Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Важнейшей задачей подготовки выпускника медико-профилактического факультета является приведение программы обучения в соответствие с меняющейся профессиональной ориентацией специалиста-эпидемиолога. Эпидемиолог нового поколения должен владеть всем спектром эпидемиологических исследований как инфекционной, так и неинфекционной патологии. В настоящее время государственной политикой в области медицины признана «доказательная медицина». Значительная часть данных, составляющих информационную базу - результаты обобщений эмпирических наблюдений, часто расходящихся друг с другом. Поэтому современному практическому работнику здравоохранения нужно уметь критически анализировать предлагаемую информацию и сопоставлять материалы, полученные разными авторами, а также эффективно находить нужные данные с использованием современных информационных технологий.

Доказательная медицина является результатом соединения разных методологических подходов в медицине, прежде всего эпидемиологического и клинического. Они являются взаимно обогащающими, поскольку преследуют общую цель - установить причины болезней и создать эффективные средства лечения и профилактики.

Методологической основой доказательной медицины являются эпидемиологические исследования. Однако преподавание вопросов доказательной медицины в связи современной концепцией подготовки врачей требует серьезного расширения. Это касается, прежде всего, вопросов работы с медицинской литературой, все увеличивающимся потоком медицинской информации, ее отбором и анализом.

Программа по общей эпидемиологии (с основами доказательной медицины) для подготовки студентов по специальности «Медико-профилактическое дело» составлена в соответствии с накопленным международным опытом преподавания эпидемиологии, рекомендациями Всемирной ассоциации высшего медицинского образования, требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Медико-профилактическое дело».

Интеграция обучения должна осуществляться с кафедрами физики, медицинской информатики и общественного здоровья. Конечная цель обучения, а также перечень знаний и умений сформулированы с учетом изменений в предназначении выпускника, произошедших в связи с выходом приказа № 220 от 17.09.93 «О мерах по развитию и совершенствованию инфекционной службы в РФ», приказа № 286 от 19.12.94 МЗ и МП об утверждении положения «О порядке допуска к осуществлению профес­сиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности». Приоритет при этом отдается аналитической деятельности, позволяющей определить причины и факторы риска инфекционной и неинфекционной заболеваемости. В программе уделяется внимание специфике эпидемиологических исследований неинфекционной патологии, оценке эффективности и безопасности профилактических средств и мероприятий, диагностических и скрининговых исследований.

По заданиям кафедры студенты, анализируя большой цифровой материал по заболеваемости какой-то болезнью в определенном населенном пункте, выполняют индивидуальную курсовую работу, направленную на выявление причинно-следственных связей между заболеваемостью и факторами, ее определяющими. Формулируется эпидемиологический диагноз и разрабатывается комплекс профилактических и противоэпидемических мероприятий.

Практические занятия проводятся в основном на кафедре в специально оборудованных учебных помещениях и на рабочих местах практикующих специалистов.

Контроль знаний осуществляется с использованием исходных, рубежных, итоговых тестовых заданий. Структурно-логическая схема последовательности преподавания по отдельным разделам программы определяется их содержанием и распределением учебного времени.

Вначале студенты знакомятся с эпидемиологическим подходом в изучении болезней человека, изучают методические основы эпидемиологических исследований. Далее приступают к освоению аналитических и экспериментальных исследований на модели конкретных ситуационных заданий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: