Основным документом, регулирующим правовые и финансовые от-ношения, взаимные обязательства и ответственность сторон, является договор (контракт), заключаемый заказчиком с привлекаемыми им для разработки проектной документации проектными, проектно-строительными организациями, другими юридическими и физическими лицами. Неотъемлемой частью договора (контракта) должно быть задание на проектирование.
Разработка проектной документации осуществляется при наличии решения о предварительном согласовании места размещения объекта, на основе утвержденных обоснований инвестиций в строительство или иных предпроектных материалов, договора и задания на проектирование.
Проектная документация разрабатывается преимущественно на конкурсной основе, в том числе через торги подряда (тендер). Порядок организации и проведения тендера на проектные работы определяется инвестором (заказчиком) в соответствии с Положением о подрядных торгах в Российской Федерации и серией методических рекомендаций, утвержденных Межведомственной комиссией по подрядным торгам.
|
|
Для организации и проведения тендера на проектные работы создается временная комиссия – тендерный комитет. В состав тендерного комитета кроме представителя заказчика входят на договорных условиях эксперты по специальным вопросам. В обязанности тендерного комитета входят объявление тендера, организация подготовки и распространения среди участников тендера (соисполнителей) тендерной документации, организация и проведение тендера, рассмотрение предложений соискателей и их оценка.
Тендерная документация содержит коммерческую (финансовые условия и гарантии), организационную (порядок, форма и объем представления требования соискателя) и техническую часть (задание на проектирование и необходимые исходные данные, в том числе технико-экономические критерии и требования).
Финансирование деятельности тендерного комитета, подготовки тендерной документации осуществляется за счет средств инвестора (заказчика).
На каждом этапе работы над проектом производится стоимостная
оценка. В крупных зарубежных проектах составляется по меньшей мере 4 вида смет с возрастающей степенью точности:
- предварительная (на стадии исследования инвестиционных возможностей), имеющая целью оценить жизнеспособность проекта.
Допустимая погрешность оценки составляет 25-40%;
- первичная, или факторная (на стадии разработки ТЭО), имеющая целью сравнить планируемые затраты с бюджетными ограничениями. Допустимая погрешность оценки составляет 15-25%;
- приближенная (на начальной стадии рабочего проектирования), предназначенная для подготовки плана финансирования проекта. Допустимая точность оценки составляет 10-15%;
|
|
- окончательная (в середине цикла разработки рабочего проекта), предназначенная для подготовки и проведения торгов. Допустимая погрешность оценки составляет 5-6%.
Под экспертизой проекта понимается оценка предполагаемого к реализации проекта с точки зрения его физической осуществимости, правовой допустимости, финансовой целесообразности и доступности и экономической (коммерческой) эффективности.
Оценка физической осуществимости проекта подразумевает под собой наличие физических возможностей для реализации проекта с учетом местоположения, состояния инфраструктуры, имеющихся строительных возможностей и влияния этих возможностей на возможные параметры проекта, затраты, сроки.
Оценка правовых возможностей реализации проекта предполагает определение возможностей достижения соглашений с собственниками земли об условиях ее вовлечения в процесс девелопмента, соответствия проекта правилам землепользования, согласования проекта органами государственного управления и контроля, получение разрешения на производство работ, перспективы юридических споров с оппонентами.
Оценка финансовой целесообразности включает в себя определение потенциальной выручки от реализации предполагаемого объекта, возможного уровня доходности проекта, возможности привлечения внешних источников финансирования проекта, соотношение различных источников финансирования по мере реализации проекта.
Для проектов девелопмента местоположения – это фактор, который влияет на издержки, а самое главное и на доходы, которые может принести создаваемый объект недвижимости. Практически местоположение оказывает влияние на две характеристики: количество потенциальных потребителей недвижимости; цена, которую покупатель готов заплатить за объект недвижимости. Поиск подходящего места в процессе девелопмента – это не только нахождения земельного участка, на котором можно физически осуществить проект. Но это также знание географических особенностей, градостроительных требований, социальных, политических и финансовых проблем окружающего этот участок пространства.
Преимущества и недостатки местоположения прямо связаны с функциональным предназначением недвижимости. То есть не бывает плохого местоположения – бывает неудачно выбранное местоположение.
При выборе возможного расположения, например, для торгового центра следует обратить внимание на следующие вопросы. Во-первых, доступность – имеются ли транспортные сети, доступные покупателю; является ли пешеходный поток мимо проектируемого объекта достаточным, каковы отношения между выбранным расположением, другими торговыми центрами и потенциальными покупателями. Во-вторых, конкуренция – есть ли прямые конкуренты у создаваемого торгового центра, и какую долю покупателей можно у них отобрать. В-третьих, какой текущий уровень обеспеченности торговыми площадями, сколько вновь созданных магазинов на территории. Следующее на что следует обратить внимание – потенциал: какова численность населения и тенденции занятости в данной местности; имеются ли еще какие-либо проекты. Для торговых центров существенной характеристикой местоположения является понятие «зоны притяжения» – территория, население которой полностью или частично полагается на торговый центр, чтобы с его помощью удовлетворить свои потребности в тех или иных товарах.
Особое внимание следует уделить наличию конкурирующих и дополняющих объектов. Но следует иметь в виду, что наличие объектов, оказывающих услуги, подобные тем, что планируются по объекту, еще не являются негативным фактором. Напротив, для товаров длительного пользования соседство с магазинами, предлагающими схожие, но отличающиеся по своим модификациям товары (торговым маркам, техническим характеристикам, цене), может быть фактором, способствующим успеху, так как наличие рядом магазинов одного направления способствует притоку покупателей.
|
|
Местоположение оказывает влияние и на издержки по созданию объектов недвижимости. Очень часто это связано с дополнительными затратами, возникающими при постройке в неосвоенных – новых районах, где отсутствуют необходимые инженерные сети.
Помимо местоположения большое значение для реализации проекта имеют правовые аспекты (передаваемый состав прав, имеющиеся ограничения и обременения), технические и экологические характеристики.
Одно из направлений деятельности девелопера – анализ земельного участка, предлагаемого для развития. Для этого необходимо определить достаточность его размера для реализации того или иного проекта и достижения оптимального соотношения между вкладами земли и иных факторов производства (капитала, труда) в создаваемый объект недвижимости. Для определения этих соотношений используется такой показатель, как коэффициент использования территории (КИТ) (отношение площади здания к площади земельного участка). Так, для коммерческой недвижимости значения этого коэффициента составляют от 0,5 до 12. В связи с тем, что на успех девелоперского проекта влияет очень много факторов, то необходимо проводить их анализ.
Следует отметить, что перед проведением оценки девелоперу следует собрать и уточнить параметры, характеризующие проект, возможностии намерения девелопера. Основными из этих параметров являются: планируемый уровень арендной платы или продажной цены; закладываемая норма капитализации; затраты на подготовку участка; затраты на строительно-монтажные работы; затраты на оплату привлекаемых специалистов; затраты на финансовые мероприятия; затраты на маркетинг; затраты на землю; прибыль девелопера; время реализации проекта; непредвиденные расходы.