Современное общество невозможно представить без коммерции. Коммерция (commercium) - слово латинского происхождения, означающее в переводе торговлю.
Современный экономический словарь определяет торговлю как отрасль хозяйства, экономики и вид экономической деятельности, объектом, которых являются товарообмен, купля-продажа товаров, обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставки, хранение товаров и подготовка к продаже.
Коммерческое право — подотрасль гражданского права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе коммерческой (торговой) деятельности, направленной на продвижение товаров от производителей к потребителям через оптовую торговую сеть.
Для коммерческой деятельности, как и для предпринимательской, характерны четыре отличительных признака:
- Самостоятельная деятельность в сфере торгового оборота;
- Деятельность, осуществляемая на свой риск;
- Деятельность, направленная на систематическое получение прибыли;
- Деятельность, подлежащая государственной регистрации в установленном законом порядке.
|
|
Отсутствие одного из названных признаков лишает деятельность характера коммерческой. Поэтому коммерческая деятельность — предпринимательство со всеми его основными признаками, но осуществляемое в особой области хозяйственной деятельности — в сфере товарного обращения.
В качестве обязательных участков торгового оборота, регулируемых нормами коммерческого права, должны приниматься:
- Сбыт изготовителями своих товаров;
- Деятельность посреднических и оптовых торговых звеньев;
- Действия субъектов по приобретению товаров, обеспечению себя необходимыми ресурсами.
Характерно, что процесс розничной продажи товаров гражданам нигде и никогда не включается в предмет регулирования коммерческого права. Объясняется это тем, что оптовая торговля и снабжение по своим целям, содержанию и правилам существенно отличается от розничных сделок. Кроме того, розничная торговля достаточно полно регулируется гражданским законодательством,
Таким образом, коммерческую деятельность составляют отношения по оптовой купле-продаже товаров, а также отношения по оказанию услуг, связанных с продвижением товаров на рынке от изготовителей к оптовым потребителям.