Примерные вопросы к экзамену

1. Теория самоорганизации: Изменчивость, Наследственность, Отбор, Синергизм. Механизм самоорганизации – рыночный порядок.

2. Всеобщая организационная наука (тектология) А.А. Богданова: Элементы, Сочетания, закон относительных сопротивлений (закон наименьших), Закон расхождения.

3. Общая теория систем (Людвиг фон Берталанфи). Алгоритм системного анализа организации.

4. Законы организации

5. Социальные организации. Типы социальных организаций. Организации как открытые системы. Модель вход-трансформация-выход.

6. Конфигурация социальной организации.

7. Структурные параметры организации. Контекстуальные параметры организации

8. Классическое направление теории социальных организаций. Научная школа. Подход Ф. Тейлора

9. Концепция идеальной бюрократии. Базовые характеристики бюрократической организации. Три способа осуществления власти. Ограничения модели идеальной бюрократии

10. Общие принципы управления (административная школа А. Файоля). Пять процессов и пять функций управления. 14-ть «общих принципов управления»

11. Организация как процесс возникновения и преодоления проблем. Неопределенность и причины ее появления. Проблема рациональности. Инструментальный и экономический критерии организации

12. Защитный пояс, регулирование, прогнозирование, нормирование как методы адаптации организации к окружающей среде.

13. Гуманистическое направление в теории социальной организации. Исследование в Хоторне. Принципы Элтона Мейо.

14. Дихотомия менеджмента: концепции Х и Y (Дуглас Макгрегор). Принцип интеграции. Ситуационный характер концепций Х и Y

15. Предпосылки формирования структуры организации. Горизонтальное разделение труда. Вертикальное разделение труда.

16. Вертикальные информационные связи. Горизонтальные информационные связи.

17. Функциональная структура. Преимущества и недостатки функциональной структуры.

18. Дивизиональная структура. Продуктовая структура. Структура, ориентированная на потребителя. Региональная организационная структура

19. Матричная структура. Условия создания матрицы. Функциональные матрицы. Продуктовые матрицы. Слабые и сильные стороны матричной структуры

20. Горизонтальная структура. Процессы. Слабые и сильные стороны горизонтальной структуры организации.

21. Модульная структура. Слабые и сильные стороны модульной структуры организации.

22. Гибридная структура организации. Адекватность структуры. Симптомы структурного несоответствия структуры организации

23. Большие и малые организации. Стадии жизненного цикла организации

24. Упадок организации. Стратегии контроля в организации.

25. Инкрементальные и радикальные изменения. Последовательность элементов инновации

26. Двойственный подход к проведению инноваций. Корпоративное предпринимательство. Защитники идеи.

27. Методы реализации изменений. Преодоление сопротивления переменам

28. Управление знаниями. Задачи управления знаниями. Уровни знания, принимаемые к рассмотрению в управлении знаниями

29. Явное и неявное знание. Формализованное и неформализованное знание. Способы трансформации знаний в социальной группе (И. Нонака, Х. Такеучи).

30. Интеллектуальный капитал организации. Космополитические и провинциальные организации.

31. Тактические процессы УЗ и информационные системы для их поддержки.

32. Стратегические процессы УЗ и информационные системы для их поддержки.

33. Инструменты интегрированного предприятия.

34. Cистемы Интранет. Системы планирования ресурсов предприятия (ERP). Влияние ИТ на проектирование организаций.

35. Менеджмент разнообразия. Демографические характеристики. Личность. «Большая пятерка» качеств личности. Социальные черты личности

36. Личные концептуальные черты: Локус (траектория) контроля, Макиавеллизм, Ценности, Установки, Восприятие

37. Черты эмоциональной устойчивости. Ориентация (поведение) человека по типу А и по типу В.

38. Эмоциональные способности. Шкалы эмоционального интеллекта. Успех в жизни. Различие между IQ и EQ

39. Стресс и управление стрессом

40. Организационная культура. Мировоззренческие типы

41. Этика и ОП. Этическая дилемма. Социальная ответственность организации

42. Роль ценностей в организации. Ценности успешных организаций. Нормы отношений и нормы поведения

43. Типы организационных культур. Крайние типы взаимодействия человека с организацией

44. Макрокультурные переменные. Влияние тревожности на эффективность деятельности организации. Рекомендации для руководителя по управлению орг.культурой

45. Мотивация деятельности: основные понятия. Внешнее и внутреннее вознаграждение. Базовые принципы, характеризующие природу человека (А. Маслоу). Проявление потребностей на работе

46. Теории мотивации Альдерфера, МакКлелланда, Герцберга

47. Поведение (процессные теории мотивации). Теория ожиданий (В. Врум). Теория равенства - справедливости

48. Удовлетворенность трудом

49. Вознаграждение (теории подкрепления). Научение поведению. Научение с одинарной и двойной петлями

50. Цикл обучения (на опыте). Стили обучения

51. Подкрепление поведения. Компенсация как механизм закрепления поведения. Графики подкрепления

52. Формальные и неформальные группы. Структурные характеристики группы. Ситуационные характеристики группы. Реакция группы на поведение человека

53. Уровни конфликтов. Причины конфликтов. Косвенные и прямые методы управления конфликтами. Стили разрешения конфликта

54. Должностная власть. Личная власть. Превращение власти во влияние. Послушание. Психологический контракт

55. Черты, характерные для успешного лидера. Поведенческий подход. Два стиля лидерства

56. Ситуационная теория лидерства. Личный стиль лидерства. Лидерство при осуществлении изменений

57. Руководители и управленческая деятельность как объект исследования ОП. Описание управленческой деятельности на основе выделения ролей (Г. Минцберг) и навыков (Р. Кац).

58. Недостатки ролей и навыков как моделей для описания управленческой деятельности. Компетенции и компетентности. Три измерения компетенции

59. Модель компетенций (Г. Робертс).

60. Влияние ситуационных факторов на компетенции. Способы создания моделей компетенций

61. Обобщенная модель компетенций менеджера. Поведенческие индикаторы компетенций менеджера. Оценка по методу 360 градусов

62. Управление эффективностью работы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: