УЧРЕЖДЕНИИ
1) Логопедический пункт является структурным подразделением дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) любого вида;
2) логопедический пункт открывается органами управления образованием при наличии соответствующих нормативно-правовых, материально-технических, программно-методических и кадровых условий;
3) для организации деятельности логопедического пункта в штатное расписание ДОУ вводится должность учителя-логопеда (из расчета не более 20 детей с нарушениями речи на 1 ставку);
4) цель деятельности логопедического пункта: раннее выявление и преодоление отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста;
5) задачи:
- осуществление диагностики речевого развития детей;
- определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и (или) компенсации речевого дефекта с учетом его структуры, степени тяжести, обусловленности, а также индивидуально-личностных особенностей детей;
- взаимодействие с психолого-медико-педагогическими комиссиями;
- организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-образовательного процесса в реализации комплексного подхода при реабилитации детей с проблемами речевого развития;
- распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью профилактики речевых нарушений у детей, а также для оптимизации процесса логопедического воздействия;
6) направления деятельности:
- диагностическое (осуществление мониторинга коррекционного процесса);
- коррекционно-развивающее (создание условий для эффективной коррекции и компенсации недостатков устной речи детей дошкольного возраста с учетом их ведущего вида деятельности);
- информационно-методическое:
а) составление проектов индивидуальных маршрутов коррекции
и компенсации речевых нарушений разной степени тяжести, различной обусловленности;
б) оказание консультативной помощи педагогам и родителям;
в) организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-развивающего процесса;
г) организация и систематизация методического фонда логопункта в соответствии с требованиями к его оснащению (приложение 1);
д) сбор информации о деятельности логопункта и её анализ (приложение 2);
7) общее руководство и ответственность за деятельность учителя-логопеда несет руководитель ДОУ.
2.Организация логопедической работы
1) Комплектование логопункта осуществляется на основании
заключений следующего характера:
- ФНР (фонематическое недоразвитие речи);
- ФНР (фонетическое недоразвитие речи);
- ФФНР (фонетико-фонематическое-недоразвитие речи);
- ОНР (общее недоразвитие речи) I, II, III уровней у детей с различной клинической обусловленностью: дислалией, дизартрией, ринолалией, алалией, афазией;
- заикание;
2) при соблюдении санитарно-гигиенических условий (наличие отдельного входа, справки о здоровье ребенка) возможно оказание логопедической помощи детям, не посещающим ДОУ, но проживающим в данном микрорайоне;
3) обследование детей на логопедическом пункте осуществляется с 15 по 30 мая и с 1 по 15 сентября, а также в течение года по необходимости;
4) данные об обследованных на логопункте детях вносятся учителем-логопедом в журнал регистрации (приложение 3) с целью последующего распределения дошкольников по группам в зависимости от структуры речевого дефекта;
5) на каждого зачисленного на логопункт ребенка заполняется
речевая карта (приложение 4);
6) преимуществом при зачислении на логопедический пункт пользуются дети, недостатки речи которых препятствуют успешному усвоению образовательных программ ДОУ или вызывают появление вторичных нарушений социального характера;
7) группы комплектуются детьми с однородными нарушениями речи:
- с общим недоразвитием речи (ОНР) — до 3-5 человек;
- с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) — до 5-6 человек;
- с заиканием — до 5-6 человек;
8) основными формами организации логопедической работы являются индивидуальные и групповые занятия, количество и продолжительность которых зависит от психофизических и возрастных особенностей ребенка (от 15 до 25 минут не менее 2-3 раз в неделю с каждым ребенком); темы групповых и индивидуальных занятий с детьми и учет посещаемости детей отражаются в журнале логопедических занятий (приложение 5);
9) периодичность и продолжительность занятий зависят от режима работы дошкольного образовательного учреждения, а также от степени тяжести речевого нарушения;
10) периодичность занятий:
- групповое занятие с детьми, имеющими ОНР (общее недоразвитие речи) различной клинической обусловленности, проводятся не менее 3-х раз в неделю;
- с группой детей, имеющих ФФНР и ФНР, - не менее 2-х раз в неделю;
- с группой детей, имеющих фонетический дефект — не менее 1-го раза в неделю;
- с группой заикающихся детей — не менее 3-х раз в неделю;
11) выпуск детей осуществляется в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи;
12) в случае длительного отсутствия положительной динамики родителям ребёнка (законным представителям) может быть рекомендовано обратиться в в соответствующие лечебно-профилактические учреждения для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом и другими) или в психолого-медико-педагогическую комиссию для уточнения диагноза;
13) ответственность за посещение детьми занятий на логопедическом пункте несет учитель-логопед;
14) распределение рабочего времени учителя-логопеда распределяется следующим образом: 75% - работа с детьми, 15 % - консультативно-методическая работа, 10 % - работа с документацией;
15) для логопедического пункта выделяется отдельный кабинет, отвечающий санитарно-гигиеническим нормам;
16) в логопункте ведется следующая документация:
- журнал регистрации (приложение 3);
- журнал учета проведения индивидуальных и групповых логопедических занятий (приложение 5):
- речевые карты (приложение 4);
- годовой план деятельности логопедов;
- календарно-тематические планы групповых занятий;
- индивидуальные рабочие тетради (приложение 6);
- тетрадь взаимосвязи логопеда с родителями;
- диагностическая карта динамического наблюдения речевого развития детей (приложение 7);
- аналитическая справка по результатам деятельности за год (приложение 2);
- расписание занятий и циклограмма использования рабочего времени;
- паспорт логопедического кабинета (приложение 8).
Приложение 1