Идентификация рисков

Сущность качественного анализа проектных рисков

Качественный анализ проводят для получения данных, позво­ляющих потенциальным партнерам принять решение о целесооб­разности участия в проекте и выработать антирисковые мероприя­тия для защиты от возможных финансовых потерь.

Процедура ка­чественного анализа должна привести к количествен­ному результату — стоимостной оценке как негативных последст­вий идентифицированных рисков, так и разработанных анти рисковых мероприятий.

Это базируется на выявлении проектных рисков.

Таким образом, первая задача качественного подхода — иденти­фицировать возможные виды проектных рисков, свойственных ана­лизируемому проекту, в соответствии с одной из приведенных вы­ше классификаций. Кроме того, необходимо определить и описать причины и факторы, влияющие на уровень каждого вида риска, описать и дать стоимостную оценку всех возможных его последст­вий и предложить систему антирисковых мероприятий, рассчитав их стоимостный эквивалент.

Полученные результаты целесообразно свести в табл. 5.1.

Таблица 1. Результаты выявления проектных рисков
Наименование риска Причина (факторы) риска Последствия и возможный ущерб Меры по предотвращению, приближенная оценка их стоимости
       

В такой таблице удобно группировать риски в соответствии с фазами (стадиями) жизненного цикла инвестиционного проекта: предынвестиционной, инвестиционной, эксплуатационной.

Также в таблицу можно вносить информацию, определяющую контекст риска:

• условия;

• ограничения;

• обстоятельства;

• допущения;

• влияющие факторы;

• взаимозависимости рисков;

• подвергающихся риску владельцев собственности;

• факторы, вызывающие беспокойство проектной группы.

Очень часто оказывается, что одна установленная причина рис­ка влечет за собой множество последствий. Также возможно, что риски взаимосвязаны между собой, поэтому последствие одного проектного риска может оказаться причиной другого. Такие ситуа­ции должны также отражаться в контексте рисков для учета их коррелированности при принятии решений в ходе анализа и планиро­вания рисков. Исчезновение одного риска может привести в лик­видации целой группы зависимых рисков и соответствующим изме­нениям в существовании рисков всего проекта.

Идентификация рисков

Для оценки рисков и принятия связанного с ними решения необходимо собрать исходную информацию об объекте — носителе риска. Эта первичная стадия носит название идентификации риска. Она включает два основных этапа:

сбор информации о структуре объекта

и идентификацию опасностей или инцидентов.

Существует множество методов, помогающих получить инфор­мацию о характеристиках отдельных рисков, присущих определен­ному виду деятельности. Поэтому, чтобы решить поставленную за­дачу, целесообразно использовать комплекс методов. Невозможно однозначно сказать, какие методы будут наиболее эффективными в каждом конкретном случае. Работа по сбору информации и идентификации рисков помога­ет обнаружить большинство опасностей, но, как правило, через не­которое время проявляются новые. Поэтому важной составной частью организации деятельности в данной области является создание специальной программы по кон­тролю и идентификации новых рисков. Такая программа должна планироваться отделом предприятия по управлению риском или риск-менеджером.

Напомним, что в качестве инструментов распознавания проект­ных рисков часто используют экспертные подходы, в том числе оп­росные листы, SWOT-анализ, метод Дельфи, метод проектов-аналогов и другие.

Кроме уже представленных подходов особую роль в процессе распознавания рисков предприятия, реализующего проект, выполняют карты потоков, прямая инспекция, причинно- следственная диаграмма (диаграмма Исикавы), анализ финансовой и управленческой отчетности (аудит) и другие.

Какой бы план противостояния рискам ни был выработан, он должен иметь собственный бюджет и экономическое обоснование, чтобы затраты на выявление рисков не превысили ущерб от них.

Распознавание рисков достаточно трудоемко и требует специ­альных знаний. Оптимальным в такой ситуации является привлече­ние для работы независимых фирм или экспертов в области оценки рисков и страхования.

Получение исходной информации о производственных объектах возможно с помощью:

• стандартизованных опросных листов;

• анализа первичных документов управленческой и финансо­вой отчетности;

• анализа данных ежеквартальных и годовых финансовых от­четов;

• составления и анализа диаграммы организационной струк­туры предприятия;

• составления и анализа карт технологических потоков произ­водственных процессов;

• инспекции производственных подразделений;

• консультации специалистов в данной технической области;

• экспертизы документации специализированными консал­тинговыми фирмами.

Полученная информация должна быть надлежащим образом про­анализирована и структурирована. Основная цель такой работы — установить взаимосвязи между отдельными данными из разных ис­точников.

Ряд особенностей имеет распознавание финансовых и коммер­ческих рисков предприятия. Основное значение в данном случае приобретает анализ финансовой документации предприятия. Для этого необходимо готовить специфические опросные листы, а так­же адаптировать и ряд других методов выявления риска.

Структурные диаграммы. Эти диаграммы относятся к графиче­ским методам получения информации о возможных рисках. Метод предназначен для анализа особенностей структуры предприятия и вытекающих из этого рисков. Полученные данные полезны для оценки прежде всего внутренних предпринимательских рисков, связанных с качеством менеджмента, организацией сбыта и рекла­мы и т.д., а также коммерческих рисков.

Рассмотрим гипотетическую фирму, состоящую из головной компании и трех дочерних, каждая из которых занимается произ­водством некоторого ассортимента продукции из сырья, произве­денного головной компанией. Такая производственная структура называется вертикально интегрированной (рис..1)

В функции головной компании входит обеспечение сырьем и закупки комплектующих, заключение контрактов, организация фи­нансирования, проведение маркетинговой политики и общая коор­динация деятельности компаний. Общее руководство осуществляет генеральный директор, ему подчинены менеджеры по маркетингу, исследовательским и проектным работам, производству, финансам, а также бухгалтерия и секретариат.

На следующем уровне находятся дочерние компании, каждая из которых имеет свою организационную структуру. Для этих компа­ний также строятся структурные диаграммы, которые во многом аналогичные диаграмме для всей фирмы.

Рис. 1. Структура производственной фирмы

Структурные диаграммы позволяют определить несколько форм возможного внутреннего риска: дублирование функций, их зависи­мость и концентрацию. Например, может оказаться, что отделы исследований и проектирования имеются также и во всех дочерних компаниях. В этом случае несоответствие стандартов проведения работ может создать определенные риски в настоящем и в будущем. Такая форма риска называется дублированием.

В приведенном примере и производство сырья и закупка ком­плектующих для дочерних предприятий осуществляются централи­зованно головной компанией. Такая форма внутреннего риска на­зывается концентрацией и означает сосредоточение в одном под­разделении функций, важных для работы нескольких других. Оче­видно, что это рискованная ситуация, которую следует тщательно проанализировать. Может оказаться, что не существует других по­ставщиков сырья, удовлетворяющих требованиям этих производств, или головное предприятие существенно зависит от доходов дочер­них компаний. К структурной диаграмме можно также добавить финансовые данные о дочерних компаниях и выделить те из них, что приносят наибольший доход.

Существуют разные подходы к построению структурных диа­грамм. Все многообразие управленческих форм компаний можно условно разделить на вертикальные, горизонтальные и смешанные структуры, в частности матричные, ячеистые и другие.

Карты потоков. Карты потоков, или потоковые диаграммы, графически изображают отдельные технологические процессы про­изводства и их взаимосвязь. Потоком на таких картах называется перемещение некоторых материальных ценностей от одного струк­турного элемента диаграммы к другому. Эти карты полезны для распознавания основных элементов производственного процесса, от которых зависит его надежность и устойчивость. Такие элементы называют узловыми, поскольку нарушение их нормального режима работы или выход из строя прерывают весь производственный про­цесс или приводят к возникновению критических по аварийности ситуаций. Процесс, зафиксированный в конкретной карте, может охватывать какой-то один вид деятельности организации, все внут­ренние производственные процессы или отдельную технологиче­скую цепочку.

Таким образом, карта потоков позволяет установить критиче­ские области производственного процесса и грубо оценить масшта­бы того или иного инцидента. Например, задержка поступления комплектующих не приведет к немедленной остановке производст­ва, если на складе готовых узлов имеется определенный запас, в то время как авария в цехе упаковки готовой продукции сразу же вы­зовет остановку отгрузки готовой продукции и повлечет за собой убытки.

По известному правилу, элементы, критические для работы всей системы, находятся в последовательных ветвях системы. В то же время нарушение работы элементов в одной из параллельных ветвей приведет, скорее всего, к меньшим убыткам, поскольку ма­териальные потоки смогут некоторое время проходить по другим ветвям, которые продолжают нормально функционировать.

Из анализа потоковых диаграмм следует также, что в отдельных частях системы полезно создавать буферные зоны, например скла­ды полуфабрикатов, в которых накапливается некоторое количество (запас) материальных ценностей на случай аварии. В этом случае предприятие некоторое время сможет функционировать, используя запасы до того момента, как будет восстановлена нормальная рабо­та подразделений.

Карты потоков могут выполняться с разной степенью сложно­сти. Кроме того, потоковые диаграммы позволяют отражать как материальные, так и финансовые потоки между подразделениями фирмы. Например, карта потоков, представленная на рис.2, показывает процесс сборки изделия в модифицированном виде. Здесь зафиксированы не материальные потоки, а денежные эквива­ленты запасов и добавленной стоимости, переходящей в процессе каждой стадии в готовый продукт: в рамках указана добавленная стоимость, возникающая на каждой стадии, а на стрелках — общая стоимость, передаваемая от одной стадии к другой.

Основные преимущества представления карты потоков в моди­фицированном виде состоят в возможности:

• получения количественной оценки потенциальных убытков в случае перебоев на одной из стадий технологического цикла;

• зрительного восприятия риск-менеджером различных путей перераспределения ресурсов между параллельными ветвями систе­мы;

• обнаружения и минимизации потенциальных убытков.

В настоящее время существуют мощные программные средства для персональных компьютеров, в частности ERP-системы (систе­мы комплексного управления ресурсами), позволяющие существен­но упростить моделирование структуры предприятия и потоков ре­сурсов внутри него.

Ограниченность применения карт потоков как метода распозна­вания риска состоит в следующем:

• метод ориентирован только на внутренние процессы;

• не устанавливает причин уязвимости отдельных стадий про­изводственного процесса.

Все это требует одновременно использовать иные методы для получения исходной информации о рисках. Например, карты по­токов могут дополняться сведениями о возможной частоте и тяже­сти прошлых убытков, полученными из опросных листов.

Рис. 2. Модифицированная карта потоков для процесса сборки изделия, млн руб.

Причинно-следственная диаграмма. Диаграмма, которую предло­жил один из крупнейших японских теоретиков менеджмента Каору Исикава в разных источниках упоминается как «рыбий скелет» или «дерево проблем», которое отражает то же самое, но схема при этом разворачивается на 90 градусов.

Диаграмма Исикавы позволяет провести анализ и структуриро­вать все факторы риска, которые влияют на результат анализа. Ин­струмент весьма практичен для анализа причин, приводящих к возникновению рисков. Работу с диаграммой Исикавы рекоменду­ется проводить по следующим этапам:

• сбор всех рисков, каким-либо образом влияющих на про­ект;

• группировка рисков по смысловым и причинно- следственным блокам;

• ранжирование рисков внутри каждого блока;

• анализ получившейся картины;

• отбрасывание рисков, на которые невозможно повлиять;

• игнорирование малозначащих и непринципиальных рисков.

Прямая инспекция. Описанные выше методы распознавания риска удобны тем, что получать данные можно, не выходя из офи­са, т.е. используя современные средства связи. Однако не исключе­но, что при изучении опросных листов, финансовой документации или карт потоков некоторые моменты окажутся неясными и вызо­вут дополнительные вопросы. Кроме того, при заполнении в под­разделениях предприятия подготовленных для них форм отчетности по рискам могут быть упущены важные факторы. Поэтому для по­лучения дополнительной информации и проверки на местах ее дос­товерности и полноты риск-менеджеры могут организовывать ин­спекционные поездки на предприятия.

Прямая инспекция позволит также идентифицировать и уточнить отдельные аспекты разрабатываемой программы управления риска­ми, оценить возможные затраты на управление на данном предпри­ятии и дать рекомендации по регулированию уровней рисков.

При планировании посещения любого объекта необходимо прежде всего определить перечень задач, которые должны быть ре­шены в процессе инспекции, и учесть ряд специфических факто­ров. Кроме того, следует выстроить некую логическую схему иден­тификации рисков таким образом, чтобы свести к минимуму воз­можность упустить что-либо существенное.

Один из способов решения этой задачи — подготовка для каж­дого из объектов специальных карт, содержащих перечень вопросов и сведений, которые предстоит уточнить. В процессе инспекции такие карты должны быть заполнены для каждого объекта. Они оп­ределяют содержание и структуру инспектирования, уменьшают время пребывания на объекте и снижают опасность упустить что- либо важное.

На практике инспекции проводят либо неожиданно, либо за­благовременно извещая о ее проведении.

Приведем примерный перечень вопросов, которые могут быть решены либо уточнены в процессе инспекции:

• расположение объекта и степень близости к населенным пунктам, другим промышленным объектам;

• наличие и состояние основных и оборотных фондов;

• общая характеристика и состояние особо опасных агрегатов;

• описание и оценка системы управления (общий и финансо­вый менеджмент, маркетинг, бухгалтерский учет);

• подробности недавних происшествий или заявленных пре­тензий, если оборудование было застраховано.

После того как инспекция проведена, необходимо все результа­ты оформить в виде отчета, где для каждой запланированной задачи указываются:

• цель обследования;

• дата и место проведения;

• краткое содержание проведенных бесед с сотрудниками;

• полученные данные и материалы;

• результат обследования;

• резюме.

По итогам инспекции в общую базу данных предприятия необ­ходимо внести уточнения, касающиеся списка оборудования, иден­тифицированных рисков, а также выработать рекомендации по пе­ресмотру существующего уровня риска и методам его регулирова­ния. Если риски были застрахованы, то риск-менеджеры обязаны немедленно известить страховщиков обо всех установленных в ходе инспекции изменениях, существенных для договора страхования.

Еще одним важным инструментом риск-менеджмента является аудит инвестиционного проекта, связанный в том чис­ле с анализом финансовой и управленческой отчетности. Этот ана­лиз проводится в соответствии с хорошо отработанными методика­ми финансового анализа (как предприятий, так и инвестиционных проектов).

Особенно велика роль проводимого анализа в случае, если в проекте предусмотрена схема финансирования в виде банковского кредита.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: