Конструкция: Чувствительным элементом является черный стеклянный шарик, помещенный в изогнутую стеклянную трубку, заполненную демпфирующей жидкостью.
Работа: Принцип работы основан на свойстве маятника:
у 1) в горизонтальном полете шарик под действием
силы тяжести Fт будет находиться в центре
трубки, скольжения нет.
Fт
Рис. 1
y 2) во время разворота на шарик действуют
2 силы: сила тяжести Fт и центробежная сила
Fц, поэтому он находится в соответствии
с действием результирующей силы Fр:
а) Если Fр направлена по вертикальной оси
Fц самолета, то шарик находится в центре и зна-
чит выполняется координированный разворот
б) Если Fр направлена не по вертикальной
Fт Fр оси самолета, то шарик смещается от центра
Рис. 2а и значит выполняется разворот со скольже -
у нием (внешним или внутренним).
Fц
Fт Fр
Рис. 2б
ГПК /Гирополукомпас/
Назначение: Для кратковременного выдерживания курса самолета и выполне -
|
|
ния точных разворотов.
Конструкция: (Рис.1) Чувствительным элементом является 3х степенной гиро -
скоп, у которого главная ось /1/ и ось внутренней рамки /2/ – горизонтальны, ось внешней рамки /3/ – вертикальна.
На внешней рамке укрепляется картушка – шкала курсов, разградуирована (0 - 360º), цена деления - 1º.
На лицевой панели прибора имеется:
- курсовая черта;
- ручка механического арретира (с помощью арретира можно фиксировать гироскоп и поворачивать внешнюю рамку со шкалой курсов);
- бленкер арретира (красный).
Для правильной и точной работы прибора имеется корректирующее устройство.
Работа: Принцип работы основан на главном свойстве гироскопа, т.е. при разворотах самолета поворачивается корпус прибора и курсовая черта вокруг вертикальной оси, а главная ось и картушка неподвижны относительно Земли, поэтому по шкале отмечается изменение курса.
4 4
1
2
5
3
Рис. 1
Примечание: Главная ось отклоняется из-за вращения Земли и трения в узлах гироскопа, что приводит к срабатыванию корректора, который поворачивает внешнюю рамку и картушку, тем самым создает «уход картушки с румба».
ГИК /Гироиндукционный компас/
Назначение: Определяет: 1) магнитный курс (МК);
2) угол разворота самолета (УР);
|
|
в комплексе с автоматическим радиокомпасом АРК-9:
3) магнитный пеленг самолета (МПС);
4) магнитный пеленг радиостанции (МПР).