Сущность качественного анализа проектных рисков
Качественный анализ проводят для получения данных, позволяющих потенциальным партнерам принять решение о целесообразности участия в проекте и выработать антирисковые мероприятия для защиты от возможных финансовых потерь.
Процедура качественного анализа должна привести к количественному результату — стоимостной оценке как негативных последствий идентифицированных рисков, так и разработанных анти рисковых мероприятий.
Это базируется на выявлении проектных рисков.
Таким образом, первая задача качественного подхода — идентифицировать возможные виды проектных рисков, свойственных анализируемому проекту, в соответствии с одной из приведенных выше классификаций. Кроме того, необходимо определить и описать причины и факторы, влияющие на уровень каждого вида риска, описать и дать стоимостную оценку всех возможных его последствий и предложить систему антирисковых мероприятий, рассчитав их стоимостный эквивалент.
|
|
Полученные результаты целесообразно свести в табл. 5.1.
Таблица 1. Результаты выявления проектных рисков
|
В такой таблице удобно группировать риски в соответствии с фазами (стадиями) жизненного цикла инвестиционного проекта: предынвестиционной, инвестиционной, эксплуатационной.
Также в таблицу можно вносить информацию, определяющую контекст риска:
• условия;
• ограничения;
• обстоятельства;
• допущения;
• влияющие факторы;
• взаимозависимости рисков;
• подвергающихся риску владельцев собственности;
• факторы, вызывающие беспокойство проектной группы.
Очень часто оказывается, что одна установленная причина риска влечет за собой множество последствий. Также возможно, что риски взаимосвязаны между собой, поэтому последствие одного проектного риска может оказаться причиной другого. Такие ситуации должны также отражаться в контексте рисков для учета их коррелированности при принятии решений в ходе анализа и планирования рисков. Исчезновение одного риска может привести в ликвидации целой группы зависимых рисков и соответствующим изменениям в существовании рисков всего проекта.
Идентификация рисков
Для оценки рисков и принятия связанного с ними решения необходимо собрать исходную информацию об объекте — носителе риска. Эта первичная стадия носит название идентификации риска. Она включает два основных этапа:
сбор информации о структуре объекта
|
|
и идентификацию опасностей или инцидентов.
Существует множество методов, помогающих получить информацию о характеристиках отдельных рисков, присущих определенному виду деятельности. Поэтому, чтобы решить поставленную задачу, целесообразно использовать комплекс методов. Невозможно однозначно сказать, какие методы будут наиболее эффективными в каждом конкретном случае. Работа по сбору информации и идентификации рисков помогает обнаружить большинство опасностей, но, как правило, через некоторое время проявляются новые. Поэтому важной составной частью организации деятельности в данной области является создание специальной программы по контролю и идентификации новых рисков. Такая программа должна планироваться отделом предприятия по управлению риском или риск-менеджером.
Напомним, что в качестве инструментов распознавания проектных рисков часто используют экспертные подходы, в том числе опросные листы, SWOT-анализ, метод Дельфи, метод проектов-аналогов и другие.
Кроме уже представленных подходов особую роль в процессе распознавания рисков предприятия, реализующего проект, выполняют карты потоков, прямая инспекция, причинно- следственная диаграмма (диаграмма Исикавы), анализ финансовой и управленческой отчетности (аудит) и другие.
Какой бы план противостояния рискам ни был выработан, он должен иметь собственный бюджет и экономическое обоснование, чтобы затраты на выявление рисков не превысили ущерб от них.
Распознавание рисков достаточно трудоемко и требует специальных знаний. Оптимальным в такой ситуации является привлечение для работы независимых фирм или экспертов в области оценки рисков и страхования.
Получение исходной информации о производственных объектах возможно с помощью:
• стандартизованных опросных листов;
• анализа первичных документов управленческой и финансовой отчетности;
• анализа данных ежеквартальных и годовых финансовых отчетов;
• составления и анализа диаграммы организационной структуры предприятия;
• составления и анализа карт технологических потоков производственных процессов;
• инспекции производственных подразделений;
• консультации специалистов в данной технической области;
• экспертизы документации специализированными консалтинговыми фирмами.
Полученная информация должна быть надлежащим образом проанализирована и структурирована. Основная цель такой работы — установить взаимосвязи между отдельными данными из разных источников.
Ряд особенностей имеет распознавание финансовых и коммерческих рисков предприятия. Основное значение в данном случае приобретает анализ финансовой документации предприятия. Для этого необходимо готовить специфические опросные листы, а также адаптировать и ряд других методов выявления риска.
Структурные диаграммы. Эти диаграммы относятся к графическим методам получения информации о возможных рисках. Метод предназначен для анализа особенностей структуры предприятия и вытекающих из этого рисков. Полученные данные полезны для оценки прежде всего внутренних предпринимательских рисков, связанных с качеством менеджмента, организацией сбыта и рекламы и т.д., а также коммерческих рисков.
Рассмотрим гипотетическую фирму, состоящую из головной компании и трех дочерних, каждая из которых занимается производством некоторого ассортимента продукции из сырья, произведенного головной компанией. Такая производственная структура называется вертикально интегрированной (рис..1)
В функции головной компании входит обеспечение сырьем и закупки комплектующих, заключение контрактов, организация финансирования, проведение маркетинговой политики и общая координация деятельности компаний. Общее руководство осуществляет генеральный директор, ему подчинены менеджеры по маркетингу, исследовательским и проектным работам, производству, финансам, а также бухгалтерия и секретариат.
|
|
На следующем уровне находятся дочерние компании, каждая из которых имеет свою организационную структуру. Для этих компаний также строятся структурные диаграммы, которые во многом аналогичные диаграмме для всей фирмы.
Рис. 1. Структура производственной фирмы |
Структурные диаграммы позволяют определить несколько форм возможного внутреннего риска: дублирование функций, их зависимость и концентрацию. Например, может оказаться, что отделы исследований и проектирования имеются также и во всех дочерних компаниях. В этом случае несоответствие стандартов проведения работ может создать определенные риски в настоящем и в будущем. Такая форма риска называется дублированием.
В приведенном примере и производство сырья и закупка комплектующих для дочерних предприятий осуществляются централизованно головной компанией. Такая форма внутреннего риска называется концентрацией и означает сосредоточение в одном подразделении функций, важных для работы нескольких других. Очевидно, что это рискованная ситуация, которую следует тщательно проанализировать. Может оказаться, что не существует других поставщиков сырья, удовлетворяющих требованиям этих производств, или головное предприятие существенно зависит от доходов дочерних компаний. К структурной диаграмме можно также добавить финансовые данные о дочерних компаниях и выделить те из них, что приносят наибольший доход.
Существуют разные подходы к построению структурных диаграмм. Все многообразие управленческих форм компаний можно условно разделить на вертикальные, горизонтальные и смешанные структуры, в частности матричные, ячеистые и другие.
Карты потоков. Карты потоков, или потоковые диаграммы, графически изображают отдельные технологические процессы производства и их взаимосвязь. Потоком на таких картах называется перемещение некоторых материальных ценностей от одного структурного элемента диаграммы к другому. Эти карты полезны для распознавания основных элементов производственного процесса, от которых зависит его надежность и устойчивость. Такие элементы называют узловыми, поскольку нарушение их нормального режима работы или выход из строя прерывают весь производственный процесс или приводят к возникновению критических по аварийности ситуаций. Процесс, зафиксированный в конкретной карте, может охватывать какой-то один вид деятельности организации, все внутренние производственные процессы или отдельную технологическую цепочку.
|
|
Таким образом, карта потоков позволяет установить критические области производственного процесса и грубо оценить масштабы того или иного инцидента. Например, задержка поступления комплектующих не приведет к немедленной остановке производства, если на складе готовых узлов имеется определенный запас, в то время как авария в цехе упаковки готовой продукции сразу же вызовет остановку отгрузки готовой продукции и повлечет за собой убытки.
По известному правилу, элементы, критические для работы всей системы, находятся в последовательных ветвях системы. В то же время нарушение работы элементов в одной из параллельных ветвей приведет, скорее всего, к меньшим убыткам, поскольку материальные потоки смогут некоторое время проходить по другим ветвям, которые продолжают нормально функционировать.
Из анализа потоковых диаграмм следует также, что в отдельных частях системы полезно создавать буферные зоны, например склады полуфабрикатов, в которых накапливается некоторое количество (запас) материальных ценностей на случай аварии. В этом случае предприятие некоторое время сможет функционировать, используя запасы до того момента, как будет восстановлена нормальная работа подразделений.
Карты потоков могут выполняться с разной степенью сложности. Кроме того, потоковые диаграммы позволяют отражать как материальные, так и финансовые потоки между подразделениями фирмы. Например, карта потоков, представленная на рис.2, показывает процесс сборки изделия в модифицированном виде. Здесь зафиксированы не материальные потоки, а денежные эквиваленты запасов и добавленной стоимости, переходящей в процессе каждой стадии в готовый продукт: в рамках указана добавленная стоимость, возникающая на каждой стадии, а на стрелках — общая стоимость, передаваемая от одной стадии к другой.
Основные преимущества представления карты потоков в модифицированном виде состоят в возможности:
• получения количественной оценки потенциальных убытков в случае перебоев на одной из стадий технологического цикла;
• зрительного восприятия риск-менеджером различных путей перераспределения ресурсов между параллельными ветвями системы;
• обнаружения и минимизации потенциальных убытков.
В настоящее время существуют мощные программные средства для персональных компьютеров, в частности ERP-системы (системы комплексного управления ресурсами), позволяющие существенно упростить моделирование структуры предприятия и потоков ресурсов внутри него.
Ограниченность применения карт потоков как метода распознавания риска состоит в следующем:
• метод ориентирован только на внутренние процессы;
• не устанавливает причин уязвимости отдельных стадий производственного процесса.
Все это требует одновременно использовать иные методы для получения исходной информации о рисках. Например, карты потоков могут дополняться сведениями о возможной частоте и тяжести прошлых убытков, полученными из опросных листов.
Рис. 2. Модифицированная карта потоков для процесса сборки изделия, млн руб. |
Причинно-следственная диаграмма. Диаграмма, которую предложил один из крупнейших японских теоретиков менеджмента Каору Исикава в разных источниках упоминается как «рыбий скелет» или «дерево проблем», которое отражает то же самое, но схема при этом разворачивается на 90 градусов.
Диаграмма Исикавы позволяет провести анализ и структурировать все факторы риска, которые влияют на результат анализа. Инструмент весьма практичен для анализа причин, приводящих к возникновению рисков. Работу с диаграммой Исикавы рекомендуется проводить по следующим этапам:
• сбор всех рисков, каким-либо образом влияющих на проект;
• группировка рисков по смысловым и причинно- следственным блокам;
• ранжирование рисков внутри каждого блока;
• анализ получившейся картины;
• отбрасывание рисков, на которые невозможно повлиять;
• игнорирование малозначащих и непринципиальных рисков.
Прямая инспекция. Описанные выше методы распознавания риска удобны тем, что получать данные можно, не выходя из офиса, т.е. используя современные средства связи. Однако не исключено, что при изучении опросных листов, финансовой документации или карт потоков некоторые моменты окажутся неясными и вызовут дополнительные вопросы. Кроме того, при заполнении в подразделениях предприятия подготовленных для них форм отчетности по рискам могут быть упущены важные факторы. Поэтому для получения дополнительной информации и проверки на местах ее достоверности и полноты риск-менеджеры могут организовывать инспекционные поездки на предприятия.
Прямая инспекция позволит также идентифицировать и уточнить отдельные аспекты разрабатываемой программы управления рисками, оценить возможные затраты на управление на данном предприятии и дать рекомендации по регулированию уровней рисков.
При планировании посещения любого объекта необходимо прежде всего определить перечень задач, которые должны быть решены в процессе инспекции, и учесть ряд специфических факторов. Кроме того, следует выстроить некую логическую схему идентификации рисков таким образом, чтобы свести к минимуму возможность упустить что-либо существенное.
Один из способов решения этой задачи — подготовка для каждого из объектов специальных карт, содержащих перечень вопросов и сведений, которые предстоит уточнить. В процессе инспекции такие карты должны быть заполнены для каждого объекта. Они определяют содержание и структуру инспектирования, уменьшают время пребывания на объекте и снижают опасность упустить что- либо важное.
На практике инспекции проводят либо неожиданно, либо заблаговременно извещая о ее проведении.
Приведем примерный перечень вопросов, которые могут быть решены либо уточнены в процессе инспекции:
• расположение объекта и степень близости к населенным пунктам, другим промышленным объектам;
• наличие и состояние основных и оборотных фондов;
• общая характеристика и состояние особо опасных агрегатов;
• описание и оценка системы управления (общий и финансовый менеджмент, маркетинг, бухгалтерский учет);
• подробности недавних происшествий или заявленных претензий, если оборудование было застраховано.
После того как инспекция проведена, необходимо все результаты оформить в виде отчета, где для каждой запланированной задачи указываются:
• цель обследования;
• дата и место проведения;
• краткое содержание проведенных бесед с сотрудниками;
• полученные данные и материалы;
• результат обследования;
• резюме.
По итогам инспекции в общую базу данных предприятия необходимо внести уточнения, касающиеся списка оборудования, идентифицированных рисков, а также выработать рекомендации по пересмотру существующего уровня риска и методам его регулирования. Если риски были застрахованы, то риск-менеджеры обязаны немедленно известить страховщиков обо всех установленных в ходе инспекции изменениях, существенных для договора страхования.
Еще одним важным инструментом риск-менеджмента является аудит инвестиционного проекта, связанный в том числе с анализом финансовой и управленческой отчетности. Этот анализ проводится в соответствии с хорошо отработанными методиками финансового анализа (как предприятий, так и инвестиционных проектов).
Особенно велика роль проводимого анализа в случае, если в проекте предусмотрена схема финансирования в виде банковского кредита.