бюджетами. Местные налоги зачисляются в соответствующие местные бюджеты.

Как правило, налог не имеет цели покрыть какой-нибудь конкрет­ный расход. Но в ряде случаев представляется целесообразным уста­новление и введение целевых налогов, собираемых для финансирова­ния конкретных расходов. К таким целевым налогам, за счет поступ­лений от которых формируются государственные целевые внебюд­жетные фонды, относится взимаемый в соответствии с гл. 24 НК РФ единый социальный налог (взнос).

Однако необходимо учитывать, что одним из конституционных принципов установления налогов и сборов является принцип ограни­чения их специализации. По общему правилу налог не предназначен для определенного расхода. Это — одно из обязательных условий ста­бильности государственного бюджета и гарантия выполнения госу­дарством своих социальных и иных функций.

Если рассматривать функции налогообложения как про­явления его сущности и свойств, то в первую очередь необхо­димо отметить, что в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распре­деления и перераспределения доходов государства. В то же время, на практическом уровне нало­гообложение выполняет несколько функций, в каждой из ко­торых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимо­действуя, данные функции образуют систему. Рассматривая современную систему налогообложения, можно сделать вывод о том, что на данном этапе налоги вы­полняют следующие основные функции: фискальную, распреде­лительную (социальную), регулирующую, контрольную.

Фискальная функция налогов заключается в том, что посредством налогов осуществляется формирование финансовых ресурсов государства.

Распределительная функция налогов означает, что за счет взимания нало­гов в бюджете государства концентрируются средства, направляемые на ре­шение общественных проблем. В результате доходы перераспределяются, на­пример, между различными слоями населения, между богатыми и малоиму­щими.

Регулирующая функция налогов состоит в том, что государство, используя налоги, осуществляет регулирование производства, потребления отдельных товаров, доходов субъектов. Устанавливая налоговые ставки, штрафы, вводя и отменяя налоги, изменяя условия налогообложения, государство регулиру­ет инвестиционный процесс, рост производства.

Контрольная функция налогов проявляется в том, что через систему налогообложения проверяются состав и налоговая способность плательщиков, уровень их исполнительности и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: