Фигуры иллокутивные

Риторический вопрос − это вопрос, не требующий ответа, так как ответ заключён в самом вопросе. Это положительное или отрицательное суждение, облечённое в форму вопроса. По сути, данная фигура представляет собой использование грамматической формы в переносном значении, поэтому многие исследователи считают риторический вопрос грамматическим тропом. Асимметрия формы и содержания придаёт высказыванию особую выразительность. Может ли невоспитанный воспитать воспитанного?; Какой смысл в деньгах, если на них нечего купить? (из газет); Если люди настолько плохи, обладая религией, кем они были бы без нее? (Бенджамин Франклин).

Медитативный вопрос (от лат. meditatio − размышление, обдумывание)– вопросительное предложение, используемое не для запроса и получения информации, а для выражения эмоционального размышления. В отличие от риторического вопроса он не содержит ни категорических утверждений, ни категорических отрицаний. Медитативные вопросы могут быть обращёнными говорящим к самому себе (делиберативный вопрос), к воображаемому адресату, нередко представляющему собой неодушевлённый предмет.

Медитативные вопрос часто используются в лирике:

Зачем я не птица, не ворон степной,

Пролетевший сейчас надо мной?

Зачем не могу в небесах я парить

И одну лишь свободу любить?

(М. Лермонтов)

Встречаются медитативные вопросы и в публицистической речи: Боже, за что такие тяжкие испытания России и её людям?

Вопросно-ответный ход (гипóфора, объективация) – отрезок монологической речи, объединяющий риторический вопрос или медитативный вопрос, или серию вопросов и ответ на них.Вопросно-ответный ходвыполняет двойную функцию − активизации внимания адресата и акцентирования мысли, выраженной в ответной части конструкции: Что может быть хуже, чем мир, которым управляют мужчины? Разве что мир, которым управляют женщины (Нэнси Астор); Все умные люди исповедуют одну и ту же религию. Какую? Умные люди никогда об этом не говорят (Бенджамин Дизраэли); Из чего мы состоим? Из духа и тела (Августин).

Дубитация (апóрия) – выражение раздумья, сомнения: Быть или не быть? (В. Шекспир). Дубитация может найти воплощение в ряде вопросов, адресованных к воображаемому собеседнику. В публицистике данный приём используется в начале речи и служит для постановки проблемы и обоснования формы рассуждения: Какой реальный ущерб нанёс Распутин России? В чём провинился? Почему “слуга Антихриста”? Как случилось, что крестьянин в конце жизни мог сказать: “Я держу у себя в кулаке всю Россию”? (из газет).

Риторическое восклицание − это эмоционально окрашенное предложение: Как дорого стоили нам несчастья, которые так и не случились! (Томас Джефферсон); Не надо бороться за чистоту, надо подметать! (Илья Ильф). Риторическое восклицание может быть “усилено” лексическим повтором, синтаксическим параллелизмом и др.: И вот он − научно-исследовательский институт, такой персонал, такое оборудование, такие возможности! (М. Годенко).

Риторическое обращение − стилистический прием, отличающийся от обычного обращения (называющего лицо, к которому в непосредственном общении адресована речь) тем, что форма обращения используется в ней не столько для называния адресата (второго лица), сколько для привлечения внимания к этому адресату со стороны других лиц (слушателей) и его оценочной характеристики: О старый мир! / Пока ты не погиб, / Пока томишься мукой сладкой, / Остановись, премудрый, как Эдип, / Пред Сфинксом с древнею загадкой! (А. Блок); О, молодость! Молодость! Может быть, вся тайна твоей прелести не в возможности всё сделать, а в возможности думать, что ты всё сделаешь (И.С. Тургенев).

Литература

1 Хазагеров, Т.Г. Общая риторика: Курс лекций; Словарь риторических приёмов /Т.Г. Хазагеров, Л.С. Ширина / Отв. ред. Е.Н. Ширяев – Ростов н/Д, 1999 − 320 с.

2 Клюев, Е.В. Риторика (Инвенция, Диспозиция, Элокуция): учебное пособие для вузов / Е.В. Клюев – М., 1999. − 272 с.

3 Михальская, А.К. Основы риторики: учебник для общеобразовательных учреждений / А.К. Михальская – М.: Дрофа, 2001 – 496 с.

4 Москвин, В.П. Стилистика русского языка. Приёмы и средства выразительной и образной речи (общая классификация): Пособие для студентов / В.П. Москвин – Волгоград, 2000 − 198 с.

5 Москвин, В.П. Стилистика русского языка. Теоретический курс/ В.П. Москвин. − Ростов н/Д, 2006. − 630 с.

6 Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты / Под ред. А. П. Сковородникова. — М: Флинта, Наука: — 2005. – 480с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: